Российская федерация – федеративное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 02:03, реферат

Описание работы

Федерация - форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.
В соответствии со статьей 1 действующей Конституции, Российская Федерация есть федеративное государство. Принципы устройства федеративного государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между федеральным центром и субъектами Федерации.

Содержание работы

Введение.
1.Формы государственного устройства. Федерализм.
1.1Понятие и виды форм государственного устройства
1.2 Федерация как форма государственного устройства
2. Россия как федеративное государство
2.1 Становление и развитие федеративного устройства в
России.
2.2 Принципы и особенности федеративного устройства России.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

реферат по праву.docx

— 52.99 Кб (Скачать файл)

Органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  несут конституционную ответственность  за действия, нарушающие единство системы  государственной власти в Российской Федерации. Президенты и главы администраций (губернаторы) субъектов Российской Федерации могут быть отстранены от занимаемой должности за неоднократное  грубое нарушение Конституции и  законов Российской Федерации, а  также иные действия, нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации. Президенты и главы администраций (губернаторы) отстраняются от должности указом Президента РФ на основе решения Конституционного Суда РФ.

Представительные и законодательные  органы субъектов Российской Федерации  могут быть распущены за неоднократное  грубое нарушение Конституции и  законов Российской Федерации, принятие законов и иных нормативно-правовых актов, подрывающих суверенитет и территориальную целостность Российской Федерации, наносящих ущерб обороноспособности государства и разрушающих единую денежную и бюджетно-финансовую систему Российской Федерации. Представительные и законодательные органы субъектов Российской Федерации распускаются указом Президента РФ по представлению Федерального Собрания РФ и на основе заключения Конституционного Суда РФ.

Местные органы государственной  власти несут конституционную ответственность  за действия, нарушающие единство системы  государственной власти в Российской Федерации. Формы ответственности  местных органов государственной  власти за действия, нарушающие единство системы государственной власти в Российской Федерации устанавливаются  конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов  РФ. Как уже было отмечено выше, характерная черта всякой федерации - разграничение предметов ведения и полномочий между ее органами и органами входящих в нее субъектов. Часть 3 статьи 11 Конституции РФ гласит, что «разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий». Основной закон России определяет предметы ведения Российской Федерации (ст. 71), предметы совместного ведения (ст. 72), а также полноту государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 73).

Конституционные требования организации публичной власти в  России предполагают неукоснительное  соблюдение органами власти ст. 71 Конституции Российской Федерации, устанавливающей предметы исключительного ведения Российской Федерации. Эти предметы не могут быть переданы в ведение субъектов Российской Федерации или в сферу их совместного с Российской Федерацией ведения иначе, чем через внесение изменений в Конституцию Российской Федерации.

«Исключительность» предметов  ведения Российской Федерации, согласно ст. 76 Конституции РФ, выражается, прежде всего, в том, что по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Поэтому органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут осуществлять по предметам ведения Российской Федерации лишь исполнительно-распорядительные полномочия, но только в случаях и пределах, установленных Федерацией. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 К. РФ). Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76 К. РФ). Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (ч. 4 ст. 76 К. РФ). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 К. РФ).

 

 

Равноправие и  самоопределение народов. Конституция Российской Федерации исходит из принципа равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации. «Федеративное устройство Российской Федерации основано на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации» (ч. 3 ст. 5 К. РФ).

Федеративное устройство Российской Федерации исходит из права народов на самоопределение. Данное право является одним из важнейших достижений современной демократии и относится к общепризнанным нормам международного права.

Как известно, многие народы, проживающие на территории Российской Федерации, самоопределились, иногда и  по своей инициативе, но всегда с  согласия и, при поддержке государственных  органов Российской Федерации. Так  возникли, например, Башкирская и Бурятская  республики и многие другие. Самоопределение  в составе Российской Федерации  помогло становлению, как самоопределившихся народов, так и Российской Федерации  как суверенного государства.

Именно историческое прошлое  и настоящее учитывались в  ст. 5 Конституции при констатации того, что федеративное устройство Российской Федерации основано, в частности, на «равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации».

Закрепленный статьей  принцип равноправия народов  в Российской Федерации означает также, что во взаимоотношениях с  федеральными органами государственной  власти все субъекты Российской Федерации  между собой равноправны. Тем  самым действующая Конституция  положила конец претензиям руководителей  отдельных субъектов Федерации  на особое положение этих субъектов  в Федерации. В Конституции РФ также сказано, что «Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития» (ч. 3 ст. 68).

Кроме того, в этом контексте  важно отметить, что согласно ст. 69 Конституции РФ, «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации».

В целом выскажем мысль, что  принципы устройства федеративного  государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между  федеральным центром и субъектами Федерации. Попытки подорвать эти  принципы под видом все более  демократических, реальных моделей  федерализма ведут только к одному: размыванию, выхолащиванию главных, наиболее существенных черт федеративного  государства, к стиранию граней между  такими качественно различными формами государственных образований, как «конфедерация», «союз государств», «союзное государство», «унитарное государство».

Изложим некоторые промежуточные  выводы по настоящей главе:

- Россия по форме своего государственного устройства является федерацией. Федеративное устройство России имеет свою историю и фактически начинается с 1918 года. Однако, нужно признать что идеи федерализма в рамках РСФСР и СССР, очень часто были лишь декларативными, фактически государство управлялось из центра и характеризовалась строгой иерархией органов управления;

- принятие Конституции Российской Федерации в 1993 г. стало началом нового этапа построении федерализма как формы реальной демократизации власти. Конституция России 1993 г. четко определила ее конституционно-правовой статус, провозгласила равноправие субъектов Федерации, заложила базовые принципы и основные рамки построения подлинной федерации;

- в то же время процесс формирования государственного устройства РФ не завершился. С начала 90-х гг. Россия вошла в длительный переходный период, в рамках которого ведется поиск оптимальных форм взаимодействия национальных аспектов государственного устройства с чисто экономическими и территориальными, что выражается в создании федеральных округов, изменении способа формирования Совета Федерации, приведении регионального законодательства в соответствии с Конституцией Российской Федерации и т.д.;

- наиболее важные принципы Российской Федерации как федеративного государства таковы: верховенство Конституции и федеральных законов; равноправие субъектов Федерации; государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; равноправие и самоопределение народов;

- принципы устройства федеративного государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между федеральным центром и субъектами Федерации. Попытки подорвать эти принципы под видом все более демократических, реальных моделей федерализма ведут только к одному: размыванию, выхолащиванию главных, наиболее существенных черт федеративного государства, к стиранию граней между такими качественно различными формами государственных образований, как «конфедерация», «союз государств», «союзное государство», «унитарное государство».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Теперь, в соответствии с  поставленными ранее целью и  задачами выскажем несколько общих  выводов по данной работе.

Под формой государственного устройства понимаются территориальное  его устройство и характер взаимоотношений  между его составными частями  и центральной властью. Существуют две основные формы государственного устройства: унитарная и федеративная. В унитарных государствах обособление  частей в основном носит лишь административно-управленческий характер, их органы самостоятельную  политику не вырабатывают. В федеративном государстве имеются высшие органы государственной власти и управления, как у государства в целом, так и у его субъектов;

Можно выделить наиболее общие  черты, которые характерны для большинства  федеративных государств:

- территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов;

- в союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается союзной конституцией;

- субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

- основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях.

- обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура союзного парламента. Одна палата рассматривается как орган общесоюзного представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

- на сегодняшний день в мире насчитывается более 20 федераций, расположенных на пяти континентах, с совокупным населением около двух млрд. человек.

Россия по форме своего государственного устройства является федерацией. Федеративное устройство России имеет свою историю и фактически начинается с 1918 года. Однако, нужно признать что идеи федерализма в рамках РСФСР и СССР, очень часто были лишь декларативными, фактически государство управлялось из центра и характеризовалась строгой иерархией органов управления.

Принятие Конституции  Российской Федерации в 1993 г. стало началом нового этапа построении федерализма как формы реальной демократизации власти. Конституция России 1993 г. четко определила ее конституционно-правовой статус, провозгласила равноправие субъектов Федерации, заложила базовые принципы и основные рамки построения подлинной федерации. С начала 90-х гг. Россия вошла в длительный переходный период, в рамках которого ведется поиск форм взаимодействия национальных аспектов государственного устройства с чисто экономическими и территориальными, что выражается в создании федеральных округов, изменении способа формирования Совета Федерации, приведении регионального законодательства в соответствии с Конституцией Российской Федерации и т.д.

Наиболее важные принципы России как федеративного государства  таковы: верховенство Конституции и  федеральных законов; равноправие  субъектов Федерации; государственная  целостность; единство системы государственной  власти; разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов  РФ; равноправие и самоопределение  народов.

Принципы устройства федеративного  государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между  федеральным центром и субъектами Федерации.

 

 

Список использованной литературы.

Нормативные акты

1. Конституция Российской  Федерации. Официальный текст.

2. Закон РФ от 25.10.1991 №1807 «О языках народов Российской  Федерации». Официальный текст.

3. Федеративный договор  от 10.04.1992 г.

Научные монографии

1. Абдулатипов Р.Г. Россия на пороге XXI века: состояние и перспективы федеративного устройства. М.: Право. 1996. - 92 с.

2. Бахлов И.В. Современное федеративное государство. СПб.: Град Петров. 2004. - 150 с.

3. Валентен С.Д. Федерализм: российская история и российская реальность. М.: Гардарика, 2003. - 119 с.

4. Иванов В.Н., Яровой О.Я. Российский федерализм: становление и развитие. М.: Спутник+. 2006. - 280 с.

5. Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. М.: Истоки. 2007. - 230 с.

Информация о работе Российская федерация – федеративное государство