Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2015 в 22:00, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория государства и права".

Файлы: 1 файл

GMS.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

Государственная служба федеральной исполнительной власти более других обеспечена нормативными актами. Основные процессы здесь нормированы, хотя многое еще регулируется аппаратными традициями и волей непосредственных руководителей.

Второй уровень государственной службы федеральной исполнительной власти составляет государственная служба Правительства РФ. В аппарате Правительства РФ - 37 подразделений (секретариаты, департаменты, управления) . Основную нагрузку по подготовке и реализации управленческих решений, ориентированных на страну в целом выполняют департаменты, то есть их деятельность направлена, в основном, вовне - на регионы, другие федеральные органы. Имеющиеся в составе Правительства РФ управления заняты по преимуществу "внутренними" проблемами, они обеспечивают в той или иной форме управленческую деятельность руководителей Правительства и департаментов.

Третий уровень федеральной государственной службы исполнительной власти образуют государственные службы министерств и ведомств, которых на 1 января 2001г насчитывается 46, в том числе 24 федеральных министерства, 5 государственных комитетов, 2 федеральные комиссии, 6 федеральных служб, 7 агентств, 2 федеральных надзора .

Наиболее уязвимым местом государственной службы федеральной исполнительной власти является разобщенность, отсутствие четкой субординации, что снижает ее ответственность за принимаемые решения. Наибольшая несогласованность просматривается во взаимоотношениях между аппаратом Президента РФ, с одной стороны, и аппаратами Правительства РФ, его министерств и ведомств, с другой. На взгляд некоторых специалистов, чтобы преодолеть данный недостаток, необходимо перечисленные три уровня государственной службы федеральной исполнительной власти сделать единой и достаточно субординированной управленческой подсистемой, которая функционировала как целостный, хорошо отлаженный механизм.

 

  1. Судебная власть РФ: структура, принципы, статус судей

Судебная власть — это одна из ветвей государственной власти. Субъектом, осуществляющим ее, является не любой государственный орган, а вся система судебных органов, которая обладает присущими только ей возможностями и способностями воздействия на процессы, происходящие в обществе.

Структура: Конституция РФ определяет структуру судебных органов власти, которая состоит из: 1) Конституционный суд РФ (состоит из 19 судей), рассматривающий дела об оспаривании конституционности законов и подзаконных актов, дающий толкование Конституции РФ, а также разрешающий отдельные конкретные конституционные споры. Конституционный суд РФ по запросам Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, судов и др. органов власти разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов, конституций субъектов Российской Федерации, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. А также разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации. 2) Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. 3) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. 4) Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом

Принципы:

1) принадлежность судебной власти  только судам; 2) независимость судей  и подчинение их только закону; 3) коллегиальное и единоличное  рассмотрение дел в судах; 4) гласность рассмотрения дел в судах; 5) Состязательность и равенство сторон в процессе; 6) право граждан на судебную защиту; 7) право граждан на юридическую (адвокатскую) помощь; 8) презумпция невиновности; 9) выборность и назначаемость судей.

Статус судей: Судьи - носители судебной власти

1. Судебная власть в Российской  Федерации принадлежит только  судам в лице судей и привлекаемых  в установленных законом случаях  к осуществлению правосудия представителей народа.

2. Судебная власть самостоятельна  и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

3. Судьями в соответствии с  настоящим Законом являются лица, наделенные в конституционном  порядке полномочиями осуществлять  правосудие и исполняющие свои  обязанности на профессиональной основе.

4. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

5. Проявление неуважения к суду  или судьям влечет установленную  законом ответственность.

6. Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических лиц и физических лиц. Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, представляются по требованию судей безвозмездно. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность.

 

  1. Должности, составляющие систему государственных должностей

Должность Государственная - должность в государственных учреждениях. Согласно Реестру должностей государственных служащих РФ, Д.г. делятся на три категории: должности категории А, устанавливаемые для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент, Председатель Правительства РФ, Председатели палат Федерального Собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты, министры, судьи и другие); должности категории Б, учреждаемые в соответствии с законодательством РФ для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории А; должности категории В, учреждаемые для исполнения и обеспечения полномочий государственных органов. В свою очередь, должности категории В делятся на пять групп: высшие государственные должности (5-я группа), главные государственные должности (4-я группа), ведущие государственные должности (3-я группа), старшие государственные должности (2-я группа), младшие государственные должности (1-я группа).

Должности государственной службы подразделяются на: 1)должности федеральной государственной гражданской службы; 2)должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации; 3)воинские должности; 4)должности правоохранительной службы.

Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

Категории должностей гражданской службы: 1) руководители; 2) помощники (советники); 3) специалисты: 4) обеспечивающие специалисты.

Группы должностей гражданской службы: 1) высшие должности гражданской службы; 2) главные должности гражданской службы; 3) ведущие должности гражданской службы; 4) старшие должности гражданской службы; 5) младшие должности гражданской службы.

При этом

1)должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы; 2)должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы; 3)должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Гражданским служащим  в соответствии с замещаемой должностью в пределах группы должностей присваиваются классные чины. Классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

 

  1. Типология государственных должностей. Квалификационные разряды государственных служащих

Типология государственных должностей:

При типологии государственных должностей определяется их соотношение с полномочиями органов государственной власти как на федеральном, так и на уровне субъектов федерации. По этому основанию государственные должности подразделяются на категории.

Государственные должности гражданской службы классифицируются следующим образом:

1) Руководители (это должности руководителей  и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений; должности руководителей и их заместителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, руководителей и их заместителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определённый срок полномочий или без ограничения срока полномочий);

2) Помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, а также руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определённый срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей.

3) Специалисты–это должности, учреждаемые  для профессионального обеспечения  осуществления государственными  органами своих задач и функций  и замещаемые без ограничения срока полномочий.

4) Обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий. Это работники, обеспечивающие деятельность руководителей и специалистов.

Все должности гражданской службы подразделяются на группы: высшие, главные, ведущие, старшие, младшие. Руководителям соответствуют 1-2 группа, помощникам 1-3 группа, специалистам 1-4 группа, обеспечивающим специалистам 2-5 группа.

Согласно закону «Об основах государственной службы в РФ» устанавливаются следующие квалификационные разряды:

-действительный государственный советник;

-государственный советник;

-советник РФ;

-советник государственной службы;

-референт государственной службы.

Каждый из разрядов подразделяется на три класса: высшая пятая группа соответствует действительному государственному советнику, четвёртая группа- государственному советнику, третья –советнику и т.д. (младшая- референту государственной службы).

Государственным служащим могут быть присвоены следующие квалификационные разряды:

- Действительный государственный советник РФ 1,2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим высшие государственные должности государственной службы.

- Государственный советник РФ 1,2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим главные государственные должности государственной службы.

- Советник РФ 1,2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим ведущие государственные должности государственной службы.

- Советник государственной службы 1,2 я 3-го класса - государственным служащим, замещающим старшие государственные должности государственной службы.

- Референт государственной службы 1,2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим младшие государственные должности государственной службы.

Присвоение квалификационных разрядов действительных государственных советников РФ, государственных советников РФ производится Президентом РФ, остальных - соответственно органами представительной власти или руководителями исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

Для отдельных видов государственной службы в соответствии с федеральным законом вводятся другие виды квалификационных разрядов (воинские звания, дипломатические ранги).

Квалификационные разряды, звания, ранги государственных служащих указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки государственных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным должностям государственной службы соответствующих групп.

 

  1. Организация государственного управления на уровне субъектов РФ

 Конституция РФ предоставила всем субъектам РФ независимо от их государственно-правового статуса право создавать и иметь свои органы государственной власти. Конкретная структура государственной власти в субъектах РФ определяется ими самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя и с учетом общих принципов организации государственной власти в Российской Федерации. Органы государственной власти в субъектах РФ должны формироваться народом путем выборов или избранными им органами, соблюдать Конституцию РФ и ее законы, строить свою деятельность на основе принципа разделения властей и разграничения предметов ведения и полномочий с федеральными органами государственной власти.

В систему органов государственной власти субъектов РФ входят представительные (законодательные) и исполнительные органы, а также могут входить органы судебной власти. Формирование этой системы пришлось на период становления новой российской государственности и оказалось связано с поиском наиболее оптимальной модели федеративного устройства. Многие важные вопросы государственного строительства в субъектах РФ пока не урегулированы на уровне федерального законодательства. Так, все еще не принят Федеральный закон «Об общих принципах организации органов государственной власти в субъектах Российской Федерации». Поэтому организация государственной власти в разных субъектах РФ имеет свои существенные отличительные особенности.

Представительные органы субъектов являются органами законодательной власти, субъектов России, т. е. местными парламентами. Они носят различные наименования: Верховный Совет (Республика Хакасия), Государственный Совет (Республика Татарстан), Законодательное собрание (Красноярский край, Тверская область, г. Санкт-Петербург), Дума (Московская область, г. Москва) и т.д. Представительные органы субъектов формируются на основе всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории субъекта РФ. Избираются представительные органы, как правило, на четырехлетний срок, выборы проводятся по мажоритарной системе. Депутаты избираются обычно по территориальным избирательным округам, иногда часть депутатов избирается по административно-территориальным округам, которые образуются по принципу равного представительства от городов, районов и других административных единиц. В подавляющем большинстве субъектов РФ представительные органы состоят из одной палаты. Гораздо реже встречаются двухпалатные органы законодательной власти (например, в Свердловской области).

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Теория государства и права"