Шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 13:39, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по конституционному праву зарубежных стран.

Файлы: 1 файл

конституционное право зарубежных стран шпоргалка.docx

— 221.49 Кб (Скачать файл)

Постоянные комитеты – также местные органы государственной власти, но подчиненные собраниям народных представителей: проводят выборы в вышестоящие собрания народных представителей, решают вопросы политической, экономической, культурной жизни и др.

 

 

68. КОНСТИТУЦИЯ ИНДИИ

 

Конституция Индии была принята Учредительным собранием в 1949 г. и полностью вступила в силу в 1950 г. (до этого в Индии существовали колониальные конституции, дарованные метрополией).

Конституция Индии – самая  объемная конституция в мире. С  учетом последующих изменений она  включает 465 статей, 12 крупных приложений, а также более 70 поправок. Одни поправки вносятся в текст Конституции, изменяя  его, другие прилагаются к ней.

Индийский национальный конгресс добился закрепления в Конституции  тех целей, которые он выдвигал: свободы  от колониализма, равных прав, политической и экономической справедливости, содействия миру между народами и  др.

К основным чертам содержания Конституции могут быть отнесены:

1) закрепление народного и государственного суверенитета, завоеванного в результате антиколониального движения. Основная доля политической власти в Индии принадлежит национальной буржуазии;

2) отрицательное отношение к социальному неравенству. Конституция говорит о цели государства обеспечить такой социальный порядок, для которого характерна экономическая и социальная справедливость, о справедливом распределении материальных ресурсов, о предотвращении концентрации богатств и средств производства;

3) провозглашение широкого круга прав, свобод и обязанностей граждан с учетом индийской специфики, кастовой системы, сохраняющегося большого разрыва в уровне развития различных этнических групп;

4) закрепление принципа смешанной экономики,  где государственный сектор играет важную роль;

5) сочетание некоторых традиционных индийских институтов с институтами, порожденными глобальным развитием конституционного права;

6) политика поддержания всеобщего мира и международной безопасности при выдвижении на первый план приоритетных интересов Индии, особенно в последние годы.

Конституция предусматривает  комбинированную систему принятия поправок. Проект поправки может быть внесен любым членом Парламента в  любую из двух палат (на деле поправки предлагаются правительством). Если проект получит одобрение палат (2/3 присутствующих), он передается Президенту, который  должен подписать и опубликовать закон. Многие поправки принимаются  по процедуре принятия обычного закона: простым большинством присутствующих в каждой палате. Если поправка невелика, она включается в текст Конституции  как дополнение или замена соответствующей  статьи.

Пространные поправки (некоторые  из них насчитывают множество  страниц) прилагаются к тексту Конституции, хотя и не всегда публикуются как  приложение к ней.

Хотя в штатах Индии (за исключением одного штата – Джамму и Кашмир) нет своих конституций, конституционный контроль осуществляет не только Верховный суд Индии, но и высокие (верховные, высшие) суды штатов (местные суды решений о неконституционности не принимают). Окончательное решение остается за Верховным судом Индии.

Верховный суд имеет право  толковать Конституцию (ст. 132).

Осуществляя конституционный  контроль, он может признать федеральные  законы, законы штатов, иные правовые акты неконституционными, т. е. фактически аннулировать их действие.

 

 

69. ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАНИНА ИНДИИ

 

Основы правового статуса  индийских граждан одинаковы, но определяются неравными по значению статьями Конституции. Социально-экономические  права формулируются, как правило, в качестве руководящих принципов политики с вытекающими отсюда отмеченными выше особенностями их судебной защиты; другие права закреплены иными статьями Конституции. Фактическое осуществление всех этих прав, однако, в специфических условиях страны неодинаково и во многом зависит от сохранившихся пережитков кастовой системы, уровня развития этнических групп. Есть и некоторые правовые преимущества, предусмотренные законодательством для наименее развитых социальных слоев населения, зарегистрированных каст и племен.

В Конституцию вошли «антиэксплуататорские» положения, идеи «индийского социализма», «демократического социализма», который  понимался как третий путь развития, отличный от капитализма Запада и тоталитарного социализма.

Основные права согласно сложившейся доктрине обеспечиваются конституционными гарантиями: при их нарушении гражданин может обращаться в любой суд, включая Верховный, и последний может принять  принудительное решение (низовой суд  не может объявить тот или иной закон неконституционным, он обеспечивает лишь осуществление основных прав). Права, закрепленные в разделе о руководящих принципах политики, такими гарантиями не обеспечены.

Конституция устанавливает равноправие граждан перед законом, запрещает дискриминацию по мотивам религиозной, расовой, кастовой принадлежности, пола и места рождения.

Среди социально-экономических прав – право на достаточные средства к существованию, на труд, на защиту от экономической эксплуатации, на государственную помощь в случае болезни, безработицы, право на прожиточный минимум, право детей на обязательное бесплатное обучение. В Конституции говорится о праве рабочих на участие в управлении производством.

Политические  права включают свободу слова, печати, право на объединение и другие традиционные политические права и свободы.

Среди личных свобод Конституция называет неприкосновенность личности (хотя допускается широко использовавшееся в Индии при объявлении чрезвычайного положения длительное превентивное заключение под стражу без суда), свободу передвижения, неприкосновенность жилища, тайну переписки и др. Конституция отменяет феодальные титулы, неприкасаемость (особенно униженное положение одной из каст).

В Конституции Индии зафиксированы  также основные обязанности граждан (42-я поправка). К их числу относятся: соблюдение идеалов и институтов страны, уважение государственного флага и государственного гимна, воинская обязанность, обязанность следовать идеалам национально-освободительной борьбы, содействовать гармонии и духу общего братства среди всех индийцев, развивать научный подход, проявлять гуманизм, стремиться к совершенству во всех областях индивидуальной и коллективной деятельности и др. Как видно из изложенного, многие из этих обязанностей имеют не юридический, а моральный характер.

 

 

70. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ ИНДИИ

 

В стране насчитываются сотни партий (на выборах в органы штатов участвуют иногда около 300 партий), хотя общеиндийских партий не более 10. Остальные действуют в масштабе штатов (нескольких штатов и на местном уровне). Долгое время в Индии действовала многопартийная система с одной доминирующей партией – Индийский национальный конгресс (ИНК), а затем ИНК(И) – партия сторонников Индиры Ганди (премьер-министра Индии в 1966–1977 гг.; 1980–1984 гг.). Эта система была нарушена в 1977–1979 гг. Хотя ИНК(И) остается и теперь крупнейшей партией Индии, он теперь не имеет абсолютного большинства мест в нижней палате и формирует то правительство парламентского меньшинства, то коалиционное правительство.

Программной концепцией ИНК(И) является идея «общества социалистического  образца», в котором осуществляется сотрудничество различных слоев  населения при сохранении частной  собственности и значительной роли государственного сектора, при довольно высокой регулирующей роли государства  во многих сферах общественной жизни. ИНК(И) выступает против религиозной и общинной розни, ведет борьбу с бедностью, неграмотностью, кастовыми пережитками. В настоящее время это преимущественно центристская реформистская партия.

Бхаратия Джаната  парти – правая партия, построенная на религиозной общинной основе, стоящая на позициях индуистской обособленности, национализма, кастовых перегородок. Партия Джаната Дал занимает центристские позиции; большинство ее членов – выходцы из ИНК. Выступает за демократизацию общественной жизни, укрепление единства страны, списание долгов с крестьян, за более решительное преодоление кастовых и религиозных предрассудков.

Индийский национальный конгресс (С) (социалистический) возник в результате раскола ИНК. Его позиции мало отличаются от позиций ИНК(И), но он широко использует социалистическую фразеологию.

В Индии существует около 10 партий, называющих себя коммунистическими. Определенным влиянием пользуется Коммунистическая партия Индии.

Она руководит массовыми  организациями, насчитывающими приблизительно 6 млн членов. Партия занимает ортодоксальные марксистско-ленинские позиции. Она борется за повышение уровня жизни трудящихся, проведение земельной реформы, отстаивает демократические методы решения национальных, религиозных и кастовых проблем, борется против усиления власти монополистического капитала.

В Индии нет закона о  политических партиях, их деятельность почти не регулируется законодательством. Единственное конституционное положение  о партиях, включенное в виде 52-й  поправки в Основной закон в 1985 г., гласит, что член Парламента утрачивает депутатский мандат, если, будучи избран от одной партии, переходит в другую.

Приложение к Конституции  гласит также, что парламентарий  может утратить мандат, если голосует вопреки указаниям руководства  своей фракции. В Индии существует понятие национальной партии, имеющее  юридическое значение. Ею признается партия, получившая не менее 4 % голосов на выборах в нижнюю палату Парламента в не менее чем 4 штатах. Таких партий не более 5–7.

 

 

71. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ФЕДЕРАЦИИ, ОСНОВЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА ИНДИИ

 

Законодательная власть. Парламент в Индии состоит из Президента Индии (главы государства), Народной палаты и Совета штатов.

Народная палата избирается прямыми выборами на 5 лет в составе не более 547 членов. Депутаты Парламента пользуются депутатским индемнитетом. Получают небольшое вознаграждение. Руководит спикер. Ему помогает заместитель. Спикер обладает полномочиями: толкует регламент палаты, имеет решающее слово при формировании постоянных комиссий и др.

В палате создаются партийные фракции, образуются отраслевые постоянные комиссии, создается секретариат палаты.

Совет штатов (верхняя палата) избирается путем косвенных выборов. Подавляющее большинство из 250 членов Совета штатов избираются на 6 лет выборными членами, остальные 12 членов назначаются Президентом из числа лиц, имеющих особые заслуги в области общественной деятельности. Руководит Вице-президент (избирается на совместном заседании палат парламента), на деле руководство заседаниями палаты осуществляет заместитель председателя палаты, избираемый ее членами из своей среды.

Исполнительная  власть. Президент избирается на 5 лет косвенными выборами – особой коллегией выборщиков. Требования: гражданин, достигший 35-летнего возраста и удовлетворяющий необходимым условиям. Может быть переизбран неоднократно и подряд. Представляет республику внутри страны и в международных отношениях, является главнокомандующим, обладает законодательными полномочиями: правом законодательной

инициативы, правом вето и  др. Однако все эти обширные полномочия Президент осуществляет только по указаниям правительства.

Вице-президент также избирается на 5 лет на совместном заседании обеих палат Парламента, без участия легислатур штатов.

Правительство Индии – Совет министров. Премьер-министром Президент назначает лидера партии большинства в Народной палате.

По указанию Премьер-министра Президент назначает министров. Фактически все вопросы руководства  государством решаются узким составом правительства – Кабинетом (Премьер-министр и министры, отвечающие за наиболее важные участки работы).

Судебная власть. В федерации и штатах Индии действует единая централизованная система судов:

1) суды панчаятов в деревнях (ньян-панчаяты, пан-чаяты-адалаты и др.), которые рассматривают незначительные уголовные и гражданские дела;

2) суды мунсифов (мунсиф – судья-индус) – рассматривают только гражданские дела;

3) дополнительные суды (судьи, рассматривающие гражданские дела с неограниченной ценой иска и апелляции на решения мунсифов);

4) окружной судья рассматривает апелляции на решения дополнительных судей и располагает неограниченной юрисдикцией как судья первой инстанции по гражданским и уголовным делам;

5) высокий (высший) суд – в качестве суда первой инстанции и как апелляционный суд;

6) Верховный суд Индии – высшая инстанция.

В Индии нет института  референдума (выборы, а на местах – определенные элементы панчаятской системы).

Голосование является тайным.

При подсчете голосов используется мажоритарная система относительного большинства.

 

 

72. ОСНОВЫ ПОЛИТИКО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА, МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ В ИНДИИ

 

Индийская федерация строится на базе автономии штатов. В каждом штате создаются свои высшие органы: выборная легислатура (законодательный орган штата), назначаемый Президентом Индии губернатор, формируемое партией большинства в местном Парламенте правительство, назначаемый Президентом высокий (высший) суд штата. Но штаты не имеют своих конституций (за исключением штата Джамму и Кашмир).

Информация о работе Шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран