Сенат и народные собрания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 12:59, реферат

Описание работы

Я выбрал эту тему потому что, как мне кажется, она очень важна и интересна и в наше время. Как известно система государственного управления в древнем Риме республиканского периода была наиболее прогрессивной и грамотной во всём античном мире.
Как мне кажется, и в наше время мы можем многому поучиться у Римской Республики. Конечно, полностью перенимать систему государственного управления было бы не правильно, ведь это другое государство, другое время, другие реалии. Но заложить базовые схемы можно, и не даром многие институты древнего Рима дожили, пусть в немного изменённом виде, до наших дней. Но не правильно было бы говорить об одних лишь плюсах той системы. Были и ошибки, и рассмотрев их мы можем сделать выводы для себя.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………3
1. Сенат и народные собрания ….…….………………………………...4
2. Магистратуры …………………………………………………………8
2.1 Магистратуры в раннереспубликанском Риме …….……………8
2.2 Категории магистратуры и ее основные черты ………………...11
2.3 Экстраординарные магистратуры ……………………………….14
Заключение ………………………………………………………………22
Литература ………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Копия Система государственного устройства.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

 

                                               Содержание 

 

Введение …………………………………………………………………3

1. Сенат и народные  собрания ….…….………………………………...4

2. Магистратуры …………………………………………………………8

    2.1 Магистратуры в раннереспубликанском Риме …….……………8

    2.2 Категории магистратуры и ее основные черты ………………...11

    2.3 Экстраординарные магистратуры ……………………………….14

Заключение ………………………………………………………………22

Литература ……………………………………………………………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Я выбрал эту тему потому что, как мне кажется, она очень важна и интересна и в наше время. Как известно система государственного управления в древнем Риме республиканского периода была наиболее прогрессивной и грамотной во всём античном мире.

Как мне кажется, и в наше время мы можем многому поучиться у Римской Республики. Конечно, полностью перенимать систему государственного управления было бы не правильно, ведь это другое государство, другое время, другие реалии. Но заложить базовые схемы можно, и не даром многие институты древнего Рима дожили, пусть в немного изменённом виде, до наших дней.  Но не правильно было бы говорить об одних лишь плюсах той системы. Были и ошибки, и рассмотрев их мы можем сделать выводы для себя.

Изучение государственного устройства Римской республики включает в себя широкий круг политико-правовых проблем, к числу которых относятся, в первую очередь, вопросы функционирования органов управления гражданской общиной. Политическая система Древнего Рима имела три основополагающих звена: народные собрания (комиции), сенат и магистратуры. Первое из них было связано с осуществлением законодательных и избирательных функций, второе – распорядительных и контролирующих. Третий же элемент – совокупность магистратуру – представлял исполнительную власть. Формирование, деятельность и структура органов исполнительной власти республиканского Рима имели свою специфику. Римские высшие магистраты являлись носителями делегированного государственного суверенитета, предоставлявшегося им от имени граждан и «отцов».

Целью своего реферата я  ставлю рассмотрение системы государственного управления Римской республики. Задачами я ставлю подробнее рассмотреть римский сенат, магистратуры и народные собрания.

1. Сенат и народные собрания

Главной цитаделью нобилитета и руководящим органом республики являлся сенат. Сенаторов обычно было 300. Право назначать сенаторов принадлежало раньше царю, а затем консулам. По закону Овиния (последняя четверть IV в.) это право перешло к цензорам. Каждое пятилетие цензоры пересматривали список сенаторов, могли вычеркивать из него тех, кто по тем или иным основаниям не соответствовал своему назначению, и вписывать новых. Закон Овиния установил, «чтобы цензоры под клятвой выбирали в сенат лучших из всех категорий магистратов». Речь идет о бывших магистратах до квесторов включительно.

Сенаторы распределялись по рангам. На первом месте стояли так называемые «курульные сенаторы», т. е. бывшие магистраты, занимавшие курульную должность: бывшие диктаторы, консулы, цензоры, преторы и курульные эдилы; затем шли остальные: бывшие плебейские эдилы, народные трибуны и квесторы, а также сенаторы, не занимавшие в прошлом никакой магистратуры (таких было немного). Первым в списке стоял самый уважаемый сенатор, называвшийся princeps senatus (первый сенатор). Принадлежностью к той или другой категории определялся порядок голосования. Последнее происходило или путем отхода в сторону, или посредством личного опроса каждого сенатора. Созывать сенат и председательствовать в нем могли все экстраординарные магистраты, например диктаторы, а из ординарных — консулы, преторы, а позднее народные трибуны.

До начала гражданских  войн сенат пользовался огромным авторитетом. Это объясняется главным  образом его социальным составом и организацией. Первоначально в  сенат могли входить только главы  патрицианских семей. Но уже очень рано, вероятно, с начала республики, в сенате начали появляться и плебеи. По мере завоевания ими высших магистратур число их в сенате стало быстро увеличиваться. В III в. подавляющее большинство сенаторов принадлежало к нобилитету, т. е. к правящей касте римского общества. Это создавало сплоченность сената, отсутствие в нем внутренней борьбы, единство его программы и тактики, обеспечивало ему поддержку самой влиятельной части общества. Между сенатом и магистратами существовало тесное единство, поскольку каждый бывший магистрат в конце концов попадал в сенат, а новые должностные лица выбирались фактически из тех же сенаторов. Поэтому магистратам было невыгодно ссориться с сенатом. Магистраты приходили и уходили, сменяясь, как правило, ежегодно, а сенат был постоянно действующим органом, состав которого в основном оставался неизменным (массовое пополнение сената новыми членами было очень редким явлением). Это давало ему преемственность традиций и большой административный опыт.

Круг дел, которыми руководил сенат, был очень широк. До 339 г., как было указано выше, ему принадлежало право утверждать постановления народного собрания. После этого года требовалось только предварительное одобрение сенатом вносимых в комиции законопроектов. По закону Мения, этот же порядок был установлен и по отношению к кандидатурам должностных лиц.

Сенат в случае тяжелого внешнего или внутреннего состояния  государства объявлял чрезвычайное, т. е. осадное, положение. Это делалось чаще всего посредством назначения диктатора. Со II в. в практику входят другие формы введения осадного положения. Одна из них состояла в том, что сенат принимал постановление: «Пусть консулы наблюдают, чтобы республика не потерпела какого-нибудь ущерба». Этой формулой консулам (или другим должностным лицам) давались чрезвычайные полномочия, подобные полномочиям диктатора. Другим способом концентрации исполнительной власти было избрание одного консула. Этот способ, правда, очень редко, применялся в I в.

Сенату принадлежало высшее руководство военными делами. Он определял время и количество набора в армию, а также состав контингентов: граждане, союзники и, проч. Сенат выносил постановление о роспуске войска, под его контролем происходило распределение отдельных войсковых соединений или фронтов между военачальниками. Сенат устанавливал бюджет каждого военачальника, назначал триумфы и другие почести победоносным полководцам.

В руках сената была сосредоточена  вся внешняя политика. Право объявлять  войну, заключать мир и союзные  договоры принадлежало народу, но сенат вел для этого всю подготовительную работу. Он отправлял посольства в другие страны, принимал иностранные послов и вообще ведал всеми дипломатическими актами.

Сенат управлял финансами  и государственными имуществами: составлял  бюджет (обычно на 5 лет), устанавливал характер и сумму налогов, контролировал откупа, руководил чеканкой монеты и проч.

Сенату принадлежал  высший надзор за культом. Он учреждал праздники, устанавливал благодарственные и очистительные жертвоприношения, в наиболее серьезных случаях  толковал знамения богов, контролировал иностранные культы и, если это было нужно, запрещал их.

Таким образом, сенат  являлся высшим административным органом  республики, и вместе с тем ему  принадлежал верховный контроль над всей жизнью государства.

Управление римской общиной Республиканского периода основывалось на воле народа. Поэтому все важнейшие вопросы управления решались на основании того или иного волеизъявления общины, «народа Рима». Ему принадлежала:

а) власть законодательная - право издавать за коны;

б) власть судебная - право производить суд;

в) власть избирательная — право избрания магистратов;

г) власть решающая - в вопросах о мире и войне.

Свои права народ  осуществлял в народных собраниях, обычно в так называемых комициях (от лат. - «сходиться»), то есть в созываемых и руководимых имевшим на то право должностным лицом (например консулом или претором) собраниях полноправных граждан, на которых они (в своих политических делениях по куриям, центуриям или трибам) решали посредством подачи голосов предлагаемые на решение очередные вопросы.

Право участия в комициях и подачи голос имели все римские  граждане (обладавшие правом голоса), где  бы они ни находились - в Риме, провинции  или колонии. В соответствии с  участвовавшими в собраниях представителями  римской общины, комиции подразделялись на куриатский комиции, центуриатский комиции и трибутский комиции.

От комиции следует  отличать созывавшиеся светским или  духовным должностным лицом свободные  собрания (не по политическим делениям) или сходки, где народ не голосовал, а обычно выслушивал доклады и сообщения или обсуждал некоторые важные вопросы, особенно стоявшие на очереди в ближайшие комиции. Говорить на этих собраниях могли все присутствующие. Собирались они обычно на Форуме, а созываемые духовным лицом - на Капитолии.

 

                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Магистратуры

2.1 Магистратуры в раннереспубликанском Риме

Основным содержанием истории  раннереспубликанского Рима была борьба плебеев за равноправие с патрициями, которые в качестве полноценных граждан монополизировали право заседать в сенате, занимать высшие магистратуры и получать землю из «общественного поля»; плебеи требовали также отмены долговой кабалы и ограничения долгового процента. Рост военной роли плебеев (к началу V в. до н.э. они уже составляли основную часть римской армии) позволил им оказывать эффективное давление на патрицианский сенат. В 494 до н.э. после очередного отказа сената удовлетворить их требования они удалились из Рима на Священную гору (первая сецессия), и патрициям пришлось пойти на уступки: была учреждена новая магистратура – народные трибуны, избиравшиеся исключительно из плебеев (первоначально два) и обладавшие священной неприкосновенностью; они имели право вмешиваться в деятельность остальных магистратов (интерцессия), налагать запрет на любые их решения (вето) и привлекать их к судебной ответственности.

В 486 до н.э. консул Спурий Кассий предложил  раздать половину захваченной у герников земли и часть расхищенного патрициями «общественного поля» плебеям и союзным латинским общинам; сенаторы не допустили принятия этого закона; Кассий был обвинен в государственной измене и казнен. В 473 до н.э. народного трибуна Гнея Генуция убили накануне назначенного им суда над обеими консулами. В 471 до н.э. плебеям удалось добиться принятия закона об избрании народных трибунов трибутными комициями (собраниями плебеев по трибам): таким образом, патриции лишились возможности влиять на выборы через своих вольноотпущенников. В 457 до н.э. число народных трибунов возросло до десяти. В 456 до н.э. народный трибун Луций Ицилий провел закон о предоставлении плебеям и переселенцам права застройки и возделывания земли на Авентинском холме. В 452 до н.э. плебеи вынудили сенат создать комиссию из десяти членов (децемвиров) с консульской властью для записи законов, прежде всего ради фиксации (т.е. ограничения) полномочий патрицианских магистратов; деятельность консулов и народных трибунов на время работы комиссии была приостановлена. В 451–450 до н.э. децемвиры составили законы, которые были выгравированы на медных досках и выставлены на Форуме (законы Двенадцати таблиц): они защищали частную собственность; утверждали суровое долговое право (должника могли продать в рабство и даже казнить), установив при этом предел ростовщического процента (8,33% годовых); определяли юридический статус основных социальных категорий римского общества (патрициев, плебеев, патронов, клиентов, свободных, рабов); запрещали браки плебеев с патрициями. Эти законы не удовлетворили ни плебеев, ни патрициев; злоупотребления децемвиров и их попытка продлить свои полномочия спровоцировали в 449 до н.э. вторую сецессию плебеев (на Священную гору). Децемвирам пришлось отказаться от власти; консулат и трибунат были восстановлены. В том же году консулы Луций Валерий и Марк Гораций провели закон об обязательности для всех граждан, в том числе и для патрициев, решений трибутных комиций (плебисцитов), если они получат одобрение сената. В 447 до н.э. к трибутных комициям перешло право избирать квесторов.

В 445 до н.э. по инициативе народного трибуна Гая Канулея был отменен запрет на браки плебеев и патрициев. Рост влияния плебеев выразился и в учреждении должности военных трибунов с консульской властью, которую они имели право занимать. В 444, 433–432, 426–424, 422, 420–414, 408–394, 391–390 и 388–367 до н.э. военные трибуны с консульской властью (от трех до восьми) исполняли вместо консулов обязанности высших должностных лиц Республики; правда до начала IV в. до н.э. на этот пост избирались исключительно патриции, и только в 400 до н.э. его занял плебей Лициний Кальв. В 443 до н.э. консулы лишились права распределять граждан по центуриям, которое было передано новым магистратам – двум цензорам, избиравшимся из числа патрициев раз в пять лет центуриатными комициями сроком на 18 месяцев; постепенно в их ведение перешли составление списка сенаторов, контроль за сбором налогов и надзор за нравами. В 421 до н.э. плебеи получили право занимать должность квестора, хотя реализовали его лишь в 409 до н.э. После десятилетней ожесточенной борьбы с патрициями народные трибуны Лициний Столон и Секстий Латеран одержали в 367 до н.э. решающую победу: был установлен предел выделяемой из «общественного поля» земли (500 югеров = 125 га) и значительно облегчено долговое бремя; реставрировался институт консулов при условии, что один из них обязательно будет плебеем; однако сенат добился передачи судебной власти от консулов преторам, избираемым из патрициев. Первым консулом-плебеем стал Лициний Столон (366 до н.э.), первым диктатором-плебеем – Марций Рутул (356 до н.э.). С 354 до н.э. плебеи получили возможность влиять на состав сената: теперь он комплектовался из бывших высших магистратов, часть которых уже не принадлежала к патрициям; только они обладали правом вносить предложения и участвовать в их обсуждении. В 350 до н.э. был избран первый цензор из плебеев. В 339 до н.э. закон Публилия закрепил одно из цензорских мест за плебейским сословием. В 337 до н.э. плебеям стала доступна и должность претора. Активизация во второй половине IV в. до н.э. политики выведения колоний малоземельных граждан в разные области Италии позволила частично снять остроту аграрного вопроса. В 326 до н.э. народный трибун Петелий провел закон об упразднении долговой кабалы для римских граждан – отныне они отвечали за долг лишь своим имуществом, но не своим телом.

В 312 до н.э. цензор Аппий Клавдий  разрешил гражданам, не имевшим земельной  собственности (торговцам и ремесленникам), приписываться не только к городским, но и к сельским трибам, что усилило  их влияние в комициях; он также попытался включить в число сенаторов некоторых сыновей вольноотпущенников. В 300 до н.э. по закону братьев Огульниев плебеи получили доступ в жреческие коллегии понтификов и авгуров, состав которых ради этого увеличили вдвое. Таким образом, все магистратуры оказались открытыми для плебеев. Их борьба с патрициями завершилась в 287 до н.э., когда после их очередной сецессии (на Яникульский холм) диктатор Квинт Гортензий провел закон, согласно которому решения трибутных комиций получали законную силу и без санкции сената.

Информация о работе Сенат и народные собрания