Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2015 в 22:53, шпаргалка
1.Понятие, предмет и функции науки теории государства и права.
Теория государства и права (как наука) - это базовая фундаментальная юридическая наука, изучающая общие вопросы происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.
Предмет ТГП: общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.
Всякий принцип представляет собой идею о том, как должен работать механизм государства, каким он должен быть.
Принципы организации и деятельности механизма государства зависят от политического режима и определяются им.
1. принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина
2. принцип разделения властей. Единая власть делится на три относительно самостоятельные ветви власти, которые взаимодействуют друг с другом.
3. принцип разграничения
функций между органами
4. принцип верховенства права и Конституции. В соответствии с ним право выступает ограничителем для деятельности механизма государства. В праве определяется порядок деятельности органов государства, их полномочия, компетенция;
5. принцип законности - означает обязанность для органов государства строгого соблюдения и исполнения законов, а также то, что органы создаются в строгом соответствии с требованиями закона;
6. принцип демократизма (
7. принцип научности. В организации деятельности механизма государства должны использоваться достижения науки (управления, административное право, психология, экономика);
8. принцип гласности. Открытость деятельности гос. органов и информирование населения об их деятельности.
9. принцип компетентности и профессионализма (лица, работающие в государственных структурах, должны быть профессионально подготовлены к выполняемой работе, иметь соответствующее образование, пройти инструктаж).
Вышеназванные принципы являются одновременно принципами организации и принципами деятельности органа государства. Они показывают, как должны строиться и как должны действовать органы государства, поэтому трактовка каждого принципа может быть различной в зависимости от того, на что делается акцент - на организацию или на деятельность органа государства.
Например, важнейшим принципом организации и деятельности механизма государства является законность.
Законность как принцип организации государственного аппарата означает, что органы создаются только на основе законодательных (или иных нормативных) решений; органы создаются при строжайшем соблюдении процедуры, установленной законодательством для формирования данного органа.
Законность как принцип деятельности органов государства означает, что:
- органы государства вправе
принимать лишь те решения, которые
законом отнесены к их
- органы вправе издавать
лишь те правовые акты, которые
предписаны им законом (например,
Президент может издавать акты,
называющиеся указы и
- все решения органы
государства принимают при
19. Органы государства: понятие, признаки, виды.
Государственный орган – это организационно-обособленное звено государственного аппарата, осуществляющее функции государства и наделенное государственно-властными полномочиями.
Признаки государственного органа: Править
1. представляет собой организационно-обособленное звено государственного аппарата;
2. учреждается государством и образуется в порядке, предусмотренном нормами права;
3. осуществляет задачи и функции государства;
4. имеет организационную структуру;
5. имеет территориальный масштаб деятельности (полномочия органа распространяются на определенную территорию);
6. имеет определенную компетенцию, закрепленную в нормах права;
7. наделён государственно-властными полномочиями;
а) вправе принимать правовые акты,
б) вправе осуществлять контроль и надзор,
в) вправе применять меры гос. принуждения для обеспечения реализации принятых актов.
Классификация государственных органов Править
1) По принципу разделения властей
- законодательные;
- судебные;
- исполнительные.
2) По принципу федерализма
- федеральные;
- гос. органы субъектов федерации.
3) По сроку полномочий
- имеющие срок полномочий
- не имею срок полномочий
4) По продолжительности существования
- постоянные;
- временные.
5) По характеру компетенции
- органы общей компетенции (Правительство);
- органы специальной компетенции (министерства).
6) По порядку осуществления полномочий
- коллегиальные;
- единоначальные.
7) По порядку формирования
- избираемые;
- назначаемые.
20. Политическая система общества: понятие, структура, функции.
Вопрос о политической системе общества является дискуссионным в науке. Существует два основных подхода к решению этого вопроса.
I. Широкий подход (в политологии)
Политическая система общества - это совокупность всех политических явлений в обществе.
Элементами ПСО в данном случае являются:
- политические институты (организации, участвующие в политической жизни общества)
- политические нормы (социальные нормы, регулирующие отношения в политической сфере жизни общества)
- политическое сознание (совокупность чувств, эмоций, идей, взглядов, теорий, выражающих отношение людей к политике, к политическим явлениям и процессам - политическая психология и политическая идеология)
- политическая культура (совокупность всех политических ценностей, созданных обществом и совокупный политический опыт)
- политическая деятельность (действие либо бездействие конкретного субъекта политических отноший)
- политические отношения (общественные отношения, складывающиеся в политической жизни общества)
II. Узкий / институциональный (в юриспруденции)
Политическая система общества - это совокупность социальных институтов, участвующих в политической жизни общества.
