Шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 13:39, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по конституционному праву зарубежных стран.

Файлы: 1 файл

конституционное право зарубежных стран шпоргалка.docx

— 221.49 Кб (Скачать файл)

В сфере этико-социальных прав государство выступает по преимуществу как гарант реализации прав гражданина в области семейных отношений, в вопросах здравоохранения и образования, а также в том, что касается содействия развитию культуры и научных и технических исследований.

Категория экономических прав в первую очередь регулирует права и законные интересы граждан, связанные с их трудовой деятельностью.

 

 

51. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ИТАЛИИ

 

В Конституции по-новому и со значительным опережением своего времени решается вопрос о социальной роли в современном обществе частной  собственности, частной хозяйственной  инициативы, а также собственно государства. В Конституции содержится ряд  принципов и правовых норм, создающих  в совокупности конституционную  основу для вмешательства государства  в вопросы производства и распределения  благ, а также в организацию  национальной экономики.

Италия, хотя и остается по своим культурным традициям, истории, мировоззренческим стереотипам  христианской страной, с конституционной  точки зрения является светским государством.

Важным элементом политической системы, а также с точки зрения определения места и роли Италии во взаимоотношениях с другими государствами  в рамках политических и оборонных  союзов являются положения ст. 11 Конституции: «Италия отвергает войну как  посягательство на свободу других народов  и как способ разрешения международных  споров; она соглашается на условиях взаимности с другими государствами  на ограничения суверенитета, необходимые  для порядка, обеспечивающего народам  мир и справедливость; она содействует  международным организациям, стремящимся  к этой цели, и благоприятствует им».

На протяжении полувекового периода, прошедшего с момента вступления в силу нынешней Конституции, Итальянское  государство в целом развивалось  по демократическому пути. Это, в частности, нашло свое подтверждение и в  эволюции лево– и праворадикальных партий – коммунистов и неофашистов, в их нынешнем возвращении в конституционные рамки.

Вместе с тем кризис государственно-монополистической  модели развития общества сопровождался  распадом партийно-политических структур, во всяком случае в том виде, в  котором они сложились в первые послевоенные годы. «Несовершенная двух-партийность» – преобладание двух партий – христианских демократов и коммунистов (вместе они пользовались поддержкой в среднем двух третей избирателей) к середине 1990-х гг. трансформировалась в новую либеральную и социал-демократическую двухполюсную систему.

Либеральные и  консервативные политические силы вошли в правоцентристский блок «Полюс свободы» (в него входят движение С. Берлускони «Вперед, Италия», Национальный альянс во главе с Дж. Фини и Христианско-демократический центр П. Ф. Казини).

Партии левоцентристской ориентации объединились в блок «Оливковое дерево» (возглавляет Р. Проди), состоящий из итальянской народной партии (левое крыло Христианско-демократической партии), «Левых демократов» (бывшие коммунисты) во главе с М. д'Алема, партии «Итальянское обновление» (новое политическое образование центристского толка), а также движения «зеленых».

Вне блоков остается сепаратистская Северная Лига, возглавляемая У. Босси.

В соответствии с законом  государство участвует в финансировании политических партий через их партийные  группы в Палате депутатов и в  Сенате.

 

 

52. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ИТАЛИИ

 

Парламент. Парламент избирается прямым голосованием граждан. Ему принадлежит исключительная прерогатива определять в полной мере политику государства.

Парламент состоит из двух палат – Палаты депутатов и Сената Республики. Обе палаты полностью равноправны. Парламент избирает Президента Республики, консультирует Президента при назначении правительства, участвует в формировании целого ряда других органов государственного управления и суда.

Президент Республики. По Конституции Президент Республики является главой государства, олицетворяет собой национальное единство, представляет государство в международных отношениях.

Полномочия: по инициативе правительства  участвует в процедуре представления  палатам законопроектов; назначает  в случаях, указанных законом, должностных  лиц государства и др.

Президент избирается Парламентом  на совместном заседании всех его  членов.

Президентом Республики может  быть избран любой гражданин в  возрасте не менее 50 лет, пользующийся гражданскими и политическими правами (ст. 84). Пост президента несовместим  с любой другой должностью.

Правительство (Совет  министров). Правительство в политической жизни Италии является высшим органом исполнительной власти, обеспечивающим функционирование всей политической и административной системы государства. В состав правительства входят председатель Совета министров и министры, которые вместе образуют Совет министров.

Правительство выступает с законодательными инициативами, обеспечивает принятие законов и декретов.

Государственная администрация. Государственные служащие находятся исключительно на службе своей нации. Должности в государственной администрации замещаются на конкурсной основе, за исключением установленных в законе случаев.

Конституционный суд. Не входит в общую систему судебных органов.

Национальный  совет экономики и труда – обладает правом законодательной инициативы и может участвовать в подготовке экономического и социального законодательства.

Государственный совет – выполняет консультативные функции в области административного права, дает свои заключения о законопроектах и др.

Счетная палата – обеспечивает предварительный контроль законности актов правительства, контролирует исполнение государственного бюджета и др.

Высший совет  магистратуры – обеспечение автономии и независимости магистратуры как отдельной и самостоятельной гильдии магистратов.

Преторский суд – по гражданским делам в первой и в апелляционной инстанции.

Трибунал – в первой и апелляционной инстанции гражданские дела, индивидуальные трудовые споры, уголовные дела (трибунал по делам несовершеннолетних, областной трибунал по делам публичного водопользования).

Апелляционный суд создается в специальных апелляционных округах (всего их 23).

Суд присяжных учреждается в каждом апелляционном округе.

Верховный кассационный суд является верховным органом правосудия, обеспечивает точное применение и единообразное толкование закона и др.

Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов, скорым и точным отправлением правосудия, защитой прав государства.

 

 

53. ПОЛИТИКО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ИТАЛИИ

 

Действующая Конституция  определяет Италию как единое и неделимое  государство. В то же время государство  не только признает местные автономии, но и гарантирует самую широкую  административную децентрализацию.

В настоящее время Италия разделена на 20 областей: Пьемонт, Балле д'Аоста, Ломбардия, Трен-тино-Альто Адидже, Венето, Фриули-Венеция Джулия, Лигурия, Эмилия-Романья, Тоскана, Умбрия, Марке, Лацио, Абруцци, Молизе, Кампания, Бази-ликата, Калабрия, Сицилия, Сардиния. 5 областей (Трентино-Альто Адидже, Валле д'Аоста, Фриули-Венеция Джулия, Сицилия и Сардиния) обладают специальным статусом, предусматривающим более широкие полномочия и функции, связанные с геополитическими и этническими особенностями этих областей.

Области по ныне действующей  Конституции являются автономными  образованиями с собственной  властью и системой функций согласно принципам, установленным Конституцией. Каждая область обладает своим уставом, в котором определены конкретные сферы областного регулирования, компетенция  и внутренняя организация области, включая право законодательной  инициативы и референдума, а также  право принятия областных законодательных  норм.

В Конституции определен  перечень вопросов, по которым область  вправе принимать собственные законы при условии, что такие законы не будут противоречить национальным интересам и интересам других областей.

Области пользуются финансовой самостоятельностью. В то же время  область не может устанавливать  собственные пошлины на ввоз, вывоз  или транзит между областями, препятствовать свободному передвижению лиц и имущества, ограничивать право  граждан заниматься своей профессией, служить или работать в любой  части национальной территории.

Провинции и коммуны по итальянскому законодательству одновременно являются территориальными единицами как государственного, так и областного деления. Их функции и полномочия регулируются в общегосударственном порядке на основании единого закона (закон об устройстве автономий, принятый 17 мая 1990 г.).

На коммуны возложены  функции: социального обеспечения, здравоохранения, градостроительства, землепользования, включая создание местных индустриальных зон.

Некоторыми дополнительными  правами и полномочиями пользуются горные сообщества – ассоциации коммун, расположенных в горной местности.

В отдельную политико-административную категорию выделены некоторые крупные города (мегаполисы). К их числу относятся Рим, Милан, Турин, Флоренция, Генуя, Венеция, Болонья, Бари, Неаполь. К их ведению наряду с провинциальными функциями отнесены также прямое управление службами экономического развития, градостроительства, социальная сфера.

В настоящее время в  Италии насчитывается 103 провинции  и немногим более 8 тыс. коммун.

Органами местного самоуправления в провинциях и коммунах являются выборные советы, джун-ты (исполнительный орган власти), глава джунты (председатель) и выборные мэры в коммунах.

 

 

54. КОНСТИТУЦИЯ ЯПОНИИ

 

Принятая 3 ноября 1946 г. и вступившая в силу 3 мая 1947 г. Конституция Японии является одним из самых стабильных конституционных документов в мире: за более чем 50 лет в нее не было внесено ни одного изменения. Проект был разработан в штабе оккупационных войск, доработан правительством и принят избранным в 1946 г. Парламентом. В определенном смысле неизменяемая Конституция – юридический памятник этому событию.

Это – монархическая конституция, но права монарха значительно  сокращены по сравнению с предшествующим конституционным актом; положения, относящиеся к статусу монарха  и Короне, придают акту своеобразие.

Конституция содержит широкий  перечень прав и свобод, причем часть  из них сформулирована как коллективные права.

Конституция Японии состоит  из преамбулы (не имеющей такого названия) и 11 глав, объединяющих 103 статьи.

Преамбула содержит ряд заявлений  о пацифистском характере нового государства и миролюбивых устремлениях японского народа.

Глава I «Император» включает статьи о роли и значении императора как «символа государства и единства народа».

Глава II состоит из одной  статьи об отказе «на вечные времена» японского народа от войны, угрозы или  применения вооруженной силы как  средства разрешения международных  споров.

Глава III «Права и обязанности  народа» содержит статьи о правах человека и гражданина, однако сформулированные в ряде случаев в коллективистском духе как права народа.

Глава IV «Парламент» посвящена  порядку формирования и деятельности Парламента, а также некоторым  аспектам законодательного процесса.

В главе V «Кабинет» устанавливается  общий принцип: кабинет осуществляет исполнительную власть, а также полномочия премьер-министра, основы взаимоотношений  правительства и палаты представителей и основные полномочия Кабинета.

Глава VI «Судебная власть»  содержит положения о системе  судов, запрет на создание особых судов, требования к кандидатам на должность  судей, порядке формирования судов  и назначения судей на должность.

Глава VII «Финансы» включает статьи о государственном бюджете, расходах императорской фамилии (как  части бюджета) и финансовой отчетности.

Глава VIII «Местное самоуправление»  регламентирует основы правового статуса  местных органов публичной власти.

Глава IX «Поправки» посвящена  вопросам внесения изменений в данную Конституцию.

Глава Х «Верховный закон» содержит характеристику Конституции  как правового акта, обязанность  должностных лиц уважать и  охранять Конституцию.

Глава XI «Дополнительные  положения» содержит положения переходного  характера и положение о введении Конституции в силу.

По порядку изменения  Конституция Японии жесткая. Предусмотрена  процедура, состоящая из двух этапов: на первом этапе Парламент вносит инициативу, причем за нее должно проголосовать  не менее 2/3 общего числа членов обеих  палат, второй этап – одобрение народа. Оно может быть выражено в одной  из двух форм: либо в виде особого  референдума, либо новым составом Парламента после выборов.

Решение о том, как будет  проходить второй этап, принимает  Парламент.

 

 

55. ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН ЯПОНИИ

Информация о работе Шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран