Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 18:17, шпаргалка
Работа содержит ответы на 78 вопроса по дисциплине "Теория государства и права".
9. Понятие и элементы
формы государства. Форма государства - это способ организации
политической власти, охватывающий форму
правления, форму государственного устройства
и политический режим. Если категория
“сущность государства” отвечает на
вопрос: в чем заключается главное, закономерное,
определяющее в государстве, то категория
“форма государства” — кто и как правит
в обществе, как устроены и действуют в
нем государственно-властные структуры,
как объединено население на данной территории,
каким образом оно связано через различные
территориальные и политические образования
с государством в целом, как осуществляется
политическая власть, с помощью каких
методов, приемов.
Форма государства — это его строение,
на которое влияют как социально-экономические
факторы, так и природные, климатические
условия, национально-исторические и религиозные
особенности, культурный уровень развития
общества и т.п. Элементами формы государства
выступают: 1) форма правления (характеризует
порядок образования и организации высших
органов государственной власти, их взаимоотношения
друг с другом и населением; в зависимости
от особенностей формы правления государства
подразделяются на монархические и республиканские);
2) форма государственного устройства
(отражает территориальную структуру
государства, соотношение между государством
в целом и его составными территориальными
единицами; по форме государственного
устройства государства делятся на унитарные,
федеративные и конфедеративные); 3) политический
(государственный) режим (представляет
собой систему методов, способов и средств
осуществления государственной власти;
в зависимости от особенностей набора
данных приемов государственного властвования
различают демократический и антидемократический
политические (государственные) режимы).
10. Формы государственного правления. Форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением. По формам правления государства подразделяются на монархии и республики. Признаки монархии: 1) власть передается по наследству; 2) осуществляется бессрочно; 3) не зависит от населения. Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных - Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными, в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (речь идет, в частности, об Англии, Японии, Испании, Швеции, Норвегии и т.п.). Признаки республики: 1) выборность власти; 2) срочность; 3) зависимость от избирателей. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Сирия) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия) - парламент, в смешанных (Франция, Финляндия) - совместно президент и парламент. Монархии: восточная деспотия - первое, раннее гос-во, где приоритет- насилию, верх. власть – царь или король – неогрнич. суд., исполнит., верх. власть; ограниченная монархия – сословно-представительная монархия, ее власть ограничена каким-либо институтом (на Руси - боярская дума); раннефеодальная монархия – феод. раздробл-ть, власть - у местных феодалов, принцип – вассал моего вассала – не мой вассал; констит. монархия – власть монарха ограничена законами, принцип – царствовать, но не властвовать. Республики: такая публичная власть, кот. осущ-ся коллегиально и возникающая путем собрания. Президентск., парлам.респ-ка (различия – по осн. объему полномочий) – в през. респ-ке президент им. право распустить законодат. орган. Президент формирует осн. ключ. посты в прав-ве. Президент им. право издавать всеобщ. законы, нормат. акты. президент – главком. В парлам. респ-ке осн. объем полномочий – у парламента. Парламент нельзя распустить и он формирует правительство. Президент управляет лишь экономической стороной жизни страны.
11. Формы гос. устройства (ФГУ). ФГУ определяется внутр. строением органов гос. власти и управления, принципами и взаимодействием друг с другом этих органов и объемами их полномочий. Унитарное – осн. масса населения – одна нация, строгая соподч-ть уровней власти друг другу. Един. система права, фед. законов и иных норм. актов. Федеративное – сложное многонац. гос-во, состоящее из союза когда-то суверенных государств, ныне находящихся в федерации и обладающих некоторыми суверен. правами (но не суверенитетом). Здесь сложн. судебн., фин. система, т.к. субъекты федерации на своей территории избирают главу субъекта, законодат., и исполнит. органы (напр., свои суды). Конфедерация – сложн. устройство, временный союз суверен. гос-в, созданный для решения каких-либо временнных локальных задач (военн., эконом., таможен. союзы).
12. Политический (государственный)
режим: понятие. Политический режим - это
система методов, способов и средств осуществления
политической власти. Всякие изменения,
происходящие в сущности государства
данного типа, прежде всего отражаются
на его режиме, а он влияет на форму правления
и форму государственного устройства.
Согласно одной точке зрения понятия “политический
режим” и “государственный режим” можно
расценивать как тождественные.
Согласно другой точке зрения понятие
“политический режим” более широкое,
чем понятие “государственный режим”,
ибо включает в себя не только методы и
приемы осуществления политической власти
со стороны государства, но и со стороны
политических партий и движений, общественных
объединений, организаций и т.п. Политический
режим — это динамическая, функциональная
характеристика политической системы.
Категории “политический режим” и “политическая
система“ тесно связаны между собой. Если
первая показывает весь комплекс институтов,
участвующих в политической жизни общества
и в осуществлении политической власти,
то вторая — как эта власть осуществляется,
как действуют данные институты (демократично
либо недемократично). Понятие политического
режима является ключевым для формирования
представлений об основных системах власти.
Именно исходя из политического режима
судят о подлинной картине принципов организации
политического устройства общества. Политический
режим характеризует определенный политический
климат, существующий в той или иной стране
в конкретный период ее исторического
развития. (Демократический, тоталитарный,
авторитарный – средний).
13. Функции государства — это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Понятие функции государства не следует отождествлять с такими понятиями, как: 1) цели и задачи государства (если цель общества то, к чему стремится государство, а задачи — цель и средства ее достижения, то функции лишь основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач; следовательно, цели и задачи определяют функции);
2) функции отдельных его органов
(в отличие от функций
14. Характеристика основных
внутренних функций
15. Характеристика основных внешних функций Российского государства. Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо сначала дать определение функциям государства и произвести их классификацию в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются. Внешние функции государства - это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который все больше становится взаимозависимым. К внешним функциям современного Российского государства можно отнести следующие: 1) функцию обороны страны (базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его национальной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов); 2) функцию поддержания мирового порядка (это деятельность Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий, участию в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов); 3) функцию сотрудничества с другими государствами (это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие экономических, политических, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других государств) и т.п. Внешняя деятельность государств (в том числе и России) в современных условиях будет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на международно-правовых актах с общеобязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировое сообщество.
16. Типы государства:
различные подходы. Типология государства - это его специфическая
классификация, проводимая в основном
с позиции двух подходов: формационного
и цивилизационного. В рамках первого
главным критерием выступают социально-экономические
признаки (общественно-экономическая
формация). Именно базис (тип производственных
отношений) является, по мнению представителей
данного подхода (Маркса, Энгельса), решающим
фактором общественного развития, который
детерминирует и соответствующий тип
надстроечных элементов: государство
и право. В зависимости от типов экономического
базиса выделяют следующие типы государства:
рабовладельческий, феодальный, буржуазный,
социалистический (в последнее время к
ним добавляют еще два: азиатский способ
производства и прафеодализм). Достоинства
данной типологии: 1) продуктивна сама
идея делить государства на основе социально-экономических
факторов, которые действительно весьма
существенно влияют на общество; 2) она
показывает поэтапность, естественно-
исторический характер развития государства.
Слабые стороны: 1) она во многом однолинейная,
характеризуется излишней запрограммированностью)
между тем история многовариантна и далеко
не всегда “вписывается” в начерченные
для нее схемы; 2) недооцениваются духовные
факторы (религиозные, национальные, культурные
и т.п.).
В рамках цивилизационного подхода основными
критериями выступают духовные признаки
— культурные, религиозные, национальные,
психологические и пр. В частности, по
мнению одного из представителей данного
подхода А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое
и локальное состояние общества, отличающееся
общностью религиозных, национальных,
географических и других признаков. В
зависимости от них выделяют следующие
цивилизации: египетскую, китайскую, западную,
православную и т.п. Достоинства данной
типологии: 1) выделены факторы культуры
как существенные в определенных условиях;
2) в связи с расширением количества духовных
критериев, которые характеризуют именно
особенности тех или иных цивилизаций,
получается более “заземленная” типология
государств. Слабые стороны: 1) недооцениваются
социально-экономические факторы; 2) по
сути дела это типология не столько государства,
сколько общества.
17. Место и роль государства
в политической системе
20. Механизм государства: понятие и структура. Механизм государства - это система государственных органов, призванных осуществлять задачи и функции государства. В юридической науке понятия “механизм государства” и “государственный аппарат” обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие “механизм государства” включаются также “материальные придатки” государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, исправительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат осуществляет свою деятельность. Характерные черты механизма государства: а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов; б) целостность его обеспечивается едиными целями и задачами; в) основным элементом механизма государства выступают государственные органы; г) он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов. Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков подсистем. Структура механизма государства включает в себя: 1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций; 2) государственные учреждения и предприятия, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, культуры, науки и т.д.; 3) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением; 4) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"