Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 18:04, шпаргалка
Описание работы
· 1. Римское публичное и частное право. Понятие и характерные черты · 2. Роль римского права в истории права и правовых учениях · 3. Периодизация римского права · 4. Рецепция римского права · 5. Система римского права · 6. Право народов · 7. Право цивильное и право преторское · 8. Понятие и виды источников римского права · 9. Правовой обычай как источник римского права
Периодизация римского
права — выделение в развитии римского
права определенных этапов, имеющих соответствующий
временной промежуток и характерные черты. Ниже перечислены
периоды развития римского права.
1. VIII–III в. до н. э.
— период древнего,
или квиритского права — период начального
формирования римского права. Право существовало
только в рамках патриархальной римской
общины, для членов общины и ради сохранения
ее ценностей и привилегий, оно неразрывно
с юридической практикой жрецов-понтификов,
пронизано сакральным, и потому формально-консервативным
началом. В этот период отмечается становление
главных видов источников римского права,
переход от обычного права к государственному
законодательству и основанной на нем
постоянной судебной практике. В V в. до
н. э. была осуществлена первая кодификация
— Законы XII Таблиц,
которые закрепили основные институты
правовой системы Рима (деление вещей,
способы их передачи, деликты и т. д.). Систематизация
правовых норм была примитивна, и не всегда
четко выделялись правовые институты.
В этот период зародились способы осуществления
права. Сначала это было понтификальное
производство, осуществлявшееся жрецами.
В конце периода появилась должность претора
и зародился легисакционный процесс. Римское
право в этот период представляло привилегированное
право — цивильное (или квиритское) право.
2. III–I в. до н. э.
— предклассический
период, характеризующийся социальной
унификацией римской общины, стиранием
принципиальных граней между патрицианством
и плебеями. В этот период складывалась
деятельность всех институтов римской
государственности и судебной системы;
источник права наряду с общенародным
государственным законодательством —
судейское и магистратское правотворчество.
Издавались законы, развивающие отдельные
институты римского права и создающие
новые. Развивались институты наследственного
права, сервитуты, деликты. Легисакционный
процесс преобразовался в формулярный.
На требования права оказывали влияние
греческая философия и греческие правовые
доктрины. Зарождались традиции римской
юриспруденции и связанной с ней частной
практики, судебного красноречия.
3. I в. до н. э. — III в. н. э.
— классический период.
Происходило формирование принципов публичного
права. Складывалось уголовное право с
самостоятельными объектами правовой
охраны и принципами применения. Сформировался
общий правовой статус свободного гражданина.
Законченный вид приобрели институты
собственности, владения, видов дозволенных
и охраняемых правом сделок, правовых
требований и т. д. Основные источники права
— сенатусконсульты, конституции и ответы
юристов. Появился экстраординарный процесс.
К этому времени относится расцвет римской
юридической науки и судебной юриспруденции
(деятельность Цицерона).
4. IV–V в. н. э. — постклассический
период. характеризующийся развитием
императорского законодательства. Преобладающая
форма права и источник норм — закон. Судебный
процесс стал неразделим с государственным
администрированием. Предпринимались
попытки кодификации права. В конце периода
была создана кодификация императора
Юстиниана. Правовые институты изменились
незначительно.
4. Рецепция римского права
Рецепция римского
права — один из важнейших исторических
процессов эпохи феодализма, происходивший
в Западной Европе начиная с XII в.
Рецепция (от receptio — «принятие») — восстановление
действия (отбор, заимствование, переработка
и усвоение) того нормативного, идейно-теоретического
содержания римского права, которое оказалось
пригодным для регулирования новых отношений
более высокой ступени общественного
развития.
Предметом рецепции являлось римское частное право.
Римское публичное право перестало существовать
вместе с падением Рима.
Рецепция римского
права обусловливалась:
— высоким уровнем римского
права — наличием в готовом виде ряда
институтов, регулировавших отношения
развитого товарооборота, четкостью и
ясностью правовых норм. Римское классическое
право во многом было свободно от национальной
ограниченности, приобрело черты универсальности
и почиталось как «общее, высшее, научное
право»;
— недостатками местного, в
основном обычного, права. Обычное право
было архаично, содержало многочисленные
пробелы, неясности, противоречия.
Причины рецепции
римского права:
— римское право давало готовые
формулы для юридического выражения производственных
отношений развивающегося товарного хозяйства;
— короли, находя в римском праве
государственно-правовые положения, обосновывающие
их претензии на абсолютную и неограниченную
власть, использовали их в борьбе с церковью
и феодальными сеньорами;
— повышение интереса к римскому
праву в силу широкого обращения эпохи
Возрождения к античному творческому
наследству.
Рецепция римского
права — сложный, многоступенчатый
процесс заимствования на основе отбора,
затем переработки применительно к своим
условиям, усвоение, когда чужое становится
органической частью собственного права.
Этапы рецепции:
1) изучение римского права в
отдельных городских центрах Италии. Происходило
по Своду законов императора Юстиниана
в Болонской школе искусств и связано
с именем Ирнерия. Образовались школы:
— глоссаторов:
изучение римского права первоначально
выражалось в кратких замечаниях и разъяснениях
(глоссах), делаемых между строками и на
полях рукописей римских законов;
— постглоссаторов,
для деятельности которых типично приспособление
римского права к использованию в судах.
Аккурсий в середине XIII в. соединил существовавшие
при нем комментарии римского права и
создал сводную глоссу (Glossa Ordinaria);
2) распространение рецепции
на территории ряда государств и практическое
применение римского права в деятельности
судей-практиков;
3) переработка и усвоение достижений
римского права.
Римское частное право стало
«общим правом» ряда государств и фундаментом
дальнейшего развития феодального и буржуазного
права. Оно приобрело уже через ряд столетий
после падения Рима значение действующего
права в ряде государств Центральной и
Южной Европы.
Памятники рецепции
римского права:
— во Франции —
«Извлечения Петра» (XI в.) и «Брахилогус»,
«Кутюмах Бовези» (конец XIII в.);
— в Англии — работа
Брактона «О законах и обычаях Англии»
(XIII в.);
— в Германии —
Саксонское зерцало (XIII в.), Германское
гражданское уложение (1900 г.), «Каролина»
1552 г. (Constitutio criminalis Carolinae);
— на Руси — Соборное
уложение 1649 г.
5. Система римского права
Римское право постоянно развивалось
исторически несколькими параллельными
потоками, совершенствовалось и сложилось как система
в эпоху Юстиниана.
Древнейшее право fas носило
религиозный характер — jus sacrum. Познание
и толкование его сосредоточивалось в
жреческих коллегиях понтификов, являвшихся
первыми римскими юристами.
Позже от древнейшего права
fas стали отличать светское право
— jus. Различие fas и ius окончательно определилось
в период республики с отделением жреческих
должностей от светских магистратур. Толчком
послужило обнародование книги об исках
и календаря (jus Flavianum).
Натуральному хозяйству соответствовал
замкнутый характер древнейшего права,
регулировавшего отношения только между
римскими гражданами, — jus civile. Право
отличалось крайним формализмом, символикой,
сильным влиянием религии, подобной греческому
язычеству. Пришельцы, иностранцы никакой
правовой защитой не пользовались.
С развитием торгово-рыночных
отношений появилась необходимость охраны
приезжающих в Рим иностранцев. Первоначально
эта охрана осуществлялась по законам
страны, из которой прибыл иностранец, — lex patria, а затем
и по римским законам. Наряду с jus civile появилось jus gentium — право
народов. jus gentium отличалось большей свободой,
упрощением формы и принципом: важно не
то, что сказано, а что имелось в виду.
Римское право начинало терять
свои черты и все больше заимствовать
из прав других стран. В нем отмечались
черты универсальности, что дает долгую
жизнь данному праву и столь широкое распространение.
Возникли понятия jus naturale и aequitas (jus aequum).
Со слиянием этих потоков в
одно русло право именуется цивильным,
а по содержанию становится общенародным.
Развитие частных имущественных
отношений требовало развития римского
частного права. Появилось jus pretorium — преторское
право, когда претор давал эдикты. Судебная
деятельность претора не изменяла нормы
цивильного права, а придавала им новое
значение. Основа преторского права —
принцип совести, справедливости, его
нормы были освобождены от формализма.
Система римского
права — порядок изложения правовых
норм, их расположения в законодательных
актах и трудах римских юристов.
Системы группировки
правовых норм:
1) пандектная характерна
для Дигест (Пандектов) Юстиниана. Состоит
из:
— общего раздела;
— специальных разделов: вещное
право, обязательственное право, семейное
право и наследственное право.
Пандектная система была воспринята
германской правовой системой, и на ее
основе было создано Германское Гражданское
Уложение. Пандектная система воспринята
и современным российским частным правом;
2) институционная.
В ней отсутствовала общая часть, а из
состава вещного права не выделялось наследственное
право. Нормы, носившие общий характер,
располагались в каждом из разделов. «Все
то право, которым мы пользуемся, относится
или к лицам, или к вещам, или к правовым
действиям (искам)», — говорил (Гай). Группы
правовых норм: право лиц (субъекты права),
вещное право, обязательственное право.
Институционная система была господствующей
в классическую эпоху и была воспринята
французской правовой системой при создании Гражданского кодекса
(Кодекса Наполеона).
6. Право народов
Право народов (jus gentium) — разновидность римского
гражданского права; право, единообщее
для всех народов, общенародное право.
Его действие распространялось на все
римское население, включая перегринов.
В современном понятии это международное право.
Право народов возникло позже
цивильного и было более прогрессивным.
Оно отличалось большей свободой и упрощением
формы. Принцип права народов:
главное не то, что было сказано, а то, что
имелось в виду.
Первоначально право народов
состояло из договоров, заключенных Римом
с иностранными державами.
Право народов регулировало имущественные отношения, возникавшие
между перегринами и римскими гражданами,
а также публично-правовые вопросы, вопросы
торгового права (международной торговли).
Со становлением Рима, центра
международной торговли, появилась необходимость
создать претора и по делам иностранцев.
Он получил название «претор по делам
перегрина» и разрешал споры между
римскими гражданами и иностранцами или
между самими иностранцами на территории
Римского государства. Поскольку на перегринов
не распространялось цивильное право,
претор вынужден был применять, с одной
стороны, международные правовые нормы,
заключенные Римским государством, с другой
стороны, — то, что относилось к праву,
общему для всех народов. То, что было общее
для всех народов, известных Риму, и было
правом народов. В своем отправлении правосудия
претор пользовался прежде всего понятием
справедливости и международным правом.
При этом складывались определенные обыкновения,
которые претор стал отражать в эдиктах.
Постепенно эдикты претора перегринов
образовали новую общность, новую правовую
систему в рамках римского частного права.
Поскольку это был Римский магистрат и
поскольку право применялось на территории
Римского государства — право это было
Римское. С другой стороны, оно отличалось
по своим подходам, по своим идеям, которые
оно в себе заключало, по тем правилам,
которые содержались в эдиктах, по тем
формулам исков, которые там содержались,
от цивильного права. Потому что оно приняло
на себя еще одно поколение международного
гражданского оборота, с одной стороны,
с другой стороны — некоторые нормы, взятые
из иностранного права. Преторы по делам
перегринов занимались творчеством. Для
решения споров с иностранными гражданами
на территории Рима они создавали новые,
более гибкие, более удачные, чуждые присущему
цивильному праву формализму нормы.
С течением времени цивильное право
(jus civile) и право народов стали сближаться.
При практическом применении обе системы
находились в постоянном взаимодействии;
наблюдалось взаимное влияние одной системы
на другую. Право народов влияло на цивильное
право ввиду того, что первое больше отвечало
потребностям хозяйственной жизни Рима.
Некоторые нормы цивильного права проникали
в систему права народов (например, по
Законам XII Таблиц нормы о краже не распространялись
на перегринов; в практике эти нормы стали
применяться и к перегринам). При Юстиниане
цивильное право и право народов составили
единую систему права, в которой преобладало
право народов как право более развитое.
Римское гражданское право стало правом
международным, общим для всех граждан
Римской империи.