Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 12:59, реферат
Я выбрал эту тему потому что, как мне кажется, она очень важна и интересна и в наше время. Как известно система государственного управления в древнем Риме республиканского периода была наиболее прогрессивной и грамотной во всём античном мире.
Как мне кажется, и в наше время мы можем многому поучиться у Римской Республики. Конечно, полностью перенимать систему государственного управления было бы не правильно, ведь это другое государство, другое время, другие реалии. Но заложить базовые схемы можно, и не даром многие институты древнего Рима дожили, пусть в немного изменённом виде, до наших дней. Но не правильно было бы говорить об одних лишь плюсах той системы. Были и ошибки, и рассмотрев их мы можем сделать выводы для себя.
Введение …………………………………………………………………3
1. Сенат и народные собрания ….…….………………………………...4
2. Магистратуры …………………………………………………………8
2.1 Магистратуры в раннереспубликанском Риме …….……………8
2.2 Категории магистратуры и ее основные черты ………………...11
2.3 Экстраординарные магистратуры ……………………………….14
Заключение ………………………………………………………………22
Литература ………………………………………………………………
Победа плебеев привела к изменению социальной структуры римского общества: добившись политического равноправия, они перестали быть сословием, отличным от сословия патрициев; знатные плебейские роды составили вместе со старыми патрицианскими родами новую элиту – нобилитет. Это способствовало ослаблению внутриполитической борьбы в Риме и консолидации римского общества, что позволило ему мобилизовать все свои силы для проведения активной внешнеполитической экспансии.
2.2 Категории магистратуры и ее основные черты
Магистратура (новолат. magistratura, от лат. magistratus (единственное число)− сановник, начальник) − государственные должности в Древнем Риме. Возникновение магистратуры относится к периоду установления республики (конец 6 века до н. э.). Первоначально все магистратуры, кроме народных трибунов, замещались патрициями, к началу 3 века до н.э. стали доступны и плебеям. Магистратуры исполнялись безвозмездно, были краткосрочными (как правило, 1 год) и коллегиальными (за исключением должности диктатора).
Все магистратуры делились на несколько категорий:
1. Экстраординарные (чрезвычайные) и ординарные (обыкновенные). К первым принадлежали: интеррексы, диктаторы, начальники конницы, децемвиры, военные трибуны с консулярной властью, триумвиры для устройства государства и члены различных чрезвычайных комиссий; ко вторым: консулы, преторы, цензоры, народные трибуны, квесторы, плебейские и курульные эдилы и члены постоянных комиссий. Одинарные магистратуры были выборными, а экстраординарные − назначаемыми.
2. Курульные и некурульные (простые).
К числу первых относились: консулы, диктаторы, децемвиры, военные трибуны с консулярной властью, триумвиры, преторы, цензоры и курульные эдилы. Все остальные были некурульные.
3. С империей (cum imperio) и без империя (sine imperio).
С империей: консулы, преторы, диктаторы,
децемвиры, военные трибуны с
консулярной властью и
4. Высшие и низшие.
К первым принадлежали: все магистраты cum imperio, цензоры и (позд-нее) народные трибуны; ко вторым: все остальные.
Все магистратуры имели некоторые общие черты:
1) выборность − все
2) безвозмездность занятие государственных должностей считалось почетным (они даже так и назывались «honores» (почести)) и было несовместимо с получением жалования;
3) временность − все
4) коллегиальность − большинство
магистратур имело строго
5) ответственность − все
6) магистраты в сфере их
Консулы (в Риме избирались два консула) были высшими магистратами и возглавляли всю систему магистратур. Особенно существенными были военные полномочия консулов: набор в армию и командование ею, назначение военачальников, право заключать перемирие и распоряжаться военной добычей. Преторы появились в середине IV в. до н.э. в качестве помощников консулов. В силу того, что последние, командуя армиями, часто отсутствовали в Риме, к преторам перешло управление городом и, что особенно важно, руководство судопроизводством, позволявшее в силу имевшегося у них империума издавать общеобязательные постановления и тем самым создавать новые нормы права.
Вначале избирался один претор, затем два, один из которых рассматривал дела римских граждан (городской претор), а другой − дела с участием иностранцев (претор перегринов). Постепенно число преторов увеличилось до восьми.
Два цензора избирались раз в пять лет для составления списков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списка сенаторов. Кроме того, к их компетенции относилось наблюдение за нравственностью и издание соответствующих эдиктов.
Квесторы, бывшие сначала помощниками консулов без специальной компетенции, со временем стали ведать (под контролем сената) финансовыми расходами и расследованием некоторых уголовных дел. Число их, соответственно, росло и к концу республики достигло двадцати.
Эдилы (их было два) наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали празднества и зрелища. Коллегии «два-дцати шести мужей» состояли из двадцати шести человек, входивших в пять коллегий, ведавших надзором за тюрьмами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами. Особое место среди магистров занимали плебейские трибуны. Их право veto играло большую роль в период завершения борьбы плебеев за равноправие. Затем, по мере увеличения роли сената, активность плебейских трибунов пошла на убыль, а попытка Гая Гракха во II в. до н.э. усилить ее окончилась крахом.
2.3 Экстраординарные магистратуры
Экстраординарные магистратуры создавались только в чрезвычайных, грозящих особой опасностью Римскому государству обстоятельствах − тяжелая война, большое восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Право veto плебейского трибуна на него не действовало, распоряжения диктатора не подлежали обжалованию, и за свои действия он не нес ответственности. Правда, в первые века существования республики диктатуры вводились не только в чрезвычайных обстоятельствах, а для решения конкретных задач и полномочия диктатора ограничивались рамками этой задачи. За ее пределами действовали ординарные магистратуры.
Интеррекс. Первый интеррекс был избран после смерти Ромула, и затем это повторялось после смерти каждого из царей. Интеррекс избирался жребием из десяти старших сенаторов, на 5 дней. Он должен был в этот срок созвать комиции с целью выбора нового царя. Если он не успевал этого сделать, он по истечении срока слагал с себя власть, и на новые 5 дней жребием выбирался новый интеррекс. Так продолжалось, пока старшие сенаторы не останавливали своего выбора на одном лице. Тогда тот из них, кто исправлял должность интеррекса, докладывал о выборе всему сенату, и если последний был согласен, интеррекс созывал комиции.
Этот институт сохранялся
в течение всего времени
Диктаторы. В Древнем Риме процедура назначения диктатора заключалась в следующем: сенат выносил так называемый «чрезвычайный сенатусконсульт (постановление)», выражавшийся в формуле: «Пусть консулы примут меры, чтобы государство не претерпело ущерба». После этого консулы называли имя диктатора и тотчас распускали своих ликторов, которые все переходили к диктатору (диктатору полагалось 24 ликтора, тогда как консулам − по 12); таким образом они оказывались перед диктатором рядовыми гражданами, и он имел над ними право жизни и смерти, как и над всеми гражданами, кроме народных трибунов. По назначении, диктатор выбирал себе помощника − «начальника конницы».В отличие от большинства высших магистратур, которые римский гражданин мог занимать лишь в определенной последовательности − вначале квестор, затем эдил, претор и, наконец, консул, диктатором мог быть назначен любой римский гражданин вне зависимости от прохождения или не прохождения им указанных должностей.Диктатор обладал всей полнотой государственной власти. При назначении диктатора к его титулу всегда прибавлялась причина его избрания (например, диктатор, избиравшийся на случай военной опасности). На приговор диктатора до IV века до н.э. нельзя было подать апелляцию народному собранию (комиции).Обычно диктатору повиновались все должностные лица, включая консулов. Первоначально на должность диктатора могли назначаться только патриции, но с 356 до н. э. − также плебеи.
Начальник конницы. Одновременно с диктатором обычно назначался и его помощник, называемый начальником конницы, а в Риме его называли магистр конницы. Чаще всего его кандидатуру подбирал себе сам диктатор при занятии должности, но в некоторых случаях имя начальника конницы называл сенат в своем постановлении. Этот магистрат действительно командовал конницей и исполнял функции заместителя диктатора, например, во время его отсутствия. Начальник конницы, в принципе, выполнял те же самые функции, что и диктатор или консулы, но за одним исключением – он был в полном подчинении у диктатора и нес перед ним личную ответственность за свои действия. Но это была дисциплинарная ответственность, так как диктатор, назначив себе начальника конницы, уже не имел права сместить его. Если диктатор досрочно слагал свои полномочия, то он мог только порекомендовать начальнику конницы сделать то же самое, но не известно ни одного случая, когда бы магистр конницы не прислушался к такому совету. При вступлении в должность начальник конницы получал шесть ликторов, в фасцы которых были постоянно воткнуты топоры. Ему также полагались курульное кресло, тога-претекста и меч офицера. Когда диктатор командовал войсками, то начальник конницы выполнял при нем функции адъютанта. Когда же диктатор находился в городе, начальник конницы должен был оставаться в лагере и командовать войсками. Часто начальник конницы должен был набирать новые легионы для ведения войны. Диктатор не мог осуществлять свои функции без наличия начальника конницы, поэтому если тот умирал во время исполнения своих обязанностей, то диктатору следовало немедленно назначить нового начальника конницы. Даже в тех случаях, когда диктатора назначали для выполнения второстепенных функций, в качестве его помощника всегда назначался магистрат, называвшийся начальником конницы. Первоначально начальником конницы могли назначить человека, который еще не занимал никакой государственной должности. Позднее начальника конницы стали обычно избирать из числа консулатов, то есть бывших консулов. Свои полномочия начальник конницы должен был сложить не позднее, чем через 6 месяцев после занятия должности, и обычно он это делал одновременно с диктатором.
