Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2015 в 12:40, шпаргалка
Ответы на вопросы к экзамену по предмету "Теория государства и права".
Система нормативных актов в РФ включает в себя:
1) правовые акты общефедеральных органов;
2) акты субъектов РФ;
3) акты местного самоуправления;
4) акты прямого народного волеизъявления.
Классификация в системе нормативных актов:
1) в зависимости от субъекта правотворчества:
а) нормативные акты законодательных (представительных) органов;
б) нормативные акты исполнительных органов;
в) нормативные акты правоохранительных органов;
г) нормативные акты контрольно–надзорных органов и т. д.;
2) в зависимости от сферы действия:
а) общефедеральные;
б) акты субъектов РФ;
в) акты органов местного самоуправления;
3) в зависимости от срока действия:
а) акты неопределенно длительного действия;
б) временные акты;
4) в зависимости от способов установления государством:
а) принимаемые;
б) санкционированные;
в) признанные;
5) по юридической силе:
а) законы;
б) подзаконные нормативные акты.
Отличия нормативного правового акта от акта применения права:
1) нормативный правовой акт носит общий характер, а акт применения права – индивидуальный;
2) нормативный правовой акт регулирует определенный вид общественных отношений, а акт применения права регулирует конкретные жизненные отношения;
3) нормативный правовой акт применяется неоднократно, а акт применения права – однократно, так как носит разовый характер;
4) нормативный правовой акт не персонифицирован, он ориентирован на неопределенное количество лиц, которые оказались в типичных жизненных ситуациях, а акт применения права ориентирован на конкретных лиц, так как направлен на разрешение конкретной ситуации;
5) нормативный правовой акт является нормативной основой правового регулирования и устанавливает, изменяет либо отменяет нормы права, а акт применения права реализует эти нормы, проводя общеобязательные нормативные предписания в сферу конкретных жизненных ситуаций;
6) нормативный правовой акт действует до тех пор, пока его не отменят, а акт применения права прекращает свое действие после непосредственной реализации;
7) нормативный правовой акт устанавливает правовые предписания, а акт применения права только применяет содержащуюся в нем норму права.
Закон– это акт правотворчества, который обладает высшей юридической силой, направлен на регулирование наиболее важных общественных отношений и принимается в особом порядке высшим законодательным (представительным) органом государства или субъекта Федерации, либо непосредственно народом.
Основные признаки закона:
1) принятие только соответствующими компетентными законодательными органами государства либо субъекта федерации или же непосредственно народом посредством референдума;
2) наличие высшей юридической силой, означающее, что содержание иных нормативных правовых актов не должно противоречить законам, и никто не вправе отменять или изменять закон, за исключением органа государства, издавшего соответствующий закон;
3) регулирование наиболее важных, общественно значимых, общественных отношений;
4) содержание нормы исходного, первичного, основополагающего характера;
5) принятие в особом и официально утвержденном процессуальном порядке.
Виды законов:1) в зависимости от степени значимости в системе действующего законодательства:а) конституционные законы– законы, закрепляющие основы государственного и общественного строя, а также служащие юридической базой для текущего законодательства:
– Конституция РФ – Основной Закон государства;
– законы, которые вносят в Конституцию РФ изменения и дополнения;
– федеральные конституционные законы, которые издаются лишь по предусмотренным Конституцией РФ вопросам, принимаются в особом порядке, обладают повышенной юридической силой и особенностью – на них не может быть наложено отлагательное вето Президента РФ;
б) основы законодательства– кодифицированные законы, которые занимают особое положение между конституционными и текущими законами и обладают следующими признаками;
в) текущие (обычные) законы– законы, которые не обладают особыми свойствами, создаются на основе конституционных законов и основ законодательства, выражаются в форме федеральных законов и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни общества:
– кодексы – законы, содержащие юридически цельные и внутренне согласованные совокупности норм права, которые регулируют определенные общественные отношения в различных сферах общественной жизни;
– чрезвычайные законы – законы, которые принимаются при экономических или социальных потрясениях;
г) в зависимости от сферы действия:
– общефедеральные;
– законы субъектов Федерации;
д) по отраслям права:
– государственно–правовые;
– уголовно–правовые;
– гражданско–правовые и т. д.
Подзаконные нормативные правовые акты– это издаваемые на основе и во исполнение законов акты, представляющие собой согласованную и иерархическую систему, в которой каждый элемент соответствуют актам большей юридической силы и является основой для актов с меньшей юридической силой.
Виды подзаконных нормативных правовых актов:
1) общефедеральные акты:
а) указы Президента РФ;
б) распоряжения Президента РФ, которые издаются по вопросам оперативного управления;
в) общефедеральные акты Правительства РФ, принимаемые во исполнение законов РФ, указов Президента РФ и собственной исполнительно–распорядительной компетенции:
– постановления, принимаемые для обеспечения управления в различных отраслях общественной и государственной жизни;
– распоряжения, принимаемые Председателем Правительства РФ для оперативного управления узкого круга исполнителей;
г) приказы и инструкции министерств и подведомственных им государственных органов, которые имеют отраслевую направленность;
2) акты субъектов Федерации (региональные акты):
а) уставы – региональные конституции;
б) законы, постановления
и распоряжения – акты, принимаемые представительными
и исполнительно–
в) приказы и инструкции – акты, которые устанавливаются отраслевыми органами государственного управления;
г) решения, постановления и распоряжения – акты, принимаемые органами местного самоуправления;
д) нормативные правовые акты, которые используются на уровне предприятий и учреждений:
– уставы и решения, принимаемые коллегиально и имеющие нормативное содержание;
– приказы, имеющие как нормативное, так и индивидуальное значение, но в любом случае устанавливаемые руководителем предприятия или учреждения;
– распоряжения, принимаемые руководителями структурных подразделений для оперативного управления и исполнения приказов;
е) нормативные правовые акты общественных, коммерческих, профессиональных и иных организаций;
ж) международно–правовые акты, которые принимаются международными организациями:
– директивы, дающие конкретному государству возможность выбора формы и методов реализации международных обязательств;
– постановления, содержащие требования, которые подлежат прямому исполнению каждой стороной.
Действие нормативных правовых актов– установление временных и пространственных параметров для достижения юридических последствий и социальных целей, поставленных законодателем при издании этих актов.
Действие нормативных актов во времени– вступление актов в силу и утрата этой силы.
Нормативные акты могут вводиться в действие:
1) с момента принятия или подписания нормативного акта;
2) с момента опубликования нормативного акта;
3) по истечении определенного срока с момента опубликования нормативного акта;
4) по истечении времени, которое может указываться как в самом нормативном акте, так и специально принятом акте;
5) с момента получения адресатом этого нормативного акта и т. д.
Нормативный акт распространяет свое действие на отношения, которые возникли после его вступления в силу.
Нормативному акту может придаваться обратная сила, когда действие нормативного акта может распространяться на отношения, которые возникли до его принятия и вступления в действие.
Обратную силу нормативные акты приобретают, если:
1) в самом акте это указано;
2) данный акт смягчает ответственность либо совсем устраняет ее.
Основания утраты юридической силы (прекращения действия) нормативных актов:
1) истечение срока действия, на который был принят;
2) изменение обстоятельств, на основе которых был принят акт;
3) прямая официальная отмена акта, которая осуществляется на основании прямого указания компетентного органа;
4) признание акта неконституционным, т. е. противоречащим положениям Конституции РФ;
5) фактическая отмена акта в результате принятия нового акта, который заменил его, так как регулирует одни и те же отношения;
6) вступление в силу международного договора, противоречащего национальному государственному акту.
Действие нормативного акта в пространстве– действие акта в пределах территории, на которую распространяются правовые предписания и полномочия соответствующего правотворческого органа.
Территория государства– находящиеся в пределах государственных границ сухопутное, водное, воздушное пространство, недра, а также дипломатические представительства за границей, военные и воздушные суда в открытом море, воздушные корабли, которые находятся в полете за пределами государства.
Действие нормативного акта по кругу лиц– это распространение своего воздействия на всех граждан, государственные органы, общественные организации, иностранцев, лиц без гражданства, которые проживают и находятся на территории государства и попадают под действие полномочий соответствующих правотворческих органов.
Правотворчество– государственно–властная, управленческая деятельность компетентных органов, которая осуществляется в особом порядке, направлена на разработку, издание, отмену и совершенствование правовых норм и основана на порядке обеспечения социальных потребностей и интересов общества.
Признаки правотворчества:
1) управленческая деятельность компетентных органов, направленная на упорядочение входящих в их ведение определенных и имеющих повышенное общественное значение отношений;
2) государственно–властная деятельность, являющаяся монополией государства и одной из проявлений его суверенитета;
3) интеллектуально–волевая (познавательная и ценностно–ориентационная) деятельность, связанная с изменением существующего порядка правового регулирования;
4) регламентируемая законом процедурная деятельность, в которой определяются перечень субъектов правотворчества и их полномочия, последовательность и содержание их правотворческих действий;
5) правотворчество выражается в создании, изменении, отмене или систематизации юридических норм, а иногда и в изменении сферы и объема действия уже существующих норм деятельности.
Функции правотворчества:
1) обновление нормативной базы;
2) восполнение пробелов в праве;
3) упорядочение и систематизация нормативных актов.
Виды правотворческой деятельности:
1) народное правотворчество,т. е. непосредственная правотворческая деятельность народа, выражающаяся в проведении общегосударственного или местного референдумов, которые проводятся по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни;
2) правотворчество государственных органов,т. е. прямое установление правовых норм органами государства (законы и подзаконные акты). Правотворческая деятельность государственных органов состоит из правотворчества:
а) высших представительных и исполнительных органов, осуществляемое на уровне государства в целом;
б) региональных представительных и исполнительных органов на уровне субъектов РФ;
в) локальных органов на уровне предприятий и учреждений;
г) судебных органов;
3) санкционированное правотворчество,осуществляемое негосударственными организациями, объединениями и движениями. Оно выражается в правотворчестве органов местного самоуправления, коммерческих, акционерных, производственных организаций и товариществ, а также профессиональных и политических организаций;
4) производное и комплексное правотворчество,выражающееся в санкционировании государством обычаев, в совместном правотворчестве государственных органов и негосударственных организаций и движений.
По значимости правотворчество делится на:
1) законотворчество;
2) делегированное правотворчество;
3) подзаконное правотворчество.
Правотворческий процесс основывается на таких принципах,как:
1) демократизм и гласность,проявляющиеся в демократической процедуре разработки, официальном утверждении, принятии нормативных правовых актов; широком привлечении граждан к правотворческой деятельности, а также гласности при ее осуществлении;
2) законность,которая заключается в том, что вся правотворческая деятельность по подготовке, принятию и опубликованию нормативных правовых актов должна осуществляться в рамках и на основании законов и в соответствии с правилами юридической техники, формы и процедуры принятия этих актов;
3) научность,которая проявляется в том, что при разработке и издании нормативного правового акта должны изучаться сложившаяся социально–экономическая ситуация в стране, потребности общества, опыт и научные доктрины, а также должны просчитываться последствия принятия этого нормативного правового акта, возможности достижения поставленных целей и место этого акта в системе права в целом;
Информация о работе Шпаргалка по предмету "Теория государства и права"