Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 13:39, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по конституционному праву зарубежных стран.
В сфере этико-социальных прав государство выступает по преимуществу как гарант реализации прав гражданина в области семейных отношений, в вопросах здравоохранения и образования, а также в том, что касается содействия развитию культуры и научных и технических исследований.
Категория экономических прав в первую очередь регулирует права и законные интересы граждан, связанные с их трудовой деятельностью.
51. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ИТАЛИИ
В Конституции по-новому и со значительным опережением своего времени решается вопрос о социальной роли в современном обществе частной собственности, частной хозяйственной инициативы, а также собственно государства. В Конституции содержится ряд принципов и правовых норм, создающих в совокупности конституционную основу для вмешательства государства в вопросы производства и распределения благ, а также в организацию национальной экономики.
Италия, хотя и остается по своим культурным традициям, истории, мировоззренческим стереотипам христианской страной, с конституционной точки зрения является светским государством.
Важным элементом политической системы, а также с точки зрения определения места и роли Италии во взаимоотношениях с другими государствами в рамках политических и оборонных союзов являются положения ст. 11 Конституции: «Италия отвергает войну как посягательство на свободу других народов и как способ разрешения международных споров; она соглашается на условиях взаимности с другими государствами на ограничения суверенитета, необходимые для порядка, обеспечивающего народам мир и справедливость; она содействует международным организациям, стремящимся к этой цели, и благоприятствует им».
На протяжении полувекового
периода, прошедшего с момента вступления
в силу нынешней Конституции, Итальянское
государство в целом
Вместе с тем кризис
государственно-
Либеральные и консервативные политические силы вошли в правоцентристский блок «Полюс свободы» (в него входят движение С. Берлускони «Вперед, Италия», Национальный альянс во главе с Дж. Фини и Христианско-демократический центр П. Ф. Казини).
Партии левоцентристской ориентации объединились в блок «Оливковое дерево» (возглавляет Р. Проди), состоящий из итальянской народной партии (левое крыло Христианско-демократической партии), «Левых демократов» (бывшие коммунисты) во главе с М. д'Алема, партии «Итальянское обновление» (новое политическое образование центристского толка), а также движения «зеленых».
Вне блоков остается сепаратистская Северная Лига, возглавляемая У. Босси.
В соответствии с законом
государство участвует в
52. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ИТАЛИИ
Парламент. Парламент избирается прямым голосованием граждан. Ему принадлежит исключительная прерогатива определять в полной мере политику государства.
Парламент состоит из двух палат – Палаты депутатов и Сената Республики. Обе палаты полностью равноправны. Парламент избирает Президента Республики, консультирует Президента при назначении правительства, участвует в формировании целого ряда других органов государственного управления и суда.
Президент Республики. По Конституции Президент Республики является главой государства, олицетворяет собой национальное единство, представляет государство в международных отношениях.
Полномочия: по инициативе правительства
участвует в процедуре
Президент избирается Парламентом на совместном заседании всех его членов.
Президентом Республики может быть избран любой гражданин в возрасте не менее 50 лет, пользующийся гражданскими и политическими правами (ст. 84). Пост президента несовместим с любой другой должностью.
Правительство (Совет министров). Правительство в политической жизни Италии является высшим органом исполнительной власти, обеспечивающим функционирование всей политической и административной системы государства. В состав правительства входят председатель Совета министров и министры, которые вместе образуют Совет министров.
Правительство выступает с законодательными инициативами, обеспечивает принятие законов и декретов.
Государственная администрация. Государственные служащие находятся исключительно на службе своей нации. Должности в государственной администрации замещаются на конкурсной основе, за исключением установленных в законе случаев.
Конституционный суд. Не входит в общую систему судебных органов.
Национальный совет экономики и труда – обладает правом законодательной инициативы и может участвовать в подготовке экономического и социального законодательства.
Государственный совет – выполняет консультативные функции в области административного права, дает свои заключения о законопроектах и др.
Счетная палата – обеспечивает предварительный контроль законности актов правительства, контролирует исполнение государственного бюджета и др.
Высший совет магистратуры – обеспечение автономии и независимости магистратуры как отдельной и самостоятельной гильдии магистратов.
Преторский суд – по гражданским делам в первой и в апелляционной инстанции.
Трибунал – в первой и апелляционной инстанции гражданские дела, индивидуальные трудовые споры, уголовные дела (трибунал по делам несовершеннолетних, областной трибунал по делам публичного водопользования).
Апелляционный суд создается в специальных апелляционных округах (всего их 23).
Суд присяжных учреждается в каждом апелляционном округе.
Верховный кассационный суд является верховным органом правосудия, обеспечивает точное применение и единообразное толкование закона и др.
Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов, скорым и точным отправлением правосудия, защитой прав государства.
53. ПОЛИТИКО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ИТАЛИИ
Действующая Конституция определяет Италию как единое и неделимое государство. В то же время государство не только признает местные автономии, но и гарантирует самую широкую административную децентрализацию.