Децемвиры. Децемвиры в Древнем Риме − совет из десяти человек (почти все – бывшие консулы), избранный в 451 до н.э. для составления и опубликования свода законов. Полное название этой комиссии, созданной после длительных волнений среди плебеев, − «десять мужей с консульскими полномочиями для написания законов». Древнейшими из децемвиров были децемвиры для судебных разбирательств по гражданским делам. Существовала также коллегия для раздела земли в римских колониях. Самой важной в римской истории являлась коллегия, избранная для подготовки законов. Децемвиры подготовили и опубликовали 10 таблиц законов, а в 450 до н.э. вновь избранная комиссия, в состав которой вошли и плебеи, издала еще 2 таблицы. Эти децемвиры отказывались сложить с себя полномочия или допустить выборы преемников, но были свергнуты, а власть трибунов и других должностных лиц (449 до н.э.) была восстановлена. Однако XII таблиц сохранились как основа римского публичного и частного права.
Военные трибуны с консульской властью. В 445 г. до н.э. трибун Г. Канулей внес предложение о том, чтобы консульство не принадлежало только одному сословию, однако патриции уклонились от этого предложения, изменив конституцию: полномочия, до сих пор объединенные в руках консулов, теперь были разделены между двумя новыми магистратурами, а именно − военными трибунами с консульской властью и цензорами. Вследствие этого в 444 г. до н.э. было назначено три военных трибуна с консульской властью, и плебеи имели такое же право занимать эту должность, как и патриции. Однако в последующие годы народ, по предложению сената, волен был решать, избирать ли консулов, согласно старому обычаю, или консулярных трибунов. Таким образом, в течение многих лет назначались иногда консулы, а иногда консулярных трибуны, и число этих последних изменялось от трех до четырех до тех пор, пока в 405 г. до н.э. оно не было увеличено до шести, − а поскольку цензоры считались их коллегами, иногда мы встречаем упоминание о восьми трибунах. Наконец в 367 г. до н.э. закон Лициния отменил должность консулярных трибунов и восстановил консульство. Консулярные трибуны избирались в центуриатных комициях и, несомненно, при менее торжественных ауспициях, чем консулы.
Народные трибуны. Народные трибуны имели право созывать собрания и сохранять привилегии, дарованные им царем Сервием и впоследствии Валериевыми законами. В конце республики трибуны стали настоящими тиранами. Но несмотря на серьезные и многочисленные злоупотребления трибунской властью, допущенные отдельными лицами, величайшие историки и государственные деятели признают, что величие Рима и его долговечность в значительной степени являются результатом учреждения этой должности.
Согласно Дионисию, датой трибунских выборов всегда было 10 декабря, хотя из Цицерона очевидно, что по крайней мере в его время выборы происходили 17 июля. Никто, кроме плебеев, не имел права занимать должность трибуна; поэтому, когда в конце республики патриции желали получить эту должность, они должны были сначала выйти из своего сословия и стать плебеями; также поэтому во времена империи считалось, что принцепс не должен быть трибуном, ибо он был патрицием. Но влияние, которым обладала эта должность, было слишком велико, чтобы императоры его не добивались. Поэтому Август получил пожизненную трибунскую власть. Во времена республики, однако, старое правило оставалось в силе даже после того, как трибуны перестали быть исключительно защитниками плебса. Первоначально трибунская власть заключалась только в помощи против патрицианских магистратов. Однако скоро плебеи стали рассматривать трибунов также как посредников или арбитров в своих внутренних делах. Вся власть, принадлежащая коллегии трибунов, обозначалась термином трибунская власть, и никогда не распространялась далее, чем на одну милю за ворота города; на большем расстоянии трибуны, подобно любому другому гражданину, становились, подвластны империю магистратов. Поскольку трибуны являлись общественными защитниками, необходимо было, чтобы каждый человек во всякое время имел к ним доступ, поэтому двери их домов были открыты днем и ночью для всех нуждающихся в помощи и защите, которую трибуны были уполномочены оказывать против любого, даже против высших магистратов. По этой же причине трибунам было запрещено покидать город на целый день, за исключением Латинских празднеств, когда весь народ собирался на Альбанской горе.