Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2015 в 12:40, шпаргалка
Ответы на вопросы к экзамену по предмету "Теория государства и права".
5) осуществление в пользу заинтересованных субъектов права;
6) обеспечение соответствующими способами юридической техники;
7) закрепление в официальных правовых актах.
Виды юридического процесса:
1) в зависимости от природы принимаемых решений:
а) правотворческий – процесс, в ходе которого принимаются нормативные правовые акты;
б) правоприменительный – процесс, в ходе которого принимаются правоприменительные акты и реализуются нормы права;
в) праворазъяснительный – процесс, в ходе которого с целью реализации правовых норм принимаются интерпретационные акты;
2) в зависимости от предмета правового регулирования:
а) гражданский;
б) уголовный;
в) конституционный;
г) административный;
д) арбитражный.
Стадия юридического процесса – это совокупность последовательно совершаемых процессуальных действий.
Стадии гражданского процесса:
1) производство в суде первой инстанции;
2) производство в суде второй инстанции:
а) производство в апелляционной инстанции;
б) производство в кассационной инстанции;
в) производство в надзорной инстанции;
г) пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, вступивших в законную силу;
3) производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
4) производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов.
Стадии уголовного процесса:
1) возбуждение дела;
2) предварительное расследование;
3) производство в суде первой инстанции;
4) производство в суде второй инстанции:
а) производство в апелляционной инстанции;
б) производство в кассационной инстанции;
5) исполнение приговора;
6) производство в надзорной инстанции;
7) возобновление производства по уголовному делу из–за новых или вновь открывшихся обстоятельств.
Реализация права– процесс воплощения правовых норм в правомерное, юридически значимое поведение субъектов с целью достижения социально полезного результата. Реализация права зависит от экономических, политических, социально–культурных и других факторов.
Формы реализации права:
1) соблюдение– это пассивная форма, в которой субъекты правоотношений воздерживаются от совершения действий, запрещенных правом. Соблюдение выражается в естественном поведении субъектов правоотношений, которые могут даже не осознавать реализацию уголовно–правовых запретов и запрещающих норм. Способ правого регулирования – запрет;
2) исполнение– это активная или пассивная форма, в которой субъекты правоотношений выполняют возложенные на них юридические обязанности и за невыполнение этих официально закрепленных предписаний несут наказание. При исполнении реализуются обязывающие нормы. Способ правового регулирования – обязывание;
3) использование– это активная или пассивная форма, в которой субъекты правоотношений добровольно и последовательно осуществляют принадлежащие им субъективные права. Использование норм права осуществляется по желанию субъекта правоотношения, который может воспользоваться или не воспользоваться своими субъективными правами. Нормы права, которые реализуются посредством этой формы, называются упра–вомочивающими. Способ правового регулирования – дозволение;
4) применение – это особая форма, которая представляет собой государственную деятельность компетентных органов государства и некоторых уполномоченных организаций по принятию персонифицированных правовых предписаний, которые будут регулировать конкретную жизненную ситуацию. Применение правовых норм выражается в преобразовании общих нормативно–правовых предписаний в конкретную жизненную ситуацию, т. е. конкретное поведение субъектов правоотношений, которые наделяются в связи с этим конкретными субъективными правами и юридическими обязанностями.
Формы применения права:
1) оперативно–исполнительная деятельность,т. е. реализация нормативно–правовых предписаний путем создания, изменения либо прекращения конкретных правоотношений на основе установленных норм права;
2) правоохранительная деятельность,т. е. охрана норм права от нарушений и создание условий, предупреждающих правонарушения.
Признаки применения права:
1) государственно–властный характер;
2) осуществление дополнительного регулирования относительно конкретных жизненных ситуаций;
3) процессуальный характер;
4) детальная регламентация законодательством;
5) завершение юридическим индивидуальным актом, который является общеобязательным для исполнения.
Стадии применения правовых норм:
1) установление фактических обстоятельств– стадия, в ходе которой устанавливаются:
а) основные факты,вытекающие из диспозиций норм права и влияющие непосредственно на юридическую оценку жизненной ситуации. При неустановлении либо неправильном установлении основных фактов принятое по делу решение отменяется;
б) вспомогательные (или факультативные) факты,не влияющие непосредственно на юридическую квалификацию и оценку содеянного. Эти фаюы могут отсутствовать. К вспомогательным фактам относятся:
– различные доказательственные факты, которые способны после установления судом быть доказательством входящих в предмет доказывания обстоятельств;
– процессуальные факты;
– проверочные факты, которые способны подтвердить или опровергнуть доказательства.
Эти факты подлежат установлению с помощью доказательств. Не подлежат установлению общеизвестные факты, факты, признанные другой стороной и преюдициальные факты, которые устанавливаются вступившим в законную силу решением или приговором суда;
2) выбор и анализ юридической нормы(т. е. установление юридической основы дела) – стадия, в ходе которой правоприменитель дает правовую квалификацию (юридическую оценку) установленным фактическим обстоятельствам дела. Эта стадия начинается с установления отрасли права, затем определяется институт права и конкретная норма права. На этой стадии также осуществляется проверка нормы, устраняются возможные коллизии, устанавливается точный смысл, толкуется содержание и сопоставляется с другими нормами; 3) вынесение правоприменительного решения,т. е. принятие решения по делу – главная, основная стадия, в ходе которой осуществляется оценка собранных доказательств, окончательная юридическая оценка содеянного, происходит оформление решения. Решение влечет за собой юридические последствия.
Доказательства– это фактические данные, с помощью которых устанавливаются имеющие значение для правильного разрешения дел обстоятельства.
Требования к доказательствам:
1) относимость(использование сведений, имеющих значение для дела);
2) допустимость(использование сведений, полученных с соблюдением процессуальной формы из предусмотренных законодательством источников);
3) достоверность сведений, отражающих обстоятельства дела;
4) достаточность сведений, позволяющих разрешить юридический спор.
Виды доказательств:
1) показания подозреваемого, обвиняемого, свидетелей, потерпевшего;
2) объяснения сторон и третьих лиц;
3) письменные и вещественные доказательства;
4) аудио–и видеозаписи;
5) заключения и показания эксперта.
Акт применения права – это официальный акт, который содержит государственно–властное решение компетентного государственного органа по конкретному юридическому делу.
Особенности актов применения права:
содержат решение компетентного государственного органа по конкретному юридическому делу и государственно–властное решение, которое является обязательным для соблюдения и исполнения всеми, имеют установленную законом форму, осуществляют регулирование конкретного правового отношения.
Формы актов применения права:
1) письменная;
2) устная;
3) конклюдентная.
Содержание акта применения права:
1) вводная часть(наименование акта и издавшего его органа, дата и место издания);
2) описательная (констатирующая) часть(перечисления фактических обстоятельств юридического дела);
3) мотивировочная часть(юридическая оценка фактических обстоятельств);
4) резолютивная часть(решение по делу);
5) подписи лиц, принявших акт.
Требования к содержанию акта применения права:
1) законность;
2) обоснованность;
3) целесообразность;
4) справедливость.
Акты применения права подразделяются по:
1) субъектам применения права:
а) акты федеральных органов власти и управления;
б) акты органов власти и управления субъектов РФ;
в) акты органов местного самоуправления;
г) локальные акты;
2) субъектному составу:
а) коллегиальные;
б) единоличные;
3) предмету правового регулирования:
а) конституционно–правовые;
б) административно–правовые;
в) уголовно–правовые и т. д.;
4) форме правоприменительной деятельности:
а) исполнительные;
б) правоохранительные;
5) функциональному признаку:
а) регламентирующие;
б) правообеспечительные;
6) форме внешнего выражения:
а) акты–документы, т. е. надлежаще оформленные в письменной форме решения компетентных органов;
б) акты–действия, т. е. словесные, конклюдент–ные акты применения права;
7) юридическому значению:
а) основные, содержащие решение по конкретному юридическому делу;
б) вспомогательные, содержащие подготовительные предписания издания основных актов применения права;
8) времени действия:
а) акты однократного применения;
б) длящиеся акты.
Пробелы в праве– это отсутствие в действующей системе законодательства правовых норм, в соответствии с которыми должен решаться вопрос, требующий правового регулирования.
Причины возникновения пробелов в праве:
1) невозможность урегулирования в нормативных правовых актах всех жизненных ситуаций, требующих правового регулирования;
2) ошибки законодателей, их упущения при подготовке нормативных правовых актов;
3) недостатки юридической техники;
4) отставание законодательства от жизни вследствие постоянного развития и динамичности общественных отношений.
Устранение пробелов в праве осуществляется как законодателем, так и правоприменителем путем принятия недостающей правовой нормы, группы норм либо целого нормативного правового акта.
Способы преодоления пробелов в праве:
1) аналогия закона– это разрешение конкретной жизненной ситуации на основе правовых норм, которые регулируют сходные общественные отношения;
2) аналогия права– это разрешение конкретной жизненной ситуации на основе общих принципов права.
Аналогия– это способ преодоления пробелов в праве в процессе его применения на основе определенного сходства между различными явлениями и предметами.
Аналогия закона и аналогия права не применяются в сфере уголовного и административного права.
Аналогия закона применяется при:
1) наличии жизненной ситуации, которая находится в сфере правового;
2) отсутствии нормы, которая регулировала бы эту норму;
3) наличии нормы, которая регулирует сходные, аналогичные общественные отношения.
Аналогия права применяется при:
1) наличии жизненной ситуации, которая находится в сфере правового регулирования;
2) отсутствии нормы, которая будет регулировать эту жизненную ситуацию;
3) отсутствии аналогичной нормы.
Для устранения неопределенности при регулировании общественных отношений используются:
1) правовая аксиома– исходное, юридически признанное суждение, которое из–за очевидности не требует дополнительного обоснования и доказательств для принятия последующих решений и оценок;
2) правовая презумпция– подтвержденное опытом и действующим законодательством предложение о наличии либо отсутствии определенных обстоятельств, которые обладают причинной связью с конкретной жизненной ситуацией до тех пор, пока не будет доказано иное;
3) правовая фикция– общеобязательное положение, которое в действительности может и не существовать, но законодательно закрепляется с целью стабилизации общественной жизни и устранения неопределенности в юридических последствиях.
Юридические коллизии– это противоречия, которые возникают в процессе правоприменительной деятельности между нормативными правовыми актами, регулирующими одно или несколько родственных общественных отношений.
Признаки:
1) законность рассмотрения;
2) использование доказательств;
3) наличие уполномоченного органа;
4) признание обязательной силы решений;
5) компенсационный характер.
Причины возникновения юридических коллизий:
1) объективные:
а) противоречивость в жизни;
б) динамизм и изменчивость общественных отношений;
в) дифференцированное регулирование различных общественных отношений;
г) наличие несовпадений интересов и потребностей у различных субъектов и т. д.;
2) субъективные:
а) недостаток у субъекта опыта в качестве законодателя либо низкий уровень профессиональной подготовки у правотворческих или правоприменительных субъектов;
б) недостатки в работе правотворческих или правоприменительных субъектов либо нечеткость в их полномочиях;
в) низкое качество нормативных правовых актов;
г) нечеткая либо неполная систематизация нормативных актов;
Информация о работе Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"