Шпаргалка по "Государству и праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 15:17, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Государство и право".

Файлы: 1 файл

шпора по основам права.doc

— 394.50 Кб (Скачать файл)

Служебные жилые  помещения государственного жилищного фонда не подлежат приватизации, обмену, разделу и сдаче по договору поднайма. Под служебные жилые помещения выделяются отдельные квартиры.

Первоочередное право на получение служебного жилого помещения имеют граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Служебные жилые помещения предоставляются  по решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, в ведении которых находятся эти помещения

Общежитие – это жилой дом (его часть), специально построенный или переоборудованный для проживания граждан на период их работы (службы), учебы.

Общежития предназначаются для  проживания: • одиноких граждан; • семей.

Общежитие предоставляется рабочим, служащим и другим гражданам по совместному решению администрации и профсоюзного комитета организации в порядке очередности исходя из времени принятия на учет желающих получить общежитие на время работы или учебы в данной организации.

При наличии в общежитии свободных  мест жилое помещение может предоставляться  по совместному решению администрации  государственного органа, другой государственной  организации с профсоюзным комитетом  работникам другой организации по ее ходатайству на основании договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда в общежития.

Граждане, поселившиеся в общежитии  по ходатайству другой организации, подлежат выселению из общежития  без предоставления иного жилого помещения по истечении срока  действия договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда в общежитии или после прекращения трудовых отношений независимо от оснований с организацией, ходатайствовавшей о предоставлении общежития.

 

51. Охрана окружающей  среды. Понятие экологического права. Источники экологического права

Охрана  окружающей среды – это плановая система государственных, международных и общественных мероприятий по рациональному использованию, охране и восстановлению природных ресурсов, защите окружающей среды от загрязнения и разрушения для создания наиболее благоприятных условий существования человеческого общества, удовлетворения материальных, и культурных потребностей живущих  и грядущих  поколений. Охрана окружающей среды – неотъемлемое условие устойчивого экономического и социального развития государства.

Экологическое право (ЭП) представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих экологические и связанные с ними другие общественные отношения. В данную отрасль входят нормы: • о системе, понятиях, принципах, иных общих положениях экологического права; • о праве собственности на природные ресурсы и объекты; • о праве природопользования, о правовой охране окружающей среды; • об управлении природопользованием и природоохранной деятельностью; • об экологической безопасности и ответственности за нарушение этих норм; • о международном сотрудничестве в природоресурсной и природоохранной сферах. Указанные нормы образуют соответственно общую и особенную части ЭП.

Под нормативными источниками ЭП следует понимать конституционные, общие и специальные законодательные, а также подзаконные акты, которые служат формами упорядочения и выражения воли государства по регулированию экологических, то есть природоресурсных и природоохранных отношений.

Основополагающим источником ЭП является Конституция РБ. 6 сентября 1995 г. Верховным Советом утверждена Концепция государственной политики РБ в области охраны окружающей среды.

Основным нормативным актом, регулирующим отношения в сфере природопользования, является Закон РБ «Об охране окружающей среды» (1993).

Правовое регулирование природопользования осуществляется законами: • "О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)"; • "О государственной экологической экспертизе"; • "Об отходах производства и потребления"; • "Об особо охраняемых природных территориях и объектах"; • "Об охране и использовании животного мира"; • "Об охране атмосферного воздуха"; • "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"  и пр.

В РБ действуют 4 природоохранных кодекса: Кодекс о недрах; Водный кодекс; Кодекс о земле; Лесной кодекс.

52. Объекты природы,  подлежащие правовой охране

Существенными признаками объектов экологического права являются их естественное происхождение, экологическая зависимость от окружающей природной среды, выполнение социально полезных жизнеобеспечительных функций.

Охране подлежат как вовлеченные  в хозяйственный оборот, так и  не используемые напрямую виды природных  ресурсов:

• климатические ресурсы;

• атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство;

• земля, ее недра и почва;

• вода (поверхностная, подземная и почвенная влага);

• леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

• естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию;

• типичные и редкие ландшафты.

Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного  наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные  заповедники, в т.ч. биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

 

 

 

 

 

 

53. Государственные органы и общественные объединения как субъекты охраны природы

Экологическое законодательство определяет права и обязанности организаций, учреждений, общественных объединений  и граждан по обеспечению условий  безопасного проживания на территории республики, а также гарантии прав граждан со стороны государства на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду; устанавливает компетенции специально уполномоченных государственных и иных органов в области охраны окружающей среды; а также лимиты на пользование природными ресурсами и платежи за природопользование; определяет экологические требования к хозяйственной и иной деятельности, особенности контроля и надзора в области охраны окружающей среды, меры и условия наказания за нарушение природоохранного законодательства.

Субъектами экологических правоотношений, то есть их участниками, являются граждане, юридические лица, государственные  органы. Степень и характер их участия  в экологических правоотношениях  не одинаковы. Граждане и юридические лица выступают во многих случаях как потребители природных ресурсов, что предполагает их большую роль в охране и рациональном использовании природных ресурсов.

Государственные органы осуществляют регулирование рационального использования и охрану окружающей природной среды. Парламент РБ определяет государственную и межгосударственную экологическую политику. Совет Министров осуществляет реализацию этой политики. Кроме того, реализацию государственной политики в области окружающей среды осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Решения Министерства обязательны для всех юридических и физических лиц.

Общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, проводят работу по пропаганде и воспитанию у граждан бережного отношения к природе, повышению экологической культуры граждан, сообщают о выявленных случаях нерационального использования природных ресурсов, нарушениях законодательства РБ об охране окружающей среды, а также об авариях и иных чрезвычайных ситуациях.

 

 

 

 

54. Участие граждан  в охране природы

В Конституции РБ указано, что граждане обязаны беречь природу, охранять ее богатства. Забота о сохранении исторических памятников и др. культурных ценностей  – долг и обязанность граждан.

Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права, а также на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной экологической информации.

Граждане обязаны:

• соблюдать законодательство РБ об охране окружающей среды;

• повышать экологическую культуру, содействовать воспитанию в этой области подрастающего поколения;

• беречь и охранять природную среду и рационально использовать природные ресурсы;

• выполнять требования в области обращения с отходами;

• выполнять требования пожарной безопасности;

• соблюдать правила охоты и рыболовства;

• выполнять требования, установленные в целях борьбы с бытовым шумом в помещениях, на улицах, во дворах, на территории садоводческих товариществ (кооперативов), в местах отдыха и иных общественных местах;

• выполнять предписания государственных органов и должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды;

• возмещать в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, вред, причиненный их действиями окружающей среде.

 

 

 

 

 

 

 

55. Правовые основы природопользования

Природопользование – это рациональное использование природных ресурсов и условий окружающей природной среды, их воспроизводство и охрана.

Основой государственного регулирования природопользования является экологическое законодательство, обеспечивающее правовую защиту природной среды.

Право природопользования – установленный законом порядок потребления и использования природных ресурсов с целью извлечения их полезных свойств.

Природные ресурсы могут предоставляться  в пользование в порядке, установленном  законодательством Республики Беларусь. Использование природных ресурсов осуществляется в направлениях общего и специального природопользования.

Общее природопользование обусловлено естественными жизненными процессами взаимодействия человека и природы, и может осуществляться безо всяких нормативных предписаний. Гражданам гарантируется право общего пользования природными ресурсами для удовлетворения их потребностей безвозмездно без закрепления этих ресурсов за ними и без получения соответствующих разрешений, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Специальное природопользование требует правового регулирования. Объекты, находящиеся только в собственности государства: недра, воды, леса, земли с/х назначения, воздушное пространство, особоохраняемые природные территории, животные и растения Красной книги РБ. Осуществление природопользования в процессе экономической деятельности разрешается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям за плату, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь

Законодательство закрепляет порядок  предоставления природных ресурсов в пользование, а также права  и обязанности субъектов при использовании природных ресурсов.

Природопользование осуществляется с целью извлечения полезных свойств  природного ресурса и последующего их потребления или обращения, поэтому  существенным правом для природопользователя  является право собственности на результаты своей деятельности (заготовленная древесина, посевы с/х культур, др.)

 

56. Ответственность за  нарушения природоохранного законодательства

Основанием ответственности является экологическое правонарушение.

Экологическое правонарушение – это противоправное, наказуемое, виновное деяние юридического либо физического лица, которое противоречит требованиям экологического законодательства и посягает на установленный порядок природопользования и охраны окружающей среды.

Ответственность за нарушения норм экологического права – это претерпевание неблагоприятных последствий нарушения природоресурсного или природоохранного законодательства, заключается в применении к правонарушителю мер принудительного воздействия.

Законодательством РБ определены следующие меры ответственности:

• административная – наступает за порчу земель, жесткое обращение с животными, загрязнение атмосферы, вод, леса, нарушение правил охоты, рыболовства и др. (штрафы, запреты, предупреждения);

• дисциплинарная – предусматривается за неисполнение или ненадлежащее исполнение лицами своих должностных обязанностей, приведшее к нарушению природоохранного законодательства без нанесения значительного ущерба состоянию природной среды или здоровью граждан (выговоры, лишение премий, понижение в должности);

• гражданско-правовая (возмещение ущерба, причиненного неправомерными действиями);

• уголовная – наступает за преступления против экологической безопасности и природной среды, привлекаются субъекты, виновные в нанесении значительного ущерба природной среде, повлекшего гибель людей или особо крупные материальные потери (лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества, лишение права занимать определенные должности и др.);

• специальная эколого-правовая (прекращение, приостановление или ограничение пользования природными ресурсами или объектами).

Привлечение граждан к уголовной  или административной ответственности  не освобождает правонарушителя  от возмещения ущерба, причиненного его  противоправными действиями.

Информация о работе Шпаргалка по "Государству и праву"