Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 02:03, реферат
Федерация - форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.
В соответствии со статьей 1 действующей Конституции, Российская Федерация есть федеративное государство. Принципы устройства федеративного государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между федеральным центром и субъектами Федерации.
Введение.
1.Формы государственного устройства. Федерализм.
1.1Понятие и виды форм государственного устройства
1.2 Федерация как форма государственного устройства
2. Россия как федеративное государство
2.1 Становление и развитие федеративного устройства в
России.
2.2 Принципы и особенности федеративного устройства России.
Заключение.
Список литературы.
Нижегородская
государственная
Реферат по правоведению
на тему:
«Российская федерация – федеративное государство»
Реферат подготовил
студент II курса
группы 27
Сосин Алексей.
2013 год.
Содержание.
1.Формы государственного устройства. Федерализм.
1.1Понятие и виды форм государственного устройства
1.2 Федерация как форма государственного устройства
2. Россия как федеративное государство
2.1 Становление и развитие федеративного
устройства в
России.
2.2 Принципы и особенности федеративного устройства России.
Введение.
Федерация - форма государственного
устройства, при которой части
федеративного государства
В соответствии со статьей 1
действующей Конституции, Российская
Федерация есть федеративное государство.
Принципы устройства федеративного
государства относятся к
1. Формы государственного устройства. Федерализм
1.1 Понятие и виды форм государственного устройства
Под формой государственного
устройства понимаются территориальное
его устройство (административно-
Существуют две основные
формы государственного устройства:
унитарная и федеративная. Унитарное
государство - единое, слитное государство,
состоящее в своей основе из административно-
Для унитарных государств характерно наличие следующих основных признаков Бахлов И. В. Современное федеративное государство. СПб.: Град Петров. 2004. C. 18. :
- единая конституция;
- единая система высших
органов государственной власти
(глава государства, парламент,
- единое гражданство;
- единая система права;
- территория унитарного государства подразделяется на
административно-
Федеративное государство
- сложное государство, субъекты которого,
обладая государственным
Федеративная природа ряда государств обусловлена в первую очередь многонациональным составом населения (Российская Федерация, Канада, Индия и т.д.). Часто также принимают федеративную форму государственного устройства территориально крупные государства (Россия, США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия, ЮАР) - одни по соображениям решения национального вопроса, другие в силу невозможности эффективного демократического управления из одного центра.
Основой федеративного устройства государств является национально-территориальный или территориальный принцип, что способствует разрешению национального вопроса. В первом случае федерация образуется из самостоятельных государств преимущественно на договорной основе, во втором - субъектами федерации выступают государственные образования, образованные по территориальному признаку.
В федеративном государстве существуют общефедеральные органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), решения которой являются обязательными для субъектов федерации только в той мере, в какой это определено в ее компетенции. Законодательный орган традиционно состоит из двух палат, в одной из которых представлены ее субъекты. Наряду с высшими федеральными органами существуют высшие органы государственной власти членов, частей, субъектов федерации.
Территория союзной федерации состоит из совокупности территорий ее субъектов, каждый гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином всей страны. Имеются единые федеральные вооруженные силы, финансовая, налоговая, денежная системы. Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы. Субъекты федерации могут иметь собственные войсковые формирования.
Право выхода из состава федерации за их субъектами в современных конституциях не признается, что обеспечивает целостность и федеративное единство государства.
Самостоятельность субъектов федерации определяется чаще всего специальным нормативным актом или конституцией союзного государства.
Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств и создается на основе договора или соглашения для строго определенных целей (политических, военных, экономических) и, как правило, носит временный характер. Впоследствии конфедерация или перерастает в федерацию (США, Швейцария), или распадается. Современными конфедерациями были Объединенная Арабская Республика (ОАР), включавшая Египет и Сирию, а также Сенегамбия, объединявшая Сенегал и Гамбию. Конфедерация сочетает в себе признаки внутригосударственной и международно-правовой организации.
Конфедеративное объединение предполагает создание высших органов. Принятые ими решения не носят обязательного характера для субъектов федерации, последние могут отменить действия актов органов конфедерации на своей территории (право нуллификации). Ими можно руководствоваться, если субъект федерации в процессе принятия актов добровольно согласится их выполнять или впоследствии возложит на себя такую обязанность. Обычно центрального конфедеративного государственного аппарата не существует, а создаются высшие органы координирующего характера. Конфедерация государственным суверенитетом не обладает, субъекты имеют право выхода из ее состава, нет общей конституции, единой денежной системы, единого гражданства Бахлов И. В. Указ. соч. С. 14..
Таким образом, в унитарных государствах обособление частей в основном носит лишь административно-управленческий характер, их органы самостоятельную политику не вырабатывают, и выделиться в самостоятельные государства не могут. В федеративном государстве имеются высшие органы государственной власти и управления, как у государства в целом, так и у его субъектов.
1.2 Федерация как форма государственного устройства
Федеративное государство (федерация) - сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т.д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации. В строго научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства. При этом федеральные конституции устанавливают, в чём именно политически срастающиеся малые государства сохраняют свою «самостоятельность» и в чём они её утратят. На сегодняшний день в мире насчитывается более 20 федераций, расположенных на пяти континентах, с совокупным населением около двух млрд. человек
По особенностям конституционно-правового
статуса субъектов
Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройств
Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются её субъектами. Они могут иметь свои конституции, своё гражданство, собственные высшие государственные органы - законодательные, исполнительные, судебные. Наличие в федерации двух систем высших органов - федерации в целом и её субъектов - вызывает необходимость разграничить их компетенции.
Способы размежевания компетенции,
применяемые в различных
К характерным признакам федерации относится то, что отношения центра и составных частей регулируются основным законом государства - конституцией, создающий специальный механизм урегулирования конфликтов - конституционный надзор.
Федеративные конституции
включают в предметы ведения федерации
важнейшие вопросы
Современная мировая практика формирования политико-правовых основ федераций наглядно демонстрирует, что конституционные положения в своем обобщенном виде подразделяются на предметы ведения, относящиеся к сфере федеральных (центральных) органов власти, на полномочия, закрепленные за субъектами союзного государства и так называемые остаточные полномочия, не отнесенные четко и однозначно в тексте Основного закона к ведению того или иного уровня власти. Подобное разделение позволяет достаточно четко соотнести целое с частным, наиболее общие вопросы, требующие совместных усилий от субъектов федераций, с их собственными историческими, социально-экономическими, национально-культурными и другого рода особенностями.
К одним из основных проблем,
с решением которых сталкивается
современная федерация, является вопрос
сохранения единства страны. В настоящее
время эти вопросы определяются
теми положениями и составляют ядро
той части федеральной
Другая важная гарантия обеспечения
целостности федеративного
Информация о работе Российская федерация – федеративное государство