Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 04:17, курсовая работа
Цель работы: проанализировать понятие и элементы правовой системы России, показать её генезис, отразить основные тенденции развития.
Задачи курсовой работы:
- охарактеризовать множественные научные подходы к понятию «правовая система» в свете теории государства и права;
- провести сравнительный анализ понятий «правовая система» и «система права», выявить их особенности;
- изучить типологию правовых систем;
- проанализировать характерные особенности российской правовой системы.
Введение 3
1. Понятие правовой системы и её основные типы в свете отечественной юридической науки 5
1.1. Понятие и основные элементы правовой системы 5
1.2. Типология правовых систем 11
2. Российская правовая система: прошлое и современность 15
2.1. История развития российской правовой системы: формирование и особенности 15
2.2. Особенности и основные этапы эволюции правовой системы
РСФСР 19
2.3. Особенности российской правовой системы и тенденции развития современного российского законодательства 22
Заключение 27
Список использованной литературы
Характеризуя элементный состав правовой системы, авторы обычно выделяют самые разнообразные наборы компонентов. Однако и он наряду с четко оформленными главными конструктивными элементами правовой системы включает иные элементы, из которых складывается подвижная, динамическая часть системы, конкретно не называя их. По иному подходит к разграничению правовой системы и правовой надстройки Н.И. Матузов.[13] Он считает, что правовая система богаче, чем надстройка, так как включает правовые состояния, режимы, процессы, статусы.
Каждая правовая система специфична, однако следует отметить и общее в национальных правовых системах – это обеспечение верховенства положений Конституции.
Элементами правовой системы являются: сфера сознания (правосознание); сфера практической деятельности (правоотношения) и сфера объективированных форм сознания и деятельности (правовые нормы и акты).
Правовая карта мира включает множество национальных правовых систем (приложение 1), каждая из которых интегрирует всю правовую действительность конкретного государства (доктрину, структуру, источники, ведущие институты и отрасли, традиции, правосознание, правопорядок, правовую культуру и т.д.). Категория «правовая семья» по мнению В.Н. Лазарева, служит для обозначения группы правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об относительном единстве этих систем. Это сходство является результатом их конкретно-исторического и логического развития.[14]
На наш взгляд, заслуживает поддержки подход западных компаративистов, отрицающих сущности и использующих различные факторы, начиная с этических, расовых, географических, религиозных и кончая юридической техникой и стилем права. Отсюда множество классификаций. Самой популярной оказалась классификация правовых семей, данная известным французским ученым Р. Давидом[15]. Она основана на сочетании двух критериев:
- идеологии, включающей, с одной стороны, религию, философию, экономические и социальные структуры;
- юридической техники, включающей в качестве основной составляющей источники права.
В любом случае отнесение правовой системы к тому или иному типа предопределяется рядом совокупных признаков (приложение 2).
Р. Давид выдвинул идею трихотомии - выделения трех правовых семей (или систем): романо-германской, англосаксонской и социалистической. К ним, согласно теории Р.Давида, примыкает остальной юридический мир, охватывающий четыре пятых планеты, который получил название «религиозные и традиционные системы».
В основе другой классификации лежит концепция «западного права», и тогда возникает дуализм: западное право как продукт либерального общества, основанного на индивидуализме, традициях христианства, свободе предпринимательства и стремлении к правовой стабильности, призванного сохранить фундаментальные ценности, и социалистическое право как исключительно нестабильное, преходящее (доктрина «отмирания права при коммунизме»), определяемое социалистическими экономическими, политическими и культурными условиями, в частности господством государственной собственности и планирования.
В структуре западного права выделяются: романо-германская и англосаксонская системы. Эта идея выдвинута также Р. Давидом в 1950 г. в книге «Элементарный курс сравнительного гражданского права». Впоследствии Р. Давид отошел от этой позиции и стал придерживаться концепции трихотомии. К. Цвейгертом в книге «О возможности сравнения сходных правовых институтов в различных социальных системах», вышедшей в 1981 г., в основу классификации правовых систем положен критерий «правового стиля».[16] «Правовой стиль» складывается, по мнению автора, из пяти факторов: происхождения и эволюции правовой системы; своеобразия юридического мышления; специфических правовых институтов; природы источников права и способов их толкования; идеологических факторов. На этой основе различаются следующие «правовые круги»: романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ислама, индусское право. По существу, получен тот же результат, что и у Р. Давида. При этом во всех случаях не учитывается марксистско-ленинская типология права, в основе которой лежит критерий общественно-экономической формации (рабовладельческое право, феодальное, буржуазное, социалистическое).
А.Х. Саидов полагает, что только единство глобальной марксистско-ленинской типологии и внутритиповой классификации правовых систем даёт возможность составить целостное представление о правовой карте мира.[17] Исходя из группы критериев, включающих: во-первых, историю правовых систем; во-вторых, систему источников права; в-третьих, структуру правовой системы (ведущие институты и отрасли права), А. Х. Саидов выделяет внутри буржуазного типа права восемь правовых семей: романо-германскую, скандинавскую, латиноамериканскую, правовую семью общего права, мусульманскую, индусскую правовые семьи, семью обычного права и дальневосточную правовую семью. Они рассматриваются наряду с семьей социалистического права. Историческое развитие признается главным в определении их способностей.
Следует заметить, что в пределах социалистической правовой семьи, теперь уже в историческом аспекте, существовали относительно самостоятельные группы: советская правовая система, правовые системы социалистических государств Европы, правовые системы социалистических государств стран Азии и правовая система Республики Куба, которые, естественно, имели и имеют много общего, а также особенного и единичного.
Таким образом, существует ряд классификаций правовых систем прошлого и настоящего. Самой популярной их всех признана классификация правовых семей Р. Давида, основанная на сочетании двух критериев: идеологии, включающей, с одной стороны, религию, философию, экономические и социальные структуры, и с другой - юридической техники, включающей в качестве основной составляющей источники права. Эта классификация также получила название «идея трихотомии», то есть выделения трех правовых семей (или систем): романо-германской, англосаксонской и социалистической.
Традиционно в теории права выделяют германо-романскую и англосаксонскую правовые системы. В первой основную роль играет статутное право, законы, судьи, что по образному выражению, «всего лишь говорящие уста закона». Во второй (англосаксонской правовой системе) основная роль принадлежит прецедентному праву. Однако в последнее время происходит сближение этих правовых систем: в германо-романской усиливаются прецедентные начала, а в англосаксонской – роль закона. Выделяют также систему религиозно-традиционного права (мусульманского и индусского), а также правовую систему социалистического права.
2. Российская правовая система: прошлое и современность
2.1. История развития российской правовой системы в X– XIX вв.
Среди научных проблем, связанных с понятием и функционированием правовой системы, на сегодняшний момент особо выделяется проблема её развития (генезиса). Исследование истории возникновения и становления правовой системы России сегодня является актуальным и востребованным. Как справедливо отмечает О.А. Пугина, «исследование российской правовой системы с точки зрения её преемственного развития поможет сформировать целостный взгляд на российскую действительность, подойти к установлению дальнейшего пути развития российской правовой системы и обозначить актуальные вопросы, требующие научной разработки».[18]
Становлению и эволюции российской правовой системы, по мнению А.Х. Саидова, свойственны общие для любой национальной правовой системы закономерности. Однако автор отмечает в этом процессе свои особенности.[19] В первую очередь, А.Х. Саидов характеризует русское право, как весьма оригинальное явление с тысячелетней историей, которое, по мере его становления и развития,– от древнего права к средневековому и далее к советскому праву – приобретало все большее своеобразие.[20] Кроме того, он отмечает, что в XX столетии Россия дала миру принципиально новый тип правовой системы – социалистическое право, оказавшее значительное воздействие на правовые представления миллионов людей и повлиявшее на законодательство многих стран мира.
