Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2015 в 22:53, шпаргалка
1.Понятие, предмет и функции науки теории государства и права.
Теория государства и права (как наука) - это базовая фундаментальная юридическая наука, изучающая общие вопросы происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.
Предмет ТГП: общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.
Вопрос о структуре нормы права являются дискуссионным в юридической науке. Наибольшее распространение получил подход, согласно которому различают логическую и фактическую нормы права, структуры которых различаются.
Логическая норма состоит из трех элементов. Она представляет собой мысленное явление. В тексте НПА она не существует. Это объясняется специализацией правовых норм в осуществлении функций права. Регулятивные нормы права осуществляют регулятивную функцию, а охранительные – охранительную. на этой основе осуществляется взаимодействие правовых норм.
Если реализуются требования регулятивной нормы права, то охранительная норма не применяется. Нарушение регулятивной нормы права влечет за собой применение охранительной нормы
Структура логической нормы права может быть выражена формулой «если..., то... иначе»
Фактическая норма состоит из двух элементов.
а) регулятивная фактическая норма состоит из гипотезы и диспозиции,
б) охранительная регулятивная норма состоит из гипотезы и санкции (Однако, в науках уголовного и административного права I элемент охранительной нормы права называют не гипотезой, а диспозицией. При этом под диспозицией понимается указание не на правило поведения, а на правонарушение).
Структура фактической нормы может быть выражена формулой «если..., то».
Способы изложения норм права Править
Норма права и статья НПА не всегда совпадают, т.к. норма права представляет собой логически завершенное правило поведения, а статья НПА является формой выражения этого правила.
В статье НПА может содержаться одна норма права или несколько норм права. Также норма права может быть закреплена в нескольких статьях.
I. По характеру изложения:
а) прямой (в статье НПА все элементы нормы изложены в полном объеме),
б) отсылочный (в статье НПА не все элементы изложены в полном объеме, но есть отсылка к другим статьям этого же НПА),
в) бланкетный (в статье НПА не все элементы нормы права изложены в полном объеме и нет отсылки. Недостающие сведения содержатся в другом НПА).
II. По
форме выражения предписания (п
а) абстрактный (изложение правовых норм с использованием обобщающих формулировок),
б) казуистический (изложение правовых норм путем перечисления индивидуальных признаков).
36. Форма (источник) права: понятие, виды.
Понятие "источник права" используется в науке в 3-х основных значениях:
в материальном – это общественные отношения, которые необходимо урегулировать правом.
в идеологическом – это правосознание, от уровня развития которого зависят нормы права.
в формально-юридическом – это форма внешнего выражения правовых норм.
Понятия «форма права» и «источник права» в формально-юридическом смысле тождественны.
Виды источников права Править
1) Правовой обычай – это санкционированное и обеспечиваемое государством, исторически сложившееся правило поведения, регулирующее общественные отношения.
Обычай становится правовым после его санкционирования государством.
Государство санкционирует только те обычаи, которые выражают единообразную и устойчивую общественную практику и соответствуют государственной политике.
Государство санкционирует обычаи двумя способами:
а) путем общей / генеральной отсылки к обычаю (текстуального закрепления обычая в НПА в данном случае нет),
б) путем восприятия обычая правоприменительной практикой, когда решения по делу выносятся на основе обычая.
Совокупность правовых обычаев образует обычное право.
Чертами правовым обычаев являются множественность, локальный характер, постоянность соблюдения и консервативность.
Правовые обычаи являются древнейшими источниками права. В период зарождения государства обычное право представляло почти все право в государстве. В рабовладельческих и феодальных государствах правовой обычай был важнейшим источником права. По мере появления и распространения других источников права роль и значение правовых обычаев снижается.
В правовых государствах вес правовых обычаев в источниках правах очень мал. Они играют второстепенную роль в регулировании общественных отношений.
2) НПА – это принятый уполномоченным субъектом правотворчества официальный письменный документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.
