Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 09:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Теории государства и права»
В общесоциологическом смысле понятие социальной ценности характеризует те явления объективной действительности, которые способны удовлетворять определенные потребности социального субъекта, необходимые, полезные для его существования и развития. Понятие ценности права, следовательно, призвано раскрыть его положительную роль для общества, отдельной личности. Отсюда ценность права - это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом.
Основные проявления социальной ценности права:
1. Право обладает, прежде всего, инструментальной ценностью. Оно придает действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность.
2. Ценность права заключается в том, что оно, воплощая общую (согласованную) волю участников общественных отношений, способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом.
3. Ценность права определяется и тем, что оно является вы-разителем и определителем (масштабом) свободы
62 личности в обществе. При этом ценность права состоит в том, что оно не обозначает свободу вообще, а определяет границы, меру этой свободы.
4. Ценность права состоит
также в его способности быть
вы-разителем идеи
5. Ценность права заключается
и в том, что оно выступает
мощным фактором прогресса, источником
обновления общества в
6. Несомненно, что в нынешних условиях право приобретает поистине планетарное значение. Правовые подходы являются основой и единственно возможным цивилизованным средством решения проблем международного и межнационального характера. Обладая качествами общесоциального регулятора, право является эффективным инструментом достижения социального мира и согласия, снятия напряженности в обществе.
Право - действенный рычаг решения экологических проблем как внутри отдельно взятого государства, так и в рамках мирового сообщества..
63 Право, как и государство, является продуктом общественного развитая. Юридически оно оформляется в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор общественных отношений. Обычаи, моральные и религиозные нормы первобытного общества отходят на второй план, уступая место правовому регулированию общественных отношений. Взгляды на право, его происхождение, место и роль в системе нормативного регулирования менялись по мере развития самого общества, зрелости научной правовой мысли, всевозможных объективных и субъективных факторов.
Несмотря на противоречивость и различие научных представлений о праве, все эти учения имеют ряд общих положений:—право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;—право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом, а не отдельным его классам или социальным группам, учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества;—право частной собственности является основой всех прав человека;
—право есть мера поведения, установленная и охраняемая государством.
Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы. Такое понимание права исходит из утверждения, что для общества в такой же степени характерна свобода, в какой для природы характерна необходимость. «Право
63 есть совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях», — писал Трубецкой.
Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы. Возражая Канту, Коркунов отмечал, что определение права как нормы свободы применительно к положительному, исторически-развивающемуся праву требует уточнения. Юридические нормы так или иначе ограничивают свободу человека, устанавливая меру удовлетворения его интересов, которые связаны с интересами других лиц. Разграничивая эти интересы, право тем самым устанавливает пределы их осуществления и, следовательно, ограничивает в этом отношении свободу человека.
Гегель писал, что почвой права, его необходимым пунктом является свободная воля, мир духа, порожденный им самим как некоторая вторая природа. Наши современники также приходят к выводу, что в общественной жизни свобода человека выступает как его право, то есть нормированная, урегулированная правовыми средствами свобода.
64 Довольно сложная проблема
соотношения государства и права приобрела
в последнее время дискуссионный характер.
В литературе сформулированы две противоположные
теоретические позиции по этой проблеме.
Этатически-тоталитарная концепция исходит из того, что государство выше и важнее права, что он творит право и использует его как инструмент своей политики. Данная концепция опирается на марксистское понимание государства и права и была широко распространена, в отечественной научной и учебной литературе.
Либеральная концепция базируется на естественно-правовой теории, согласно которой право выше и важнее государства. Она стала активно утверждаться в нашем общественном сознании в последние годы.
Обе концепции не имеют сколько-нибудь серьезного научного обоснования. Они не только не анализируют соотносимые явления, но, по сути дела, противопоставляют их друг другу. На практике же противопоставление, столкновение государства и права неизбежно приводит лишь к их взаимному ослаблению.
В действительности взаимосвязь государства и права до-статочно сложна. А потому соотношение между ними следует проводить под углом зрения анализа их единства, различия и многостороннего воздействия друг на друга.
Государство и право нерасторжимы. Как надстроечные явления они имеют единую социально-экономическую основу, у них во многом одинаковая
64 судьба, они не могут существовать и развиваться друг без друга. Вместе с тем государство и право различаются по своей структуре, способам функционирования и т.п. Государство входит в политическую систему общества как ее стержневой элемент, право — в нормативную систему.
Пожалуй, самый важный аспект рассматриваемого со-отношения, нуждающийся в обстоятельной научной проработке — воздействие государства на право и влияние права на государство.
Современная юридическая наука считает, что основными сферами воздействия государства на право являются правотворчество и (особенно) правореализация.За правом всегда стоят авторитет и реальная сила государства. Вместе с тем государство само должно строго соблюдать и исполнять правовые предписания, а в реализации права наряду с государством могут и должны активно участвовать и граждане, и институты гражданского общества.
Итак, право без поддержки и воздействия государства обойтись не может, но и само государство объективно нуж-дается в праве. Иными словами, между ними складывается устойчивое функциональное взаимовлияние.
Право юридически оформляет
государство, регулирует все основные
стороны его функционирования и тем самым
придает государству и его деятельности
легитимный характер. Право — важнейшее
и необходимое средство юридического общения
со всеми субъектами права как внутри
страны, так и за ее пределами, с мировым
сообществом в целом.
65
Функции права - это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.
С помощью понятия функции права можно познать предназначение права в обществе, его динамику, действие.
Функции права можно рассматривать в двух плоскостях в зависимости от того, освещаются ли они в рамках специально-юридических (узких) или общесоциальных (более широких) направлений.
Если следовать широкому смыслу функций права, то среди них можно выделить:-экономическую функцию (право упорядочивает производственные отношения, закрепляет различные формы собственности);-политическую функцию (регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы);-воспитательную функцию (отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, связана с формированием у субъектов мотивов правомерного поведения);-коммуникативную функцию (выступает способом связи между субъектом и объектом управления).
На специально-юридическом уровне право выполняет;
65 1. Регулятивно-статическая функция, или функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъективности физических и юридических лиц.
2. С помощью регулятивно-
3. Охранительная функция
выделяет право из других
4. Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков.
66 Юридическое право (законодательство) возникло и развива-лось вместе с государством — главным институтом (органом) политики, под которой издавна понималось искусство управления людьми в цивилизованном обществе, участие классов, социальных групп и их организаций в управлении государством, в делах государства. Политика — более широкое явление, чем деятельность государства. К числу современных политических институтов (организаций) относятся также политические партии, другие общественные объединения, прежде всего — профсоюзы, объединения предпринимателей, иные организации, выражающие такие важные интересы общества, как охрана окружающей среды, защита прав человека, и многие другие объединения. Однако государство занимает особое место в выработке и осуществлении политики как орган выражения национальных интересов населения данной страны, то есть всех социальных групп общества.
Роль права в политической системе общества заключается в том, что оно:
66 1) служит одним из средств связи между обществом и его политической системой (в законах, принимаемых законодательными органами, выражаются интересы большинства людей, различных слоев, классов, групп населения);
2) аккумулирует волю общества, всех его политических сил;
3) интегрируют общество,
делает политическую систему
стабильной (в частности, конституции
и законы обычно на длительный
период закрепляют систему
4) устанавливает правовые
формы организации, функционирования
и смены государственной
5) легализует в правовых актах (конституции,
законах, подзаконных актах) субъектов
политической организации - государство,
политические партии, движения, общественные
организации и т.п.п, которые должны действовать
в их рамках.
67 Общая схема
соотношения экономики и права представлялась
следующим образом: право есть концентрированное
выражение политики, а политика — концентрированное
выражение экономики. Однако такая схема
не учитывала многих реалий. Во-первых,
в праве выражается не только политика,
но и многое другое. Во-вторых, государственная
политика не может сводиться к политике
одной политической партии, как это имело
место и всеми одобрялось. В-третьих, политика
в первую очередь выражала интересы правящих
группировок, а не требования народа, не
потребности экономики.
Поскольку в силу идеологических причин при существовавшей практике правотворчества в нормативных актах (чаще подзаконных) закреплялась отнюдь не воля трудящихся, предпочтение отдавалось преимущественно командно-административным методам проведения правовых норм в жизнь. Не экономические методы, а прямое государственное руководство, в том числе кооперативными организациями, составляло суть правового режима. Борьба с правонарушениями в экономической сфере
67 только подтверждала практику игнорирования в нормативно-правовых актах интересов производителей и потребителя.
Непоследовательность советских официальных научных теорий состояла в том, что экономические реформы в бывших со-циалистических странах подавались в качестве полностью соответствующих марксистско-ленинским положениям о роли государства и права в решении экономических проблем. Утверждалось, что во всех странах идет поиск оптимального соотношения централизованного государственного руководства с системой действия экономических факторов. Недоговоренность в теории, лавирование в пропагандистской литературе, заидеологизированность производственных вопросов неблагоприятно сказались на экономической практике и правопорядке...
Информация о работе Шпаргалка по «Теории государства и права»