В настоящее время Италия разделена на 20 областей: Пьемонт, Балле д'Аоста, Ломбардия, Трен-тино-Альто Адидже, Венето, Фриули-Венеция Джулия, Лигурия, Эмилия-Романья, Тоскана, Умбрия, Марке, Лацио, Абруцци, Молизе, Кампания, Бази-ликата, Калабрия, Сицилия, Сардиния. 5 областей (Трентино-Альто Адидже, Валле д'Аоста, Фриули-Венеция Джулия, Сицилия и Сардиния) обладают специальным статусом, предусматривающим более широкие полномочия и функции, связанные с геополитическими и этническими особенностями этих областей.
Области по ныне действующей Конституции являются автономными образованиями с собственной властью и системой функций согласно принципам, установленным Конституцией. Каждая область обладает своим уставом, в котором определены конкретные сферы областного регулирования, компетенция и внутренняя организация области, включая право законодательной инициативы и референдума, а также право принятия областных законодательных норм.
В Конституции определен
перечень вопросов, по которым область
вправе принимать собственные законы
при условии, что такие законы
не будут противоречить
Области пользуются финансовой самостоятельностью. В то же время область не может устанавливать собственные пошлины на ввоз, вывоз или транзит между областями, препятствовать свободному передвижению лиц и имущества, ограничивать право граждан заниматься своей профессией, служить или работать в любой части национальной территории.
Провинции и коммуны по итальянскому законодательству одновременно являются территориальными единицами как государственного, так и областного деления. Их функции и полномочия регулируются в общегосударственном порядке на основании единого закона (закон об устройстве автономий, принятый 17 мая 1990 г.).
На коммуны возложены функции: социального обеспечения, здравоохранения, градостроительства, землепользования, включая создание местных индустриальных зон.
Некоторыми дополнительными правами и полномочиями пользуются горные сообщества – ассоциации коммун, расположенных в горной местности.
В отдельную политико-
В настоящее время в Италии насчитывается 103 провинции и немногим более 8 тыс. коммун.
Органами местного самоуправления в провинциях и коммунах являются выборные советы, джун-ты (исполнительный орган власти), глава джунты (председатель) и выборные мэры в коммунах.
54. КОНСТИТУЦИЯ ЯПОНИИ
Принятая 3 ноября 1946 г. и вступившая в силу 3 мая 1947 г. Конституция Японии является одним из самых стабильных конституционных документов в мире: за более чем 50 лет в нее не было внесено ни одного изменения. Проект был разработан в штабе оккупационных войск, доработан правительством и принят избранным в 1946 г. Парламентом. В определенном смысле неизменяемая Конституция – юридический памятник этому событию.
Это – монархическая конституция, но права монарха значительно сокращены по сравнению с предшествующим конституционным актом; положения, относящиеся к статусу монарха и Короне, придают акту своеобразие.
Конституция содержит широкий перечень прав и свобод, причем часть из них сформулирована как коллективные права.
Конституция Японии состоит из преамбулы (не имеющей такого названия) и 11 глав, объединяющих 103 статьи.
Преамбула содержит ряд заявлений
о пацифистском характере нового
государства и миролюбивых
Глава I «Император» включает статьи о роли и значении императора как «символа государства и единства народа».
Глава II состоит из одной статьи об отказе «на вечные времена» японского народа от войны, угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров.
Глава III «Права и обязанности народа» содержит статьи о правах человека и гражданина, однако сформулированные в ряде случаев в коллективистском духе как права народа.
Глава IV «Парламент» посвящена порядку формирования и деятельности Парламента, а также некоторым аспектам законодательного процесса.
В главе V «Кабинет» устанавливается общий принцип: кабинет осуществляет исполнительную власть, а также полномочия премьер-министра, основы взаимоотношений правительства и палаты представителей и основные полномочия Кабинета.
Глава VI «Судебная власть» содержит положения о системе судов, запрет на создание особых судов, требования к кандидатам на должность судей, порядке формирования судов и назначения судей на должность.
Глава VII «Финансы» включает статьи о государственном бюджете, расходах императорской фамилии (как части бюджета) и финансовой отчетности.
Глава VIII «Местное самоуправление»
регламентирует основы правового статуса
местных органов публичной
Глава IX «Поправки» посвящена вопросам внесения изменений в данную Конституцию.
Глава Х «Верховный закон» содержит характеристику Конституции как правового акта, обязанность должностных лиц уважать и охранять Конституцию.
Глава XI «Дополнительные
положения» содержит положения переходного
характера и положение о
По порядку изменения Конституция Японии жесткая. Предусмотрена процедура, состоящая из двух этапов: на первом этапе Парламент вносит инициативу, причем за нее должно проголосовать не менее 2/3 общего числа членов обеих палат, второй этап – одобрение народа. Оно может быть выражено в одной из двух форм: либо в виде особого референдума, либо новым составом Парламента после выборов.
Решение о том, как будет проходить второй этап, принимает Парламент.
55. ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН ЯПОНИИ
Информация о работе Шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран