Российская федерация – федеративное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 02:03, реферат

Описание работы

Федерация - форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.
В соответствии со статьей 1 действующей Конституции, Российская Федерация есть федеративное государство. Принципы устройства федеративного государства относятся к основополагающим конституционным основам и определяют всю систему отношений между федеральным центром и субъектами Федерации.

Содержание работы

Введение.
1.Формы государственного устройства. Федерализм.
1.1Понятие и виды форм государственного устройства
1.2 Федерация как форма государственного устройства
2. Россия как федеративное государство
2.1 Становление и развитие федеративного устройства в
России.
2.2 Принципы и особенности федеративного устройства России.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

реферат по праву.docx

— 52.99 Кб (Скачать файл)

Что касается конституционных  гарантий целостности общества, проживающего на территории федеративного государства, то это, прежде всего те из них, которые  обеспечивают юридическое равенство  граждан данного государства. В  этом отношении конституции зарубежных федеративных государств устанавливают  в качестве гарантий.

во-первых, институт единого гражданства для всего населения, обитающего на территории государства;

во-вторых, равенство всех граждан перед законом;

в-третьих, определяют в качестве официального языка один из языков или несколько языков, которыми пользуется для общения население, живущее  на территории страны.

Исключительно важной гарантией  сохранения территориальной целостности  государства представляется конституционно установленный примат федерального права над правом субъектов федерации. Следует особо выделить предназначение целой совокупности конституционных  гарантий, обеспечивающих целостность  конституционной системы федеративного  государства, направленных на преодоление  несоответствия между федеральной  конституцией и основополагающими  актами субъектов федерации.

Конституционной практике федеративных стран присущи три разновидности  гарантий

- первая из них предусматривает получение официального заключения со стороны федеральных органов о соответствии конституций субъектов федерации федеральной конституции.

- вторая разновидность гарантий охватывает судебный контроль за соответствием конституций субъектов федерации общефедеральной конституции. Он осуществляется Верховным федеральным судом или Конституционным судом, которые вправе полностью или частично объявлять недействительными конституции субъектов федерации.

- третий вид гарантий предусматривает конституционное закрепление обязанности для высших должностных лиц субъектов федерации неукоснительно соблюдать федеральную конституцию и нести ответственность в случае нарушения установленных норм.

Сохранению целостности  федеративного государства в  немалой степени способствуют и  содержащиеся в конституциях гарантии прав субъектов федерации. Прежде всего, это относится к таким основополагающим принципам федерализма, как равенство  субъектов федерации и независимость  в решении вопросов внутренней политики. Конституциями признается наличие  собственных правовых и политических систем субъектов федераций, а защита их прав во многом обеспечивается конституционным  надзором или контролем.

К числу важнейших гарантий прав субъектов федерации следует  отнести и требование целостности  и неприкосновенности территории земель, штатов, провинций или кантонов, границы которых не могут быть изменены без предварительного согласия их представительных органов Валентен С. Д. Указ. соч. С. 76. . Отдельные конституции закрепляют и ряд дополнительных гарантий. В большинстве федераций центральные органы проводят предварительные переговоры и консультации с субъектами федерации перед принятием законов, регулирующих важнейшие стороны государственной жизни.

Наиболее характерным  из косвенных мер воздействия  на сохранение и упрочение единства и целостности (в том числе  и территориальных) федеративного  союза на современном этапе служит построение отношений между двумя  уровнями власти в области международных  контактов. Как известно, сфера внешней политики и внешних сношений относится к предметам ведения федеральных органов власти, и это положение является одним из краеугольных камней существования жизнеспособного федеративного государственного образования.

В зависимости от тех возможностей, которые внутреннее законодательство страны предоставляет субъектам  федеративных государств в отношении  международной деятельности, современные  федерации можно подразделить на три группы

- к первой из них относятся такие страны, в которых в соответствии с конституцией осуществление внешних сношений является исключительной прерогативой центрального правительства. В качестве примера подобных федераций служит Венесуэла, Бразилия и др.

- во вторую группу федераций входят государства, в которых, согласно конституции, субъекты имеют некоторые права на осуществление международной деятельности, но для этого необходимо предварительное согласие и контроль со стороны общенациональной администрации. Такого рода примером являются, прежде всего, Соединенные Штаты Америки.

Третью группу составляют такие федерации, конституция которых  признает за субъектами определенные полномочия в области внешних  сношений. К ним относятся ФРГ, Швейцарская Конфедерация, Канада.

Подведем некоторые выводы:

Под формой государственного устройства понимаются территориальное  его устройство (административно-территориальное  или национально-территориальное) и  характер взаимоотношений между  его составными частями и центральной  властью. Существуют две основные формы  государственного устройства: унитарная и федеративная (которую отличают от конфедеративной).

В унитарных государствах обособление частей в основном носит  лишь административно-управленческий характер, их органы самостоятельную  политику не вырабатывают, и выделиться в самостоятельные государства  не могут. В федеративном государстве  имеются высшие органы государственной  власти и управления, как у государства  в целом, так и у его субъектов.

Можно выделить наиболее общие  черты, которые характерны для большинства  федеративных государств:

- территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик;

- в союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается союзной конституцией;

- субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;

- в большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;

- основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях

- обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура союзного парламента. Одна палата рассматривается как орган общесоюзного представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

В завершение можно отметить, что на сегодняшний день в мире насчитывается более 20 федераций, расположенных  на пяти континентах, с совокупным населением около двух млрд. человек. В дальнейшем изложении мы ознакомимся с процессами становления и развития федеративного  устройства России и изучим особенности  российской модели федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Россия как федеративное государство

2.1 Становление и развитие федеративного устройства в России

Российская империя (с  небольшими оговорками в отношении  Финляндии и Польши) являлась унитарным  государством. Возникшая в результате победы Октябрьской революции Российская Советская Республика также являлась унитарным государством. Однако многонациональность России и провозглашение советской властью права наций на самоопределение активизировали тенденцию к распаду России, возникшую еще до Октября, когда усилилось национально-освободительное движение народов. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в январе 1918 г., провозгласила Россию федерацией. Подчеркивалось стремление «создать действительно свободный и добровольный, а, следовательно, тем более полный и прочный, союз трудящихся классов всех наций России» Вскоре после Съезда началось практически формирование Российской Федерации, государственное строительство ее составных частей. Принятая в июле 1918 г. Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики закрепила федеративный принцип организации государственного единства РСФСР.

В первой половине 1918 г. основной и единственной формой автономии была автономная республика. Однако уже во второй половине 1918 г. создается новая форма автономии - трудовая коммуна, а с 1920 г. начинает широко применяться еще одна форма автономии - автономная область. К концу 1922 г. основная масса народов России завершила создание своей автономии. Все эти автономии, образовавшиеся после принятия Конституции, формировались на основе законов центральной власти. После издания общероссийского закона о провозглашении автономии созывались учредительные съезды Советов автономных единиц, на которых акт провозглашения автономии реализовывался.

Высшей формой автономии  была автономная республика, которая  являлась государством, имеющим свой государственный механизм, свою конституцию (или закон, выполняющий ее функции).

Наряду с внутренним развитием  Российской Федерации в 1917-1922 годах  возникают и развиваются ее связи  с другими независимыми республиками, образовавшимися в это время.

Вступление РСФСР в  состав Союза ССР совпало с  завершением становления самой  Российской Федерации. С 1923 г. начинается новый этап в развитии формы государственного единства Республики. Он, прежде всего, характеризуется изменением форм автономии. Национальные округа как новая форма автономии являлись особенностью лишь Российской Федерации. Ни в одной другой союзной республике они не создавались.

В этот же период можно отметить и переход многих народов России к более высоким формам государственности. Первым шагом в этом направлении  стало преобразование округов Горской  АССР в автономные области, начавшееся в 1921 г.

Важным этапом в государственном  строительстве РСФСР стало принятие 21 января 1937 г. новой Конституции РСФСР. Эта Конституция закрепила наличие в составе Федерации 17 автономных республик и 6 автономных областей, которые перечислялись в Конституции. В Конституции в самых общих чертах определялся правовой статус автономной республики и автономной области. После принятия Конституции РСФСР 1937 г. во всех автономных республиках были приняты конституции этих республик.

В годы Великой Отечественной  войны существующий тоталитарный режим  предпринял ряд репрессивных мер  по отношению к целым народам, населяющим Российскую Федерацию, некоторые  из которых были обвинены в сотрудничестве с немецко-фашистскими захватчиками (Калмыкия, Чечня и т.д.)

Конституция РСФСР 1978 г. вновь зафиксировала суверенный статус РСФСР и ее право свободного выхода из СССР. В соответствии с Конституцией в составе Российской Федерации находились 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 автономных округов (так стали называться бывшие национальные округа), которые были перечислены в ней поименно.

Однако, нужно признать что идеи федерализма в рамках РСФСР и СССР, очень часто были лишь декларативными, фактически государство управлялось из центра и характеризовалась строгой иерархией органов управления.

Принятие Конституции  Российской Федерации в 1993 г. стало началом нового этапа построении федерализма как формы реальной демократизации власти Конституция России 1993 г. четко определила ее конституционно-правовой статус, провозгласила равноправие субъектов Федерации. Обозначив определенную «асимметричность» входящих в ее состав субъектов (республики, края, области, автономные области, автономные округа, города федерального значения), Конституция заложила базовые принципы и основные рамки построения подлинной федерации.

В то же время с принятием  Конституции 1993 г. процесс формирования государственного устройства РФ не завершился. Возможно, поэтому Конституцией была предусмотрена необходимость подготовки общих законов, регламентирующих различные условия построения федерации и федеративных отношений. С начала 90-х гг. Россия вошла в длительный переходный период, в рамках которого ведется поиск оптимальных форм взаимодействия национальных аспектов государственного устройства с чисто экономическими и территориальными Козак Д. Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Сегодня Российская Федерация является федеративным государством, которое идет по пути централизации, что выражается в создании федеральных округов, изменении способа формирования Совета Федерации, приведении регионального законодательства в соответствии с Конституцией Российской Федерации и т.д. Кроме того, до сих пор отсутствует сбалансированные отношения между центром и субъектами федерации.

В российской конституционной  практике указывается на ряд проблем, связанных с формой территориального устройства в России. Анализ статей 5, 66, 68 Конституции России показывает, что субъекты Российской Федерации фактически неравноправны. Например, только республики именуются в тексте Основного закона государствами; учредительным документом республики является конституция, а иных субъектов - устав. Республики и автономии строятся по национальному признаку, однако, только республики вправе вводить собственный государственный язык. Кроме того, современные проблемы федеративного устройства России связаны с большим размером территории государства, огромным количеством субъектов.

В настоящее время можно  обратить на следующие тенденции  формирования и функционирования федеративного  устройства Российской Федерации. 

-в условиях перехода от старой формы государственного устройства к новой модели федеральных отношений наметилась тенденция учета мирового опыта федерализма и выработки оптимального пути федерирования Российского государства;

- сохранена тенденция перегруппировки субъектов Российской Федерации (в сторону увеличения либо уменьшения);

- наличие разнообразных форм национально-государственного самоопределения (республики, автономная область, автономные округа) породило тенденцию максимального учета национальных интересов Российского общества в целом и составляющих его народов;

- в Конституции Российской Федерации в системе распределения полномочий между центром и субъектами федерации все более вырисовываются тенденции субсидиарных взаимоотношений;

Информация о работе Российская федерация – федеративное государство