Шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 13:39, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по конституционному праву зарубежных стран.

Файлы: 1 файл

конституционное право зарубежных стран шпоргалка.docx

— 221.49 Кб (Скачать файл)

Конституция состоит из преамбулы  и 169 статей, объединенных в 11 разделов.

Преамбула содержит заявление  о целях ее принятия: гарантировать  совместное демократическое существование  на основе справедливого экономического и политического строя и др.

Раздел 1 «Об основных правах и обязанностях»: «Об испанцах и  иностранцах» (основные начала института  гражданства и основы статуса  иностранцев), «Права и свободы» (об основных правах и обязанностях), «Об  основополагающих принципах социально-экономической  политики» (по вопросам защиты семьи, охраны здоровья и т. д.), «О гарантиях основных прав и свобод» (обязанность всех органов соблюдать нормы Конституции), «О приостановлении прав и свобод».

Раздел 2 «О короне» содержит положения о роли и статусе  главы государства, престолонаследии и регентстве.

Раздел 3 «О Генеральных кортесах»: «О палатах», «О разработке законов» и  «О международных договорах».

Раздел 4 «О Правительстве  и государственном управлении»  – порядок формирования, состав и статус.

Раздел 5 «Об отношениях между  Правительством и Генеральными кортесами».

Раздел 6 «О судебной власти».

Раздел 7 «Экономика и финансы».

Раздел 8 «О территориальном  устройстве государства» («Общие принципы», «О местной администрации», «Об автономных сообществах»).

Раздел 9 «О Конституционном  суде» (состав и полномочия этого  органа).

Раздел 10 «О конституционной  реформе».

Дополнительные положения (их 4) посвящены вопросам покровительства  национальным территориям и уважения их исторических прав.

«Переходные положения» (их 9) описывают меры для формирования предусмотренной Конституцией системы  управления государством.

Заключительное положение  о вступлении Конституции в силу.

Порядок изменения Конституции  зависит от степени изменения: первая, затрагивающая отдельные положения, и вторая – предусматривающая  полный или частичный пересмотр  Конституции.

Изменения, затрагивающие  отдельные положения Конституции, могут предлагаться обычными субъектами права законодательной инициативы (Правительством, Конгрессом депутатов  и Сенатом, а также Собранием  автономных сообществ), народная инициатива исключена.

Проекты изменений подлежат одобрению обеими палатами.

Текст может быть вынесен  на референдум.

 

 

60. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН ИСПАНИИ

 

Конституция закрепляет широкий  спектр личных прав и свобод человека: право каждого на жизнь, на физическую и моральную неприкосновенность, запрещено подвергать кого-либо пыткам, негуманным или унизительным наказаниям. Конституция гарантирует свободу идеологии, вероисповедания и отправления культов, при этом никто не обязан объявлять о своей идеологии, религии или верованиях.

Конституция довольно осторожно  подходит к проблеме взаимоотношений государства и церкви. При этом никакая религия не может быть государственной, однако публичные власти должны принимать во внимание религиозные верования испанского общества и поддерживать соответствующие отношения сотрудничества с католической церковью и другими конфессиями. Конституционные положения по вопросам религии дополняет принятый 5 июля 1980 г. Органический закон «О свободе вероисповедания», который детально регулирует отношения, связанные с вероисповеданием и отправлением религиозных культов.

Законом предусмотрено право  церквей, конфессий и религиозных  обществ устанавливать места  отправления религиозных культов, равно как и поддерживать отношения  с другими конфессиями, находящимися на национальной территории и за границей.

Конституция провозглашает право каждого на свободу и безопасность. К важнейшим личным правам Конституция относит право каждого на честь, интимную, личную и семейную жизнь, на собственное имя, на неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, в том числе почтовой, телеграфной и телефонной, право испанцев свободно избирать свое место жительства и передвигаться по национальной территории, а также право свободно въезжать в Испанию и выезжать из нее на основании закона.

Конституция признает право на свободное распространение и получение информации любыми способами при соблюдении требований совести и охраны профессиональной тайны.

Конституция устанавливает право каждого на эффективную судебную защиту при осуществлении своих прав и законных интересов, при этом никому не может быть отказано в такой защите. Признается право каждого на обучение и свободу образования – начальное образование является обязательным и бесплатным.

Конституция Испании регулирует широкий комплекс социально-экономических  прав и свобод граждан исходя прежде всего из принципов провозглашаемого Конституцией социального государства:

права на частную  собственность и ее наследование, права испанцев на труд, на свободный  выбор профессии или занятия, на продвижение по службе и на вознаграждение, достаточное для удовлетворения своих потребностей и потребностей своей семьи. При этом Конституцией предусмотрена и обязанность всех испанцев трудиться.

Политические права и  свободы граждан устанавливаются  нормами Конституции: основные принципы избирательного права и право участия в референдумах, право проведения собраний – мирных и без оружия, право на объединение и др.

Конституция Испании устанавливает  обязанности граждан: защита Испании, которая по Конституции провозглашается правом и обязанностью всех испанцев платить налоги и др.

 

 

61. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ ИСПАНИИ

 

Король. В системе высших органов государственной власти испанская Конституция первое место отводит Королю.

По Конституции 1978 г. Испания является парламентарной монархией и корона наследуется преемниками Хуана Карлоса I де Бурбон, законного наследника исторической династии. Наследование трона осуществляется в порядке первородства и представительности.

По Конституции  Король является главой государства, символом единства и постоянства, а также  арбитром и примирителем в деятельности государственных учреждений, высшим представителем испанского государства  в международных отношениях. Король санкционирует и промульгирует законы, одобренные Генеральными кортесами, однако Конституция не предоставляет ему права законодательной инициативы и права вето в отношении законов парламента, назначает выборы в Генеральные кортесы, созывает их на сессии, а также по предложению Правительства может досрочно их распускать.

Генеральные кортесы. Генеральные кортесы имеют двухпалатную структуру. Нижняя палата Генеральных кортесов – Конгресс депутатов, верхняя палата – Сенат.

Конгресс депутатов по Конституции может включать от 300 до 400 депутатов, избираемых сроком на 4 года на основе всеобщего, равного, прямого  и тайного голосования.

Верхняя палата – Сенат  – является органом территориального представительства. От каждой провинции  избираются 4 сенатора путем всеобщего, свободного, равного, прямого и тайного  голосования избирателей соответствующей  провинции.

Палаты устанавливают  свои собственные регламенты, сами устанавливают свои бюджеты, определяют статус служебного персонала, избирают своих председателей, членов президиумов  палат. Палаты собираются на 2 очередные  ежегодные сессии: первая – с  сентября по декабрь, вторая – с февраля по июнь. Другая важная форма работы Кортесов – постоянные комиссии, которые предварительно рассматривают все законопроекты и готовят их к пленарным заседаниям палат.

Правительство. В соответствии с Конституцией и действующим законодательством Правительство осуществляет исполнительную функцию и регламен-тарную власть: осуществляет руководство внутренней и внешней политикой, гражданской и военной администрацией и защитой государства. Правительство образуется из председателя, его заместителей, а также министров и других членов, определенных законом.

Председатель  Правительства осуществляет официальное представительство этого государственного органа, руководит деятельностью Правительства и координирует деятельность всех его членов.

Важнейшим правительственным  органом, осуществляющим консультативные  функции, является Государственный совет (порядок его формирования и компетенция устанавливаются Органическим законом от 22 апреля 1980 г.).

Государственный совет является организационно и функционально  автономным органом при Правительстве. Совет действует в составе пленума или постоянной комиссии.

Совет принимает решения  по различным вопросам консультативного характера, поставленным перед Советом  Правительством, или отдельными его  членами, или автономными объединениями.