В рабовладельческих и феодальных государствах НПА были немногочисленны. По мере развития государства и права роль и значение НПА в системе источников права возрастает. Они становятся важнейшими источниками права, а в государствах, входящих в романо-германскую правовую семью, становятся основными источниками права.
Достоинством НПА как источника права является возможность его оперативного принятия, изменения и отмены. Это позволяет адекватно реагировать на изменение общественных отношений и обеспечивать максимальную эффективность правового регулирования.
3) Правовой прецедент – это конкретное судебное или административное решение по конкретному делу, за которым государство признает общеобязательный характер.
а) судебный (создается судебными органами),
б) административный (создается несудебными органами).
Судебный прецедент является обязательным для судов той же и низших инстанций. При этом обязательной является «сердцевина дела», т.е. суть правовой позиции суда, на основе которой вынесено решение. Правовой прецедент является древнейшим источником права.
Прецедентный путь формирования права был характерен для большинства стран. В Великобритании был основным, поэтому правовой прецедент стал основным источником права в Великобритании и других странах, вошедших в англо-саксонскую правовую семью. В романо-германской семье на рубеже 18-19 веков правовой прецедент перестал признаваться источником права. Во второй половине 20 века в некоторых странах романо-германской правовой семьи прецедентный характер стал признаваться за решениями высших судебных органов.
Признание правового прецедента источником права означает признание наличия у суда правотворческой функции.
4) Нормативный договор – это двустороннее или многостороннее соглашение, устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права.
Нормативный договор имеет много общих черт с НПА. Главное отличие состоит в следующем: НПА является результатом одностороннего волеизъявления уполномоченного субъекта правотворчества, а НД – это результат взаимного согласованного волеизъявления сторон.
Нормативный договор следует отличать от индивидуального договора.
Индивидуальный договор – это двустороннее или многостороннее соглашение, устанавливающее, изменяющее или отменяющее права и обязанности участников правоотношения.
Наибольшее значение НД как источник права имеет в международном праве, где он является основным источником права. Во внутригосударственном праве его удельный вес невелик. Наибольшее распространение он получил в конституционном, административном, трудовом и муниципальном праве.
Возрастание роли нормативного договора в системе права является отображением процесса децентрализации правового регулирования.
5) Религиозные тексты - это своды религиозных правил, содержащихся в религиозных книгах, а также в актах, принимаемых органами управления религиозных организаций.
Во всех рабовладельческих и феодальных государствах роль религии в жизни общества была велика. Она оказывала существенное влияние на государственную политику, в том числе на области правотворчества. Религиозные организации имели огромное влияние, поэтому государство, не желая вступать в противостояние с ними, нередко придавало юридическую силу религиозным нормам, которые тем самым приобретали религиозный характер.
В современном мире религиозные организации являются источниками права в мусульманских странах (Коран), в индусских (Шастры, Веды), в Ватикане (Библия). Однако и в этих странах все большее распространение получает НПА.
6) Правовая доктрина – это правовые позиции ведущих ученых юристов, содержащиеся в их научных трудах, на основе которых правоприменительные органы выносят решения по конкретным делам.
Как правило, в современных государствах правовая доктрина не является источником права, хотя юридическая наука играет большую роль в правотворческой деятельности, являясь источником права в идеологическом смысле.
В III веке на отдельные положения работ юристов классиков стали ссылаться как на тексты законов. В начале V века император Валентиан издал закон «О цитировании юристов». Этим законом положениям работ наиболее известных юристов придавалась обязательная юридическая сила. Это означало, что решение по делу суд мог выносить не только на основе законов, но и ссылаясь на работы юристов.
В эпоху Средневековья трактаты известных юристов также выступали в качестве источников права. В Англии в 18 веке обязательными для судов были работы Блэкстоуна. В 19-20 веках значение юридической науки как источника права падает и в большиснтве стран они перестают признаваться источниками права.
