Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 09:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Теории государства и права»
88 Конец ХХ века ознаменовался глобализацией – новым явлением в развитии человечества, его экономических, гражданских и политических структур. Глобализация – это возникновение единого экономического и информационного пространства в общемировом (планетарном) масштабе.
Современная глобализация ведет к таким правовым трансформациям, когда государственный суверенитет не признается в качестве основного условия реализации прав и свобод человека. Поэтому тенденции правовых трансформаций как следствие глобализации ведут к релегитимации идеи гуманизма (формирования содержания норм и институтов, способа регулирования правоотношений на основе общечеловеческих нравственных ценностей) в праве.
Под влиянием процессов глобализации происходит и изменение гражданского общества, оно переходит от рамок национального в рамки глобального.
процессы глобализации, в основном развивающиеся стихийно, без коллективного направляющего воздействия мирового сообщества, усугубляют целый ряд застарелых проблем международной безопасности (терроризм).
В таких условиях, главной
задачей глобального
88 соблюдения прав и свобод человека, является выработка механизмов ограничения и контроля за деятельностью не только государства, но и различных транснациональных организаций.
Для решения данной
задачи и создания надежного
фундамента будущей мировой
В настоящий момент, к сожалению, уровень экономической глобализации, руководимый желанием получения максимальных прибылей, превосходит уровень глобализации в области защиты прав и свобод человека. Противодействовать этому также необходимо путем межнационального сотрудничества общественных объединений. Своеобразная правозащитная сеть, имеющая свои центры в каждом регионе мира, включающая в себя миллионы людей, решающих конкретные проблемы на местах, укрепит гражданское общество и создаст большое влияния для обеспечения прав и свобод человека в глобальном мире.
89 Взаимная ответственность государства и личности - самостоятельный принцип правового государства, Еще И. Кант сформулировал эту идею так: каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину.
Это своеобразный способ ограничения политической власти, который выражает нравственно-юридические начала в отношениях между государством как носителем политической власти, гражданином как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства, обес-печивающие справедливость и равенство в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государствами.
Подчиняясь праву государственные органы но могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся:
89 1) ответственность Правительства перед представительными органами;
2) дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением и пр.;
3) импичмент и т.п.
Формами контроля со стороны общественности за выполнением обязательств государственных структур могли бы быть референдумы, опросы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д.
На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Применение государством принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.
Таким образом, отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.
90 Права и свободы человека и гражданина не являются безграничными. Человек живет в обществе, поэтому осуществление человеком прав и свобод не должно наносить вред другим членам общества. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены. Возможность ограничения прав и свобод при определенных условиях предусмотрена и в международно-правовых документах.
Первое требование: права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом. Второе требование: права и свободы человека могут быть ограничены лишь в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Третье требование: ограничение прав и свобод человека допустимо только в той мере, в какой это необходимо в указанных выше целях.
Все эти требования установлены Конституцией для того, чтобы не было неоправданных ограничений, произвола, возможности злоупотреблений со стороны государственных властей и должностных лиц. Федеральный законодатель, соблюдая конституционные требования, должен исходить из принципа целесообразности, отыскивая оптимальную модель ограничения прав и свобод человека и гражданина.
90 Они не должны быть чрезмерными, не соответствующими конкретной ситуации, связанной с обеспечением основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороны страны и безопасности государства, прав и законных интересов других лиц.
важно обеспечить соразмерность ограничения права или свободы, т.е. его соответствие тем конституционно признаваемым целям, во имя достижения которых устанавливается ограничение, чтобы не исказить само существо того или иного права, не поставить его реализацию в зависимость от решения правоприменителя, допуская тем самым произвол органов власти и должностных лиц, затрудняя или исключая судебно-правовую защиту граждан и организаций от злоупотреблений. Здесь многое зависит от правильной оценки законодателем сложившейся ситуации, степени опасности, угрожающей основам конституционного строя, нравственности и т.п.
91 От природы различаются по полу, возрасту, умственным способностям, таланту, здоровью и т.д. Такое различие не может быть устранено, оно заложено, повторяем, в природе человека, более того, такое различие оказывается движущей силой в поступательном развитии человечества. Право, учитывая эти фактические различия, дает людям равенство в правилах игры, в процедурах, в стартовых возможностях. Естественно предположение, что при равных стартовых процедурных возможностях более сильный, более здоровый, более умный добьется большего, чем слабыйприроды люди не равны, это очевидный факт, который лежит в основе человеческого сообщества. Люди от. Тем самым будут возникать и усугубляться противоречия в обществе.
