Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2015 в 22:00, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория государства и права".

Файлы: 1 файл

GMS.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

Иногда называют другие формы легитимации, в частности, ксеническую (навязывание населению определенных образов, в том числе власти, правительства, руководителя путем постоянного повторения каких либо постулатов без их обоснования и возможности сомнений), стереотипическую (опора на чувства, коренящиеся в подсознании родство; страх и т.д.) и др.

 

  1. Основные принципы формирования системы государственного управления

 

 

1. Принцип разделения властей предполагает разделение государственной власти на 3 сферы: законодательную, исполнительную и судебную, что должно служить условием эффективного контроля за деятельностью гос аппарата.

2.Принцип комплиментарности предполагает равномерное распределение властных функций во всей вертикале управления.

3.Принцип субсидиарности определяет процедуры распределения и перераспределения полномочий между управленческими уровнями гос власти

4.Принцип суверенности предполагает наличие фактической независимости как сущностного признака государства. Гос суверенитет означает верховенство к независимой власти подчиненной праву, монополию на принуждение в рамках государственных правовых норм и независимость государства в рамках международного правопорядка.

5.Принцип демократизма означает активное участие граждан в принятии решения ГМ значений.

6.Принцип гомогенности означает преимущество федерального права над региональным, проявляется в соответствии и подчиненности регионального законодательства региональному, чем обеспечивается единство государства и всеобщая подчиненность всех институтов власти основному государственному закону(конституции)

 

  1. Основные вехи становления и развития государственной службы в России
  2. Сравнительная история проведения реформ государственного управления
  3. Формы и направления государственного регулирования
  4. Сущность государственного регулирования экономики

Государственное регулирование экономики - целенаправленное и активное воздействие государственных и надгосударственных органов управления на функционирование и развитие целостной экономической системы путем использования ее экономических законов и решения экономических противоречий с помощью определенной совокупности форм и методы.

Сущность государственного регулирования экономики комплексно раскрывают его основные функции, которые являются, с одной стороны, логическим продолжением функций государства, их конкретизацией, а с другой - обусловлены несостоятельностью рыночного механизма саморегулирования и монополистической планомерности обеспечить стабильное развитие экономической системы К таким функциям относятся:

1) управление развитием всех подсистем целостной экономической системы в процессе их диалектического взаимодействия (за исключением ведущего звена хозяйственного механизма - государственного регулирования экономики) Эта функция осуществляется благодаря внедрению и совершенствованию всех форм экономической политики и форм и методов государственного регулирования экономики;

2) обеспечение целостного эколого-экономического воспроизводства национальной экономической системы из-за ослабления и постепенное преодоление экономического кризиса, использование разнообразных правовых, экономических и административных рычагов по охране окружающей среды

3) обеспечение относительно равномерного развития регионов страны вследствие мобилизации и оптимального использования имеющихся в регионах материальных, трудовых, финансовых и других видов ресурсов путем взаимодействия рациональной экономической политики

4) перераспределение национального дохода с целью справедливого распределения доходов между богатыми и бедными слоями населения и их социальной защиты. Функция реализуется путем проведения сбалансированной социальной политики;

5) преодоления величайших проявлений монополизма и монополистических тенденций в экономике через проведение антимонопольной, в том числе антитрестовского политики;

6) создание единой нормативной базы для осуществления различных форм экономической политики, прежде всего финансово-кредитной, налоговой, амортизационной и др.

 

  1. Методы и основные направления государственного регулирования экономики

Методы ГРЭ – способы влияния гос-ва на сферу предпринимательства,

инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики с целью создания

условий их эффективного функционирования в соответствии с направлениями государственной

экономической политики. Каждый метод основывается на использовании совокупности

инструментов (регуляторов). Методы ГРЭ классифицируются по двум признакам: по

формам влияния и по способам влияния. По формам влияния методы ГРЭ делятся на

две группы: методы прямого и косвенного воздействия. В зависимости от

способов влияния выделяют правовые, административные, экономические и

пропагандистские. Методы прямого влияния непосредственно действуют на

функционирование субъектов рынка. Такое непосредственное влияние оказывается при помощи

инструментов административно-правового характера.

Одним из важнейших направлений государственного регулирования экономики является социальная политика государства. Она в первую очередь основана на перераспределении доходов. Дело в том, что в любой стране имеет место дифференциация населения по размеру получаемого дохода, вследствие чего и возникает социальное неравенство и конфликты между разными общественными классами. Это может происходить в результате различий в способностях людей, уровне образования и квалификации, владении семейной собственностью и т. п.

Еще одним направлением государственного регулирования экономики является вмешательство государства в формирование рыночных цен. Это делается, например, посредством установления минимального размера оплаты труда. Помимо этого, правительство стимулирует спрос на товары и услуги, потребление которых приносит обществу пользу, например, некоторые виды товаров и услуг (общественные блага) рыночная система не может производить по причине слишком высокой стоимости или минимальной прибыли. К таким товарам (услугам) можно отнести организации экологического назначения, навигационные системы, национальную оборону, строительство дорог и т. д..

Другое направление воздействия государства на экономику — стимулирование развития производства. Для этого проводится так называемая политика полной занятости ресурсов, таких как капитал, сырье, рабочая сила, и поддержание уровня цен.

 

  1. Ветви власти в РФ

Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ).

Органы законодательной власти — это представительные и законодательные учреждения, образуемые путем выборов. Главная их задача — правотворчество, но помимо этого они выполняют и другие функции, например, контролируют деятельность исполнительной власти.

Органы исполнительной власти — это, как правило, назначаемые органы. Главная задача исполнительных органов власти выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных нормативных актов. Органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия с коллегиальностью.

Органы судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет задачей охрану от всяких посягательств на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты. Суды независимы и подчиняются только закону. Разбирательство дел в судах открытое, судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, с участием присяжных заседателей.

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они сдерживают друг друга. Такая система взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.

 

  1. Структура государственной службы федеральной законодательной власти

Государственная служба федеральной законодательной власти состоит из деятельности двух совершенно самостоятельных аппаратов палат Федерального Собрания - аппарата Совета Федерации и аппарата Государственной Думы. Если взаимодействие палат определенным образом регламентировано Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, то взаимодействие их управленческих аппаратов нигде и никак в нормативных актах не оговорено.

С организационной стороны государственная служба Совета Федерации разделена на четыре группы аппарата:

-руководство аппарата Совета  Федерации;

-секретариаты (5);

-центральный аппарат (9 управлений);

-аппараты комитетов (11 комитетов).

Все аппараты Совета Федерации функционируют на основе принципа двойного подчинения. Секретариаты подчиняются прежде всего тем руководителям Совета Федерации, которых они обслуживают, а затем всего аппарата палаты. Центральный управленческий аппарат подчиняется руководителям Совета Федерации, а также руководству аппарата. Аппараты комитетов и комиссий подчиняются руководству комитетов и комиссий, а затем руководству всего аппарата верхней палаты. Следовательно, объединяющую функцию в структуре государственной службы Совета Федерации выполняет руководство центрального аппарата.

Государственная служба Государственной Думы организационно делится на пять групп аппаратов:

-аппараты фракций и депутатских  групп;

-аппараты комитетов и комиссий;

-секретариаты;

-центральный аппарат;

-управление делами.

Каждый из аппаратов Государственной Думы функционирует на основе принципа двойного подчинения. Аппараты депутатский фракций и комитетов подчиняются руководству фракций и комитетов, а также руководителю всего аппарата. Центральный аппарат подчиняется руководству Думы и общему руководству аппарата. Секретариаты непосредственно подчиняются руководителям Думы и руководству центрального аппарата.

 

  1. Президент РФ. Выборы, статус, основные полномочия

Президент РФ— высшая государственная должность Российской Федерации, а также лицо, избранное на эту должность.

Президент России является главой государства. Он находится над всеми ветвями власти, и при этом не входит ни в одну из них. Он приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги. Президент РФ обладает неприкосновенностью.

Выборы: Кандидатом на должность президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность президента РФ более двух сроков подряд.

Президент РФ избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (статья 81 КРФ).

Полномочия: Указы и распоряжения президента, как и постановления и распоряжения правительства, обязательны для исполнения в РФ и являются подзаконными актами. Однако президент может отменять постановления и распоряжения Правительства РФ.

Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Является верховным главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации.

1) назначение с согласия Государственной  Думы Председателя Правительства  РФ, других членов Правительства  РФ, направление его политики  и принятие решения об отставке Правительства РФ;

2) представление Государственной Думе кандидатуры на должность Председателя Центрального банка РФ, постановление перед ней вопроса об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ; 3) представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуры Генерального прокурора РФ, внесение в Совет Федерации предложения о его освобождении от должности; 4) назначение судей федеральных судов; 5) формирование Совета Безопасности РФ и руководство им; 6) утверждение военной доктрины РФ; 7) формирование Администрации Президента РФ; 8) назначение на должность и освобождение от нее полномочных представителей Президента РФ; 9) назначение и освобождение от должности высшего командования Вооруженных Сил РФ; 10) назначение и отзыв дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях;11) назначение выборов в Государственную Думу; 12) роспуск Государственной Думы; 13) внесение законопроектов в Государственную Думу; 14) подписание и обнародование федеральных законов;15) решение вопросов гражданства РФ и предоставления политического убежища; 16) награждение государственными наградами РФ и присвоение почетных званий РФ, высших воинских и высших специальных званий; 17) помилование; 18) руководство внешней политикой РФ, участие в международных отношениях с главами иностранных государств; 19) ведение переговоров и подписание международных договоров РФ;

 

В сфере политических отношений Президент РФ: 1)определяет основные направления внутренней и внешней политики РФ; 2) представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

 

  1. Структура государственной службы федеральной исполнительной власти

Большинство федеральных государственных служащих работают в органах исполнительной власти. В них занято почти 90% всего аппарата федеральной государственной службы.

Это единственная ветвь федеральной государственной службы, в которой просматривается некоторый субординационный характер. Здесь имеются три в определенной мере соподчиненных между собой уровня. Высший уровень составляет государственная служба Президента РФ. Затем слабо подчиненная ей государственная служба Правительства. Нижнюю ступень в этой иерархии занимает государственная служба федеральных министерств и ведомств, которые подчиняются государственной службе Правительства и лишь через нее государственной службе Президента.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"