Элементами ПСО в данном случае являются:
- государство;
- политические партии;
- общественно-политические движения
и т.д.
Функции политической системы общества
1) выявление и представление интересов больших социальных групп и общества в целом;
2) мобилизация ресурсов,
необходимых для управления
3) легитимизация государственной власти, т.е. обеспечение ее поддержки со стороны большинства членов общества;
4) интеграция, объединяя
разные политические силы, политическая
система пытается сглаживать, снимать
неизбежно возникающие в
5) политическая социализация,
т.е. приобщение людей к
Функции политической системы общества тесно связаны и реализуются во взаимодействии.
21. Место и роль государства в политической системе общества.
Государство занимает центральное положение и играет ведущую роль в ПСО. Оно является ядром политической системы. Центральное место государства в ПСО обусловлено следующими факторами:
1) Государство является
единственной универсальной
2) Государство является
единственным официальным
3) Государство является единственной организацией, имеющий территорию, на которой распространяется его суверенитет;
4) Государство является
единственным носителем
5) Государство является носителем особой политической публичной власти, которая представлена органами государства;
6) Государство обладает монополией на правотворчество;
7) Государство обладает исключиетельным правом установления и взимания налогов;
8) Государство обладает
исключительным правом на
9) Государство легализует все остальные элементы ПСО;
10) Государство является
самым стабильным элементом
Воздействие государства на другие элементы ПСО Править
Кроме того государство воздействует на другие элементы ПСО. Это воздействие проявляется в следующем:
1) Государство легализует и определяет правовой статус других элементов ПСО.
2) Государство регистрирует другие элементы ПСО, в установленном законом порядке.
3) Государство осуществляет контроль и надзор за их деятельностью.
4) Государство ликвидирует организации, деятельность которых противоречит нормам права и установленным целям.
Воздействие других элементов ПСО на государство
Не смотря на центральное положение государства, другие элементы также оказывают воздействие на государство, которое проявляется в следующем: Править
1) они участвуют
в формировании органов
2) участвуют в
формировании политического
3) влияют на правотворческую
деятельность органов
4) информируют государство о состоянии дел в обществе;
5) осуществляют
общественный контроль за
Таким образом, государство тесно связано с другими элементами политической системы общества и взаимодействует с ними, обеспечивая целостность, устойчивость и развитие политической системы.
22. Формирование и развитие теории правового государства.
Истоки идей, положенных в основу теории правового государства можно обнаружить в трудах античных мыслителей (Платона, Аристотеля, Цицерона).
Они высказывали идеи о незыблемости и верховенстве закона, о его божественном и справедливом содержании, о необходимости соответствия закона праву.
Существенный вклад в развитие теории правового государства внесли мыслители Нового времени.
Гуго Гроций подразделял право на естественное и позитивное. Источником естественного права являлась сама природа человека. Естественное право не даруется человеку государством. Оно приобретается человеком от рождения. Государство же создает позитивное право, которое должно соответствовать естественному праву.
Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование демократического государства. «Демократическое государство связано правом и обеспечивает права и свободы человека и гражданина».
Томас Гоббс обосновал идею формального (юридического) равенства людей перед законом и судом.
Джон Локк отмечал, что свобода состоит в том, чтобы следовать собственным желаниям во всех случаях, когда это не запрещено законом, и не быть зависимым от воли другого человека.
Значительный вклад в развитие теории правового государства и формирование основанной на ней государственно-правовой практики внесли американские мыслители и политические деятели: Томас Джефферсон и Томас Пейн. Именно в Конституции США 1787 года впервые в истории были закреплены идеи, положенные в основу теории правового государства.
Философское обоснование теории правового государства дали немецкие мыслители Кант и Гегель.
Кант определил государство как объединение множества людей, подчиненных законам.
Гегель говорил, что государство есть то же право, но только наиболее развитое, включающее в себя все права личности и общества.
Впервые термин «правовое государство» встречается в работах немецких ученых в I четверти 19 века. С этого времени теория правового государства начинает разрабатываться многими учеными.
Из отечественных ученых существенный вклад в развитие теории правового государства внесли Коркунов, Чечерин, Новгородцев и д.р.
После октябрьской революции 1917 года теория правового государства не изучалась.
После 1919 года ученые на некоторое время возвращаются к теории, но в 1929 г. теория официально признается вредной для общества.
Очередной возврат к теории правового государства намечается в начале 20 века.
В ст. 1 Конституции РФ 1993 года закреплено положение о том, что Россия является правовым государством.
23. Правовое государство: понятие, признаки, пути формирования.
В науке не существует единого подхода к определению «правового государства» и его характеристике.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"