Итак, русское государство с момента своего возникновения занимало обширнейшую территорию. Ее населяло множество народов, имевших разную культуру, психологию, верования и находившихся к тому же на различных стадиях исторического развития. Это предопределило длительное сосуществование весьма несходных правовых порядков на российских просторах и обусловило основные характерные черты русского права:
- первая черта - неразвитость юридических традиций у российского населения, зачастую переходящая в правовой нигилизм, в отрицание самой необходимости и ценности права.
– вторая черта - идеологизация правовых норм, подчинение права идеологии;
- третья черта – слияние в российском праве европейских и азиатских начал.
При возникновении и в первые века своего существования русское право обладало всеми основными признаками древнего права в его восточном варианте. Однако внешние влияния, общение с более культурными народами, в первую очередь с наследницей Восточной Римской империи Византией, ускорили переход Руси к средневековому праву, что и произошло в XI–XII вв.
Усиление княжеской власти способствовало возникновению законодательства, основу которого составляет «Русская Правда» – фундамент русского, украинского, белорусского и литовского права. «Русская Правда» – важнейший памятник древнерусского права. Она включала в себя нормы различных отраслей права, и в первую очередь уголовного и процессуального. Источником «Русской Правды» было обычное право. Вместе с тем она обобщила отдельные законы, принимавшиеся князьями, т.е. означала определенную систематизацию права.
В период средневековой раздробленности XIII–XV вв. среди источников русского писаного права на первое место по количеству и распространенности вышли княжеские грамоты. Они имели местное значение, и их действие не распространялось на всю территорию государства. Постановления этих грамот дополняли и развивали нормы «Русской Правды», приспосабливая их к новым условиям.
Следует заметить, что развитие законодательства путем издания отдельных актов представляло много неудобств, так как в результате накапливался огромный несистематизированный юридический материал, разобраться в котором было весьма трудно. Многие грамоты просто терялись, а действующие противоречили друг другу. Следовательно, по мере объединения русских земель возникла потребность в кодификации существовавшего законодательного массива. Первыми документами, систематизирующими нормативные правовые материалы предшествующих региональных судебных грамот являются Судебники. Первый судебный устав – Судебник 1497 г. – был издан князем Иваном III, второй, сменивший его судебник – Царский – появился в самом начале правления Ивана IV-в 1550 г
Развитие русского права в XV-XVI вв. способствовало появлению весьма уникального законодательного акта, который был подготовлен и принят Земским собором 1649 г., – Соборного уложения царя Алексея Михайловича. Это важнейший из кодексов допетровской России, служивший основой русского права на протяжении почти двух веков, вплоть до издания в царствование Николая I Свода законов Российской империи.
В 1721 г. Россия была провозглашена империей, но историю имперского права принято исчислять с 1696 г., когда Петр I стал единодержавным правителем России. Правовая система императорской России была направлена на утверждение государства как решающей силы в правотворчестве. Единственным источником русского права в императорскую эпоху признавали закон. Обычай, игравший прежде определяющую роль в правотворчестве, отступил на задний план, утратил значение правообразующего фактора.
Важное место в истории развития русского права занимает кодификация, осуществленная комиссией во главе с М.М. Сперанским. В 1830 г. было опубликовано Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ), включавшее все нормативные акты – от Соборного уложения до последних указов Александра I. Правовые акты, принятые до 1649 г., признавались недействительными и потому не были включены в Собрание законов. В последующие годы это издание продолжалось. Всего до 1917 г. было выпущено в свет 45 фолиантов, являвшихся средоточием большей части правовых актов Российской империи.
В соответствии с эволюцией законодательства развивалась и юридическая наука. Что касается русской либеральной правовой мысли – работ Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева, Б.А. Кистяковского и др., – то она уже в то время находилась на уровне передовых правовых теорий. После революции 1905–1917 гг. Россия готовилась воспринять новые кодексы, которые отвечали бы передовым достижениям западноевропейского права.[21] История имперской юстиции четко разделяется на два этапа.
Информация о работе Российская правовая система: прошлое и современность