В государствах, входящих в религиозную правовую семью и, прежде всего, в мусульманских правовая доктрина является важнейшим источником права, т.к. суды в решении конкретных дел ссылаются не на положения Корана непосредственно, а на разъяснения, которые даны ведущими мусульманскими богословами и юристами.
7) Правосознание – это правовые позиции субъектов правоприменительной деятельности, на основе которых выносятся решения по конкретным делам.
Как правило, правосознание не является источником права, хотя играет большую роль в правоприменительной деятельности. На отдельных этапах развития общества и государства правосознание может быть источником права.
В России источниками права признаются НПА, НД и правовые обычаи.
37. Нормативный правовой акт: понятие, признаки, виды.
Нормативно-правовой акт – это принятый уполномоченным субъектом правотворчества официальный письменный документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.
Понятия «правовой акт» и «нормативно-правовой акт» не тождественны.
Понятие «правовой акт» шире по содержанию, т.к. включает в себя несколько видов правовых актов (НПА, правоприменительные акты, акты толкования, договоры).
Содержание
[показать]
Признаки нормативно-правового акта: Править
1) Представляет собой официальный письменный документ,
2) Имеет установленную форму и реквизиты,
3) Принимается в ходе правотворческой деятельности,
4) Принимается уполномоченным субъектом правотворчества,
5) Принимается на основе норм права,
6) Принимается в порядке, предусмотренном нормами права,
7) Устанавливает, изменяет или отменяет нормы права,
8) Имеет государственно-властный характер и обязателен для исполнения,
9) Адресован широкому кругу лиц,
10) Рассчитан на многократную реализацию.
Виды нормативно-правовых актов Править
1) По субъекту принятия:
а) акты, принятые народом на референдуме,
б) акты, принятые государственными органами,
в) акты, принятые негосударственными органами,
г) акты, принятые должностными лицами.
2) По сроку действия:
а) срочные, имеющие срок действия
б) бессрочные, не имеющие срок действия
3) По территории действия:
а) действующие на всей территории государства,
б) действующие на части территории государства.
4) По сфере действия:
а) акты общей сферы действия,
б) акты исключительной сферы действия.
5) По сфере отраслевой деятельности:
а) отраслевые,
б) межотраслевые.
6) По юридической силе:
а) законодательные,
б) подзаконные.
Закон Править
Закон – это принятый в особом порядке народом на референдуме или органов законодательной власти НПА, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Признаки закона: Править
1) Представляет собой НПА,
2) Принимается народом на референдуме или органом законодательной власти,
3) Принимается в особом порядке (референдум или через чтения законопроекта)
4) Имеет высшую юридическую силу,
5) Все иные правовые акты должны соответствовать закону, а в случае противоречия должны применяться нормы права,
6) Регулирует наиболее важные общественные отношения.
Принятый в установленном порядке закон не подлежит утверждению никакими органами и должностными лицами, а начинает действовать на всей территории, на которую распространяются властные полномочия органа его принявшего. Принятый и действующий закон может быть изменен или отменен органом его принявшим, а Конституционный суд может признать закон или отдельные его положения неконституционными и прекратить их действие.
Виды законов Править
1) По субъектам законотворчества:
а) законы, принятые народом на референдуме,
б) законы, принятые законодательным органом.
2) По принципу федерализма:
а) федеральные законы,
б) законы субъектов.
3) По юридической силе:
а) Конституция РФ,
б) федеральные конституционные законы,
в) федеральные законы,
г) законы субъектов.
Отличия федерального конституционного закона и федерального закона: Править
1) по предмету регулирования: ФКЗ принимается только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ. Все остальные законы являются ФЗ.
2) по порядку принятия: ФЗ принимается абсолютным большинством голосов, а ФКЗ – квалифицированным (не менее 2\3 голосов депутатов Государственной Думы и 3\4 голосов членом Совета Федерации).
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"