 

 

62. РЕГИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ ИСПАНИИ

 

Территориальная организация  Испании состоит из муниципалитетов, провинций и региональных автономных объединений.

Начальная территориальная  единица Испании – муниципалитет, обладающий всей полнотой прав юридического лица и управляемый выборными муниципальными советами. Советники избираются жителями соответствующего муниципалитета путем всеобщего, равного, свободного и тайного голосования. Самим советом или жителями избирается алькальд – руководитель исполнительного органа муниципалитета.

Несколько муниципалитетов  объединяются в провинции, создаваемые по территориальному принципу. Провинции также пользуются правами юридического лица, и их границы могут изменяться только решением Генеральных кортесов. Представительный орган в каждой провинции – избираемое путем всеобщего голосования собрание представителей.

Конституция Испании предусматривает  осуществление широкого права автономии  специальными региональными автономными объединениями. Такие объединения могут быть образованы граничащими друг с другом провинциями, имеющими общие черты исторического, культурного и экономического развития, а также островными территориями и провинциями, представляющими единую историческую область.

В Испании существует 2 вида автономии:

1) административная;

2) национально-территориальная.

Области с административной автономией образуются по инициативе провинциальных советов объединяющихся провинций и 2/3 советов муниципалитетов. Затем учредительная ассамблея, состоящая из депутатов провинциальных советов, депутатов и сенаторов, избранных в Кортесы, разрабатывает проект статута автономной области и вносит его в качестве законодательной инициативы в Кортесы. Проект статута одобряется обеими палатами парламента в виде органического закона об автономии. Одобренный таким образом статут является составной частью общеиспанского законодательства и основным правовым актом автономной области.

Несколько отличается порядок  организации автономного образования, населенного национальным меньшинством. С инициативой учреждения национального образования выступают советы провинций и 3/4 части муниципальных советов. Затем инициативу должно поддержать на референдуме абсолютное большинство населения объединяющихся в национальное сообщество провинций. Затем депутаты и сенаторы Кортесов, избранные от данных провинций, образуют учредительную ассамблею, которая вырабатывает и одобряет статут автономии. Затем в специальной комиссии Конгресса этот проект рассматривается и окончательно дорабатывается. Далее проект статута выносится на всеобщий референдум в провинциях будущей автономии. После одобрения проекта статута простым большинством голосов он передается на рассмотрение и утверждение в палаты Генеральных кортесов.

Компетенция региональных автономных объединений:

1) создание своих органов самоуправления;

2) изменение границ расположенных на их территории муниципалитетов; благоустройство территории и др.;

3) экономическое развитие автономии и др.

Автономные области  имеют свои органы власти и управления:

1) Парламент;

2) Правительство или правительственный совет.

 

 

63. КОНСТИТУЦИЯ КНР

 

Действующая Конституция  КНР 1982 г. является Основным законом социалистического государства.

Характерные черты  Конституции:

1) называется не новой, а исправленной. Тем самым подчеркивается ее преемственность по отношению к предшествующему конституционному законодательству;

2) построена на 4 базовых принципах, предопределяющих ее социалистический характер: выбор социалистического пути общественного развития, диктатура пролетариата, руководящая роль КПК, идеи марксизма-ленинизма, Мао Цзэдуна (с новейшим добавлением идей Дэн Сяопина);

3) восстановлен целый ряд институтов, упраздненных в период «культурной революции»: они отражают трансформацию подхода КПК к регулированию ряда общественных отношений. В результате на конституционном уровне появились такие новаторские понятия, как «социалистическое правовое государство», «социалистическая рыночная экономика» и др.;

4) реальное значение определяется совокупностью особенностей социалистического государственного права КНР, в первую очередь определяющей ролью политических директив КПК;

5) в Конституцию вносятся «апробированные» изменения, т. е. такие, которые отражают «сложившуюся практику государственной жизни, уже произошедшую смену партийных лозунгов или установок и даже отдельные изменения в законодательстве».

Информация о работе Шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран