Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 18:17, шпаргалка
Работа содержит ответы на 78 вопроса по дисциплине "Теория государства и права".
1. Предмет и метод
теории государства и права. Ка
3. Теория государства и права в системе юридических и гуманитарных наук. Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом, весьма условно можно подразделить на три большие группы: 1) технические; 2) естественные; 3) гуманитарные. Гуманитарные науки изучают общество, человека, социальные отношения и институты. Юридические науки — часть гуманитарных наук, поскольку государство и право выступают социальными институтами. В свою очередь юридические науки можно подразделить на следующие виды: — теория государства и права; - историко-правовые науки (история государства и права, история политических и правовых учений); - отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское, административное и другие отрасли права); - прикладные науки (криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, правовая кибернетика и т.п.). Теория государства и права, находясь в системе гуманитарных наук, тесно взаимодействует с философией, социологией, политологией и т.д. Так, с помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции теории государства и права, в результате чего последняя вооружается общей методологией познания государственно-правовой действительности. В свою очередь теория государства и права дает конкретный материал для широких философских обобщений. Место теории государства и права в системе юридических наук. Общность теории государства и права и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом, как бы не имеют границ во времени в познавательной деятельности. Различие выражается в том, что историко правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом порядке (т.е. применяют преимущественно исторический метод), теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущность государства и права, закономерности их функционирования и т.п. (т.е. применяет преимущественно логический метод). По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает как обобщающая. Во-первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права. Во-вторых, теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, юридическую ответственность и т.д.). В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции. Вместе с тем теория государства и права формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них. Взаимодействие же теории государства и права с прикладными науками в значительной мере является опосредованным, осуществляемым через отраслевые науки. Таким образом, особенности теории государства и права как науки состоят в том, что она является: - гуманитарной, предмет которой составляют общественные явления - государство и право (этим она отличается от технических и естественных наук); - политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной жизни (этим она отличается от других гуманитарных наук); - теоретической, изучающей наиболее общие закономерности государства и права (этим она отличается от других юридических наук).
4. Функции ТГП. Функция - деятельность. Самостоятельные направления в исследовании деятельности. Основные направления исследовательской деятельности (функции ТГП): Онтологическая (познавательная) - познать суть явления. “Что есть государство и право”. Гнесиологическая (объяснительная) - объясняет сущность, почему она именно такова. Эвристическая (творческая) - открытие закономерностей. Прогностическая (предсказательская) - познания переходят в практику, гипотезы для будущего. Политическая (управленческая) - для осуществление права на практике. Даёт рекомендации для лучшего его осуществления. Методологическая. Учебная - юридическая - даёт общетеоретическую подготовку студентов через развитие абстрактного мышления.
5. Происхождение
6. Определение государства. Определение термина “государство” зависит от авторов концепций. Марксистская концепция: Ф. Энгельс: государство - это аппарат подавления одного класса другим, Ленин: государство - машина для поддержания господства одного класса над другим.. Теологическая (божественная) концепция: государство – порождение божьей воли. Правитель – наместник бога на земле, все его указы, распоряжения и т. п. – обязательны для подчиненных. Передача власти по наследству. Патриархальная концепция: государство – разросшаяся семья (клан), правитель – отец семейства. Признаки государства: Каждое гос-во обладает рядом признаков, позволяющих отличать гос-во от других организационных структур. Обязательные: социальный подход – 1) народ – союз или совокупность граждан, объединенных одной целью; 2) власть; 3) территория; юридический подход - 1) организация власти построена по адм.-террит. делению; 2) публичная власть, отделенная от осн. массы народа; 3) гос. аппараты управления и принуждения; 4) налог. система – необх. для поддержания аппарата гос-ва; 5) наличие системы права; 6) суверенитет – относительное полновластие гос-ва внутри своих границ и независимость во внешн. отношениях. Кроме норм нац. права на публ. власть действуют нормы межд. права. Приоритет – межд. праву. Сущ-ют межд. соглашения. Там есть правило - гос-во, не являющеесяся участником межд. отношения или договора, обязано соблюдать нормы межд. отношений. Независимость во внешн. отношениях – тоже относительна. Ни одно гос-во на межд. арене не имеет права развяз-ть войны, совершать идеологич., экон., политич. агрессию. Факультативные: 1) офиц. язык – на кот. публикуются все законы, акты и т. п.; 2) наличие символов власти - флаг, герб, гимн гос-ва. Др.орг.структуры: 1) полит. партии и объед-я – юр. лица.; 2) обществен. объед-я – не юр. лица (стачкомы, ветеранские объед-я). Юр. лица – предпр-я, учр-я, организации, имеющ. обособлен. имущество, самост. баланс, личн. имущ.и неимущ. права и права истца и ответчика в трех судах – обычн., арбитражн. и третейском. Нации и народности (этносы) - им присущи многие признаки государства: наличие выборн.власти; соподчиненность нижестоящих вышестоящим, орг. единство, система взносов (ден.обяз-в).
7. Суверенитет как признак государства. Государственный суверенитет - это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. В обществе власть может существовать в разных видах: партийная, семейная, религиозная и т.п. Однако высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство. Государство осуществляет высшую власть в пределах собственных границ. Оно само определяет, какими будут отношения с другими государствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела. Государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, политического режима. Верховенство государственной власти означает: 1) ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества; 2) монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики; 3) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной); 4) прерогативу государства отменять, признавать ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства. Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы. Понятие “суверенитет” имеет для государства такой же смысл, что и понятие “права и свободы” для человека. Суверенитет государства включает экономические, политические и правовые аспекты. Экономической основой государственного суверенитета служит владение территорией, определенной собственностью, культурным достоянием и т.п. Политическая основа суверенитета — существование стабильного, сложившегося государства, наличие достаточно развитой политической организации власти. Правовой основой суверенитета являются конституции, законодательство, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство во внутренние и внешние дела, право наций на самоопределение. Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особого субъекта политических отношений, как главного компонента политической системы общества.
8. Теории происхождения
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"