Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2015 в 22:53, шпаргалка
1.Понятие, предмет и функции науки теории государства и права.
Теория государства и права (как наука) - это базовая фундаментальная юридическая наука, изучающая общие вопросы происхождения, становления, развития и функционирования государства и права.
Предмет ТГП: общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.
В своих ранних работах Маркс выделял три макро-формации:
1. архаичная;
2. экономическая;
3. коммунистическая.
Государственно организованное общество существует только в рамках экономической общественной формации.
В рамках экономической общественной формации Маркс выделял 4 способа производства:
1. азиатский;
2. античный;
3. феодальный;
4. буржуазный / капиталистический
Этим способам производства соответствуют типы государств:
1. Восточное
2. Античное
3. Феодальное
4. буржуазное / капиталистическое
Однако в более поздних работах эти идеи Маркса не получили дальнейшего развития. Они были существенным образом модифицированы. Речь стала идти об общественно-экономической формации.
В истории развития общества было выделено 5 общественно-экономических формаций:
1) первобытнообщинная
2) рабовладельческая,
2) феодальная,
3) капиталистическая (буржуазная),
4) социалистическая.
Четырем из них соответствуют четыре типа государства:
1) нет
2) рабовладельческое
3) феодальное
4) буржуазное / капиталистическое
5) социалистическое
Государства первых трех типов признавались эксплуататорскими. Государство же четвертого типа классики марксистского учения рассматривали в качестве идеальной организации государственной власти.
Недостатки формационного подхода: многие процессы культурной, духовной жизни рассматриваются порой упрощённо, мало внимание уделяется роли личности в истории, человеческому фактору, а так же то, что был абсолютизирован переход от одной формации к другой (некоторые народы не проходили все формации и не всегда изменения происходят через революции).
II. Цивилизационный подход Править
В рамках данного подхода предполагается, что государства развиваются по-разному, а не идут по общему пути развития.
В цивилизационном подходе основным критерием выступает культурный фактор (религия, миропонимание, мировоззрение, историческое развитие, особенности вмещающего ландшафта, своеобразие обычаев, и др.).
А. Дж.Тойнбидал следующее определение цивилизации:
Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.
Изначально Тойнби выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков.
Он обосновал теорию исторического круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций. Возникновение, рост, надлом и разложение происходят не в рамках мирового исторического процесса, а внутри каждой отдельной цивилизации.
Венгеров в соответствии с периодами исторического развития выделил три типа цивилизаций:
• Первый: локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);
• Второй: особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.
• Третий: современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.
По уровню организации Венгеров выделял два типа цивилизаций:
- первичные (огромная роль
государства, слияние государства
с религией в
- вторичные (нет связи государства с религией, двойственное положение правителя: ему повинуются, но он сам не может нарушать сакральные принципы и заветы).
Классификация государств на основе цивилизационного подхода плохо разработана, страдает схематичностью и нечеткостью.
10. Форма государства: понятие, элементы, причины многообразия.
Форма государства – это научная категория, характеризующая структурную и территориальную организацию государственной власти, а также методы ее осуществления.
Элементы формы государства: Править
1. Форма государственного правления (характеризует структурную организацию государственной власти): монархия, республика
2. Форма государственного устройства (характеризует территориальное устройство и территориальную целостность): федерация, конфедерация, унитарное государство.
3. Государственный режим (характеризует методы осуществления государственной власти): демократический, либеральный, авторитарный, тоталитарный.
Все элементы находятся в органичном единстве и в совокупности образуют форму государства.
Ведущую роль играет государственный режим, так как в нем проявляется сущность государства. Именно он оказывает решающее воздействие на остальные элементы формы государства.
Существенные изменения государственного режима отражаются на форме правления и значительно реже на форме государственного устройства.
Форма любого государства складывается естественно-исторически.
Причины многообразия форм государства Править
1. Влияние типа государства на его форму: прямой зависимости нет. С одной стороны, в пределах одного и того же типа государства могут существовать его различные формы, с другой стороны, государства различных типов могут иметь одну форму, но феодальному типу обычно соответствует монархическая форма, буржуазному – республиканская, а социалистические государства существуют исключительно в форме республик.
2. Соотношение социальных и классовых сил в обществе: преобладание демократических сил, как правил, ведет к установлению республиканских форм, трансформации монархии в парламентарную, а также установлению демократического режима. Преобладание консервативных сил ведет к реставрации монархии.
3. Географическое положение страны: большие государства тяготеют к недемократическим режимам.
4. Национальный состав населения: однонациональные государства имеют как правило унитарную форму. Многонациональные тяготеют к федеративной форме либо к созданию автономных образований в составе унитарного государства.
5. Исторические традиции.
6. Идеологический фактор: например, ислам обуславливает теократическую монархию и теократическую республику.
7. Конкретные исторические условия: например, поражения в войнах ