Сенат и народные собрания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 12:59, реферат

Описание работы

Я выбрал эту тему потому что, как мне кажется, она очень важна и интересна и в наше время. Как известно система государственного управления в древнем Риме республиканского периода была наиболее прогрессивной и грамотной во всём античном мире.
Как мне кажется, и в наше время мы можем многому поучиться у Римской Республики. Конечно, полностью перенимать систему государственного управления было бы не правильно, ведь это другое государство, другое время, другие реалии. Но заложить базовые схемы можно, и не даром многие институты древнего Рима дожили, пусть в немного изменённом виде, до наших дней. Но не правильно было бы говорить об одних лишь плюсах той системы. Были и ошибки, и рассмотрев их мы можем сделать выводы для себя.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………3
1. Сенат и народные собрания ….…….………………………………...4
2. Магистратуры …………………………………………………………8
2.1 Магистратуры в раннереспубликанском Риме …….……………8
2.2 Категории магистратуры и ее основные черты ………………...11
2.3 Экстраординарные магистратуры ……………………………….14
Заключение ………………………………………………………………22
Литература ………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Копия Система государственного устройства.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

В 456 г. до н.э. трибуны, в  борьбе с консулами, взяли на себя право созывать сенат, чтобы представить ему ротацию и обсудить ее, ибо ранее только консулы имели право представлять результаты плебисцита на одобрение сенату. Через несколько лет, в 452 г. до н.э., трибун потребовал, чтобы консул запросил у сената постановление о назначении лиц для разработки нового законодательства; и при обсуждении этого вопроса сами трибуны присутствовали в сенате. Письменное законодательство, которого тогда желали трибуны, должно было относиться только к их сословию; однако такое законодательство только расширило бы пропасть между двумя сословиями, и поэтому впоследствии трибуны уступили возражениям патрициев, и новое законодательство должно было охватывать оба сословия. Начиная со второго децемвирата трибунат, был временно приостановлен, но возобновился, когда составление законодательства было закончено, и приобрел теперь иной характер из-за изменений, произошедших с трибами. Трибуны теперь имели право присутствовать во время прений в сенате, но они сидели не среди сенаторов, а на скамьях напротив открытых дверей здания сената. Неприкосновенность трибунов, ранее основанная только на соглашении между двумя сословиями, отныне была санкционировала и подтверждена законом М. Горация. Поскольку трибы теперь включали также патрициев и их клиентов, то, естественно, к трибунам можно было обратиться с просьбой о вмешательстве в пользу любого гражданина, будь то патриций или плебей. Примерно в это же время трибуны получили право совершать ауспиции в собраниях триб. Из нескольких примеров ясно, что трибуны вновь приобрели принадлежавшее им до правления децемвирата право привлекать к суду трибутных комиций патрициев, нарушивших права плебеев. О праве трибунов предлагать плебисциты в трибутных комициях, которое было им предоставлено законом Валерия. В то время, как внешне коллегия с каждым днем приобретала все новую силу, в ее внутренней организации произошла перемена, до некоторой степени парализовавшая ее власть.

Относительно взаимоотношений  трибунов с другими магистратами можно отметить, что право интерцессии не сводилось только к праву остановить действия магистрата, но трибуны могли даже приказать своим посыльным арестовать консула или цензора, отправить его в тюрьму или сбросить с Тарпейской скалы. Лабеон и Варрон упоминают о том, что трибуны, выдвигая против кого-либо обвинение перед народом, имели право могли приказать своим посыльным привести обвиняемого в комиции, но не могли вызвать его. Геллий предпринял попытку объяснить эту странность. Трибуны, как и прежде, могли предложить, чтобы обвиняемый был присужден к штрафу, но в некоторых случаях они отказывались от этого и рассматривали дело как уголовное. Коллегия трибунов также имела право издавать эдикты, о чем упоминает Цицерон. В случаях, когда один из членов коллегии возражал против решения коллег, ничего поделать было нельзя и от решения приходилось отказываться; но это полезное ограничение устранил своим примером Г. Тиберий Гракх, который создал прецедент внесения перед народом предложения об отрешении от должности трибуна, упорно настаивавшего на своем вето.

Со времени принятия закона Гортензия власть трибунов постепенно возросла до такой степени, что равной ей не было в государстве, в связи с чем Веллей даже говорит об империи трибунов. Они получили право вносить в трибутные комиции или сенат предложения по практически всем важным государственным делам, и можно до бесконечности перечислять примеры, в которых обнаруживалась их власть. Обычно их предложения действительно принимались, обсуждались и одобрялись сенатом, но дела, напрямую затрагивающие интересы народа, − такие как общее законодательное предписание, предоставление избирательных прав, изменение атрибутов магистрата и так далее − могли представляться народу без предварительного обсуждения в сенате, хотя есть также и примеры противоположного Вопросы, относящиеся к управлению, не могли быть вынесены на рассмотрение триб, если трибуны предварительно не получали через консулов одобрение сената. Однако это происходило очень часто, и поэтому имеются упоминания о целом ряде плебисцитов по вопросам управления.

 

Заключение

 

Проделав эту работу, я узнал много нового для себя. Как мне кажется государственное устройство Древнего Рима, для того времени было чем-то очень новаторским и современным. И в наше время можно, что-то подчеркнуть для себя в тех древнеримских институтах государства.

Например, сенат являлся  высшим органом государственной  власти Древнего Рима. В состав сената пожизненно входили бывшие магистраты — таким образом, здесь концентрировались политические силы и государственный опыт Рима. Члены сената делились на ранги в соответствии с ранее занимаемыми должностями. Во время дискуссий сенаторы получали слово в соответствии с этими рангами. Во главе сената стоял наиболее заслуженный, первый из сенаторов — принцепс (princeps senatus). Сенат фактически осуществлял руководство государством. Постановления сената (s. c., senatus consulta) имели силу закона, так же как и постановления народного собрания и собрания плебеев — плебисцита.

Конечно, говорить о какой то демократии, в привычном понимании, относительно сената сложно, ведь не простые граждане Рима избирали сенаторов. Но уже государственные дела выносятся на обсуждение элиты Древнего Рима. Государство было в руках не просто одного человека или группы людей, а находилось во власти целого собрания, политической элиты.

Так же существовали народные собрания – комиции. Председательствовал  на комиции обычно консул или претор. Первоначально решение собрания не имело законной силы без санкции сената, но с 3 в. до н.э. собрание стало независимым от сената, санкция которого сделалась простой формальностью. Голосование в собрании происходило по группам, а поскольку таких групп в Риме было три (курии, центурии, трибы), комиций здесь также существовало три вида.  В последствии, в результате расширения империи комиции приобрели чисто декоративный характер.

Образование комиций  восходит ещё к родовому строю. В  эпоху республики, с появлением других видов комиций, потеряли политическое значение, сохранив формальное право вручения империя (то есть верховной власти) магистратам, а также право решения вопросов, связанных с отношениями между членами родов и фамилий, и дел религиозного характера.

  Магистратура – общее название государственных должностей в Древнем Риме. Возникновение магистратур относится к периоду установления Римской республики (конец VI века до н. э.). Магистратуры исполнялись безвозмездно, были краткосрочными (как правило, 1 год) и коллегиальными, т. е. исполнялись двумя людьми (за исключением должности диктатора). Человек, замещавший магистратуру, назывался магистратом. Все магистраты имели право издавать указы по кругу своих обязанностей и налагать штрафы; высшие магистраты, исключая цензоров, обладали верховной властью (imperium). Их внешним отличием была свита из ликторов с фасциями

Если честно, то Римская  магистратура меня удивила больше всего. Я даже не думал что в Древнем  Риме настолько много разнообразных государственных должностей, как выборных так и назначаемых. Наличие таких государственных должностей было большим плюсом, ведь присутствовало разделение власти. Проделав работу, и открыв для себя много нового, я был не много удивлён. Система управления в Древнем Риме была очень интересной и современной для того временной. Современное государство много переняло себе от той республики. Но видимо были и недостатки, так как всё-таки республика перестала существовать, и превратилась в империю.

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.  Бирюков Ю.М. Государство и право Древнего Рима. – М.: изд-во ВПА,2001.

2. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего  мира:      Учеб. Для 5 кл. общеобразоват. Учреждений. – 6-е изд. – М.: Просвещение,2005.

3. Гиббон Э. История упадка и крушения Римской империи. – М.: Наука,                                           1994.

4. История государства  и  права  зарубежных  стран.  Часть  1.  Учебник  для

     вузов.  Под ред. проф. Крашенинниковой  Н.А. и  проф.  Жидкова   О.А.  –  М.:

     Юрист,2006.

5. История древнего  Рима. Под ред. Кузищина В.И.  – М.: Высшая школа, 2004.

6. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Под научн. ред. проф. Г.Д. Драча. Изд. 10-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 576 с.

7. Утченко С.Л. Кризис и падение Римской республики. – М.: Наука, 1965.

 




Информация о работе Сенат и народные собрания