Это предположение верно. Полностью устранить различия между людьми нельзя, но смягчить их вполне возможно. Для этого в качестве общих стартовых возможностей устанавливаются определенный объем, уровень конкретных прав людей. Этот уровень зависит, конечно, от благосостояния общества, степени его экономического, социального и духовного развития. Отступления от такого уровня вниз для отдельных групп людей недопустимы, это было бы дискриминацией. Подъем уровня вверх для отдельных групп людей возможен, это именуется
91 дифференциацией правового регулирования. Дискриминация – это лишение прав, дифференциация – увеличение прав. Дифференциация заключается в предоставлении льгот (но не отрицательных изъятий), она применяется к людям, нуждающимся в повышенной социальной защите. Таковы женщины, несовершеннолетние, старики, нетрудоспособные и другие категории граждан. Смысл дифференциации заключается в стремлении общества сгладить фактическое неравенство людей путем поддержки более слабых. Вот почему назначение женщине пенсии в 55 лет, а мужчине – в 60 лет не противоречит юридическому равенству, более низкий пенсионный возраст женщин является для них социальной льготой.
Таким образом, равенство перед законом и судом, недопустимость дискриминации не означают тождественного уровня прав для каждого человека. Исходный уровень тождествен, далее возможны льготы и преимущества для отдельных категорий людей. Действие этой общеправовой конструкции вы в будущем увидите на многочисленных примерах из разных отраслей законодательства.
92 Право — уникальный, высокозначимый авторитетный регулятор, но оно лишь один из компонентов системы нормативного регулирования. Выявление места и роли права среди иных социальных регуляторов (норм) имеет важное значение для понимания его природы, оп-ределения возможностей и пределов регулятивного действия.
Право и мораль обладают общими чертами, которые присущи всем социальным нормам. Право, как правило, соответствует основным требованиям морали (некоторые нормы непосредственно закрепляют в законе нормы моральные, подкрепляя их юридическими санкциями), вместе с этим реализация правовых норм и их исполнение во многом обусловлено тем, что люди считают их справедливыми.
Правовые нормы возникают в процессе юридической практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства, в то время как мораль возникает и развивается в процессе практической деятельности людей. Она не связана со структурной организацией общества и неотделима от общественного сознания. Нормы морали опираются на складывающиеся в сознании общества представления о добре и зле, чести, достоинстве, порядочности
Нормы права поддерживают обычаи, которые признаются государством юридически значимым и общественно полезным. Такие обычаи наделяются государством юридической силой и в дальнейшем расцениваются как правовые. Нормы права отвергают некоторые обычаи, ограничивают степень их
92 воздействия на общество. В то же время правовые нормы могут безразлично относиться к большинству действующих обычаев, связанных с межличностными отношениями и бытовым поведением людей
В некоторых государствах (например, в странах ислама), где наиболее сильно выражена приверженность религиозным идеям, религия господствует над правом. В других же — государство и, соответственно, право отделены от религии, не оказывая на нее никакого влияния, подобное взаимоотношение является обоюдным. Существуют также страны, в которых религиозные нормы действуют наряду с правовыми, дополняя последние и регулируя те вопросы, которые не охватываются правом
По формальным признакам нормы общественных организаций похожи на правовые: текстуально закреплены в соответствующих документах, принимаются по определенной процедуре, систематизированы. Однако нормы общественных организаций не обладают общеобязательностью права, не обеспечиваются государственным принуждением. Предметом регулирования норм общественных организаций являются отношения, не урегулированные юридически
93 Общество не может существовать без регулирования, под которым понимается упорядочение поведения людей в различных сферах жизнедеятельности, Упорядочение осуществляется с помощью норм, которые подразделяются на технические и социальные.
Технические, нормы - это правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и предметами природы. В качестве примера технических норм можно назвать правила выполнения определенных строительных работ, нормы расходования сырья, топлива, государственные стандарты, технические условия.
Особенности технических норм:
1) предмет регулирования здесь не сугубо социальный;
2) «субъектный» состав связан не только с людьми, но и с внешним миром, природой, техникой.
Социальные нормы - это правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений. К ним относят правовые, моральные, религиозные, политические, эстетические, обычные, корпоративные и иные нормы.
Особенности социальных норм:
1) предмет регулирования здесь уже сугубо социальный - общественные отношения;
93 2) «субъектный» состав связан только с людьми как представителями социальной сферы,
Технические и социальные нормы взаимодействуют между собой. Разумеется, технические нормы, как и сама сфера их приложения, не могут существовать изолированно, в отрыве от социальных норм и сфер их непосредственного применения. Опосредованно воздействуют технические нормы и на все общество, а так же на возникающие в нем между людьми и образуемыми ими группами и ассоциациями отношения. В этом смысле данные нормы имеют не только технический, но и социальный характер.
А также важнейшие для общества технические нормы поддерживаются правом и государством, становясь уже технико-юридическими правилами поведения. В силу этого они выступают не только целесообразными, но и общеобязательными, влекущими за собой определенные юридические последствия. Так. уголовное законодательство предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности при производстве строительных работ, за нарушение правил вождения и эксплуатации транспорта и т.п.
94 Мораль - это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п.
Право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, вывражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.
Информация о работе Шпаргалка по «Теории государства и права»