Российская федерация – федеративное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 02:03, реферат

Описание работы

Федерация - форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.
В соответствии со статьей 1 действующей Конституции, Российская Федерация есть федеративное государство. Принципы устройства федеративного государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между федеральным центром и субъектами Федерации.

Содержание работы

Введение.
1.Формы государственного устройства. Федерализм.
1.1Понятие и виды форм государственного устройства
1.2 Федерация как форма государственного устройства
2. Россия как федеративное государство
2.1 Становление и развитие федеративного устройства в
России.
2.2 Принципы и особенности федеративного устройства России.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

реферат по праву.docx

— 52.99 Кб (Скачать файл)

 

Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия.

 

 

 

Реферат по правоведению

на тему:

«Российская федерация – федеративное государство»

 

 

 

 

 

 

 

Реферат подготовил

студент II курса

группы 27

Сосин Алексей.

 

 

 

 

 

2013 год.

Содержание.

  • Введение.

1.Формы государственного устройства. Федерализм.

       1.1Понятие и виды форм государственного устройства

       1.2 Федерация как форма государственного устройства

2. Россия как федеративное государство

         2.1 Становление и развитие федеративного устройства в                                                            

России.

2.2 Принципы и особенности федеративного устройства России.

  • Заключение.
  • Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Федерация - форма государственного устройства, при которой части  федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими  юридически определённой политической самостоятельностью.

В соответствии со статьей 1 действующей Конституции, Российская Федерация есть федеративное государство. Принципы устройства федеративного  государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между  федеральным центром и субъектами Федерации. Среди таких принципов  выделяют следующие: верховенство Конституции  и федеральных законов; равноправие  субъектов Федерации; государственная  целостность; единство системы государственной  власти; разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов  РФ; равноправие и самоопределение  народов. Однако понятие федерации, ее юридическая и практическая трактовка  гораздо шире приведенных теоретических  положений. Кроме того федеративное устройство России постоянно совершенствуется законодательными мерами, с учетом необходимых потребностей всех субъектов  Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Формы государственного устройства. Федерализм

1.1 Понятие и виды форм государственного устройства

Под формой государственного устройства понимаются территориальное  его устройство (административно-территориальное  или национально-территориальное) и  характер взаимоотношений между  его составными частями и центральной  властью. Государства по-разному  определяют свое внутреннее устройство в зависимости от исторических традиций, национального состава населения  и других факторов.

Существуют две основные формы государственного устройства: унитарная и федеративная. Унитарное  государство - единое, слитное государство, состоящее в своей основе из административно-территориальных  единиц, которые не имеют права  собственного местного законодательства, хотя могут издавать другие нормативные  акты (решения, постановления). Устанавливая ту или иную форму государственного устройства, конституция любого государства  распределяет или, наоборот, концентрирует  властные полномочия, тем самым предопределяя  правовую базу решения проблем общественного  развития.

Для унитарных государств характерно наличие следующих основных признаков Бахлов И. В. Современное федеративное государство. СПб.: Град Петров. 2004. C. 18. :

- единая конституция;

- единая система высших  органов государственной власти (глава государства, парламент,  правительство, судебная система);

- единое гражданство;

- единая система права;

- территория унитарного  государства подразделяется на

административно-территориальные  единицы, не обладающие какой-либо политической самостоятельностью.

Федеративное государство - сложное государство, субъекты которого, обладая государственным суверенитетом, объединились в общее государство  для решения общих долгосрочных задач.

Федеративная природа ряда государств обусловлена в первую очередь многонациональным составом населения (Российская Федерация, Канада, Индия и т.д.). Часто также принимают федеративную форму государственного устройства территориально крупные государства (Россия, США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия, ЮАР) - одни по соображениям решения национального вопроса, другие в силу невозможности эффективного демократического управления из одного центра.

Основой федеративного устройства государств является национально-территориальный  или территориальный принцип, что  способствует разрешению национального  вопроса. В первом случае федерация  образуется из самостоятельных государств преимущественно на договорной основе, во втором - субъектами федерации выступают государственные образования, образованные по территориальному признаку.

В федеративном государстве  существуют общефедеральные органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), решения  которой являются обязательными  для субъектов федерации только в той мере, в какой это определено в ее компетенции. Законодательный  орган традиционно состоит из двух палат, в одной из которых  представлены ее субъекты. Наряду с  высшими федеральными органами существуют высшие органы государственной власти членов, частей, субъектов федерации.

Территория союзной федерации  состоит из совокупности территорий ее субъектов, каждый гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином  всей страны. Имеются единые федеральные  вооруженные силы, финансовая, налоговая, денежная системы. Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные  органы. Субъекты федерации могут  иметь собственные войсковые  формирования.

Право выхода из состава  федерации за их субъектами в современных  конституциях не признается, что обеспечивает целостность и федеративное единство государства.

Самостоятельность субъектов  федерации определяется чаще всего  специальным нормативным актом  или конституцией союзного государства.

Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств и создается на основе договора или соглашения для строго определенных целей (политических, военных, экономических) и, как правило, носит  временный характер. Впоследствии конфедерация или перерастает в федерацию (США, Швейцария), или распадается. Современными конфедерациями были Объединенная Арабская Республика (ОАР), включавшая Египет и  Сирию, а также Сенегамбия, объединявшая Сенегал и Гамбию. Конфедерация сочетает в себе признаки внутригосударственной и международно-правовой организации.

Конфедеративное объединение  предполагает создание высших органов. Принятые ими решения не носят  обязательного характера для  субъектов федерации, последние  могут отменить действия актов органов  конфедерации на своей территории (право  нуллификации). Ими можно руководствоваться, если субъект федерации в процессе принятия актов добровольно согласится их выполнять или впоследствии возложит на себя такую обязанность. Обычно центрального конфедеративного государственного аппарата не существует, а создаются высшие органы координирующего характера. Конфедерация государственным суверенитетом  не обладает, субъекты имеют право  выхода из ее состава, нет общей конституции, единой денежной системы, единого гражданства  Бахлов И. В. Указ. соч. С. 14..

Таким образом, в унитарных  государствах обособление частей в  основном носит лишь административно-управленческий характер, их органы самостоятельную  политику не вырабатывают, и выделиться в самостоятельные государства  не могут. В федеративном государстве  имеются высшие органы государственной  власти и управления, как у государства  в целом, так и у его субъектов.

1.2 Федерация как форма государственного устройства

Федеративное государство (федерация) - сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т.д.) являются государствами  или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации. В строго научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства. При этом федеральные конституции устанавливают, в чём именно политически срастающиеся малые государства сохраняют свою «самостоятельность» и в чём они её утратят. На сегодняшний день в мире насчитывается более 20 федераций, расположенных на пяти континентах, с совокупным населением около двух млрд. человек

По особенностям конституционно-правового  статуса субъектов федеративного  государства выделяют симметричные и асимметричные федерации. В  первых субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), во вторых - конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия). Вопрос о том, к какому из типов относят Российскую Федерацию, в науке спорен. В любом случае отмечается, что абсолютно симметричных федераций на сегодняшний день не существует: все они обладают теми или иными признаками асимметричности.

Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройств

Входящие в состав федерации  государственные образования и  государства называются её субъектами. Они могут иметь свои конституции, своё гражданство, собственные высшие государственные органы - законодательные, исполнительные, судебные. Наличие  в федерации двух систем высших органов - федерации в целом и её субъектов - вызывает необходимость разграничить их компетенции.

Способы размежевания компетенции, применяемые в различных федерациях, многообразны, однако наиболее распространёнными  являются два. В Канаде, Бразилии, Мексике  и других странах конституции  устанавливают сферы, подпадающие  под исключительную компетенцию  федерации и исключительную компетенцию  её субъектов. В ФРГ, Индии, Российской Федерации и иных государствах конституции, кроме того, предусматривают сферу  действия совместной компетенции федерации и её субъектов.

К характерным признакам  федерации относится то, что отношения  центра и составных частей регулируются основным законом государства - конституцией, создающий специальный механизм урегулирования конфликтов - конституционный  надзор.

Федеративные конституции  включают в предметы ведения федерации  важнейшие вопросы государственной  жизни: оборону страны, внешнюю политику, финансы, налогообложение, организацию  высших органов власти, разрешение конфликтов между субъектами федерации, регулирование торговли, развитие транспорта и коммуникаций. В ведение субъектов  федерации входит более широкий  круг вопросов, но это в основном вопросы, не требующие единообразного регулирования. В их числе - организация  местных органов власти, общественно  необходимые работы и службы. В целом взаимоотношения между центром федерации и субъектами развиваются противоречиво. Во многих областях происходит усиление центральной власти, в ряде других - её ослабление. Эти процессы затрудняют объективную оценку федеративных отношений задачу, решение которой необходимо искать в срезе федеративных отношений в области экономики, политики, национальных отношений и права.

Современная мировая практика формирования политико-правовых основ  федераций наглядно демонстрирует, что конституционные положения  в своем обобщенном виде подразделяются на предметы ведения, относящиеся к  сфере федеральных (центральных) органов  власти, на полномочия, закрепленные за субъектами союзного государства и  так называемые остаточные полномочия, не отнесенные четко и однозначно в тексте Основного закона к ведению  того или иного уровня власти. Подобное разделение позволяет достаточно четко соотнести целое с частным, наиболее общие вопросы, требующие совместных усилий от субъектов федераций, с их собственными историческими, социально-экономическими, национально-культурными и другого рода особенностями.

К одним из основных проблем, с решением которых сталкивается современная федерация, является вопрос сохранения единства страны. В настоящее  время эти вопросы определяются теми положениями и составляют ядро той части федеральной конституции, которая регламентирует и содержит в общем сжатом или более пространном  виде перечисление предметов ведения  центральных органов власти. Это  в равной мере характеризует конституционную  практику как развитых, «устоявшихся»  федераций так и складывающихся заново или только формирующихся. Но и здесь просматриваются отдельные  нюансы и различия, что во многом связано с историческими условиями  образования и формирования тех  или иных государств. Если для федераций  североамериканского континента (Канада, CША) и Австралии, расширявшихся в значительной степени за счет освоения необжитых пространств и новых территорий, в Конституциях вполне понятно наличие положений о возможности «формирования» центральными властями новых субъектов в рамках федераций. В Европе данная ситуация выглядит несколько иначе. Федеральные органы «обязаны» гарантировать неприкосновенность территориальных границ субъектов от внешних и внутренних посягательств, в то время как сами субъекты ответственны за обеспечение внутреннего порядка на своих землях. Изменение территориальных границ субъекта возможно лишь в исключительных случаях и, как правило, с законодательного одобрения «заинтересованных» субъектов, а также при согласии общефедеральной Палаты, представляющей интересы членов федерации.

Другая важная гарантия обеспечения  целостности федеративного образования  заключается в том, что конституции  сосредоточивают решение всех вопросов, касающихся защиты неприкосновенности и неделимости государства от посягательства со стороны внешних  и внутренних недружественных сил, исключительно в руках федеральных  властей. Следует особо отметить и тот факт, что важнейшей гарантией, обеспечивающей целостность федеративных государств, является и отсутствие в их конституциях специальных предписаний, которые предусматривали бы право субъектов федерации на свободный и односторонний выход из состава федерации.

Информация о работе Российская федерация – федеративное государство