Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 15:17, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Государство и право".
Существуют 2 формы признания: юридическая и фактическая. Юридическое признание в свою очередь подразделяется на: • признание де-юре – является полным признанием и окончательным; • признание де-факто – является временным, ограниченным, т.к. отношения не доводятся до уровня дипломатических; • признание эд хок (ad hoc) – кратковременное признание (без процедуры признания).
Фактическое, неофициальное признание осуществляется в форме постоянных или эпизодических контактов как на правительственном, так и неправительственном уровнях.
63. Источники международного
права. Право международных
Источники международного права – это формы, в которых выражены правила поведения субъектов международных отношений и которые сообщают этим правилам качество международно-правовой нормы.
Источники международного права можно подразделить на основные и вспомогательные.
Основные источники МП:
1) международный договор (МД) – письменное соглашение субъектов международного права относительно тех или иных правил поведения на международной арене, их действия и прекращения;
2) международный обычай – сложившееся в международной практике правило поведения, признанные в качестве правовой нормы, но не закрепленные в международном договоре.
Вспомогательные источники МП:
1) решения международных
2) доктрина международного права (научная разработка);
3) резолюции – рекомендации международных организаций;
4) национальное законодательство и национальная судебная практика.
Источник права бывает материальный – международные отношения и формальный – форма, в которых находят свое выражение нормы права.
Право международных договоров (ПМД) – это совокупность международно-правовых норм, определяющих порядок заключения, исполнения и прекращения международных договоров.
Основными источниками ПМД являются:
1. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.
2. Венская конвенция о
3. Венская конвенция о праве
договоров между государствами
и международными
Право международных договоров распространяет свое действие на все виды МД, независимо от их формы, наименования, объекта, процедуры заключения и видов участников основных субъектов МП.
64. Общие положения международного частного права. Коллизионные нормы международного частного права. Правовые режимы. Субъекты международного частного права
Международное частное право (МЧП) – сложный комплекс правовых норм, регулирующих гражданско-правовые отношения, имеющие международный характер.
Нормы МЧП регулируют имущественные, личные неимущественные, семейные, трудовые и процессуальные права иностранцев.
Основная задача МЧП – разрешение коллизий (столкновения) между двумя правопорядками. Значительную часть норм МЧП составляют коллизионные нормы.
Коллизионные нормы МЧП – нормы, указывающие, право какого государства должно быть применено к данному правоотношению, т.е. содержащие отсылку к праву какого-либо государства. Коллизионные нормы непосредственно не определяют права и обязанности сторон правоотношения, а лишь указывают на компетентный правопорядок для разрешения этого вопроса.
У каждого государства своя система коллизионных норм. Коллизионная норма состоит из 2-х элементов – объема и привязки. Объем определяет вид правоотношения, в отношении которого она должна использоваться. Привязка указывает на правовую систему (законодательство), применимую в данном случае. Различают одностороннюю (привязка прямо указывает на применимое право) и двухстороннюю (не указывается право конкретного государства, а формулируется общий принцип) коллизионную норму.
Правовой режим – совокупность прав и обязанностей иностранных физических и юридических лиц. Выделяют 3 вида:
1) национальный режим – иностранным физическим и юридическим лицам предоставляется такой же режим, как и отечественным гражданам и организациям;
2) режим наибольшего благоприятствования – предоставление иностранным физическим и юридическим лицам прав, которыми пользуются или будут пользоваться граждане и организации любого третьего государства (создаются равные условия для всех иностранцев, пребывающих на территории какого-либо государства);
3) специальный режим – предоставление иностранным физическим и юридическим лицам определенных прав по внутреннему законодательству или международным договорам, но не собственным гражданам.
Субъекты МЧП: иностранцы, иностранные юридические лица и иностранные государства.
65. Понятие и основные принципы международного гуманитарного права. Международно-правовая регламентация ведения вооруженной борьбы
Международное гуманитарное право (МГП) – отрасль международного права, представляющая совокупность принципов и норм, регулирующих отношения государств в период вооруженных конфликтов. Оно регулирует порядок ведения боевых действий, международно-правовую защиту жертв вооружённых конфликтов, а также вопросы международно-правовой ответственности государств и уголовной ответственности индивидов за нарушение норм права вооружённых конфликтов. Цель регулирования состоит в том, чтобы удерживать стороны вооружённого конфликта от бессмысленной жестокости, а также обеспечить возможную защиту тем, кто непосредственно подвержен воздействию войны. МГП состоит из 2 разделов (подотраслей): Гаагского права и Женевского права. Главная цель МГП – гуманизация вооруженных конфликтов, его идеал – международные отношения без вооруженных конфликтов. Задачей МГП является регулирование военных действий в целях облегчения приносимых ими тягот и лишений.
Принципы МГП – это основополагающие правила поведения воюющих сторон, сформулированные и закрепленные в определенных источниках. Принципы МГП: • гуманности; • соизмерности; • международно-правовой защиты жертв вооружённых конфликтов; • ограничения воюющих в выборе средств вооруженной борьбы; • неприкосновенности; • безопасности личности; • нейтральности; • международно-правовой защиты военнопленных; • ограничения по лицам; • ограничения по объектам нападения.
Правовая регламентация ведения войны: • началу боевых действий должно предшествовать предварительное предупреждение (ультиматум с условным объявлением войны); • объявление войны входит в компетенцию высших органов государственной власти и определяется конституцией каждой страны; • объявление войны, даже если оно не сопровождается военными действиями, всегда приводит к состоянию войны и влечет за собой определенные правовые последствия; • военные действия развертываются на определенных территориях воюющих государств; • территория нейтральных и невоюющих государств не должна использоваться в качестве театров военных действий.
Право воюющей стороны выбирать средства и методы ведения военных действий ограничено МП: запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние страдания и повреждения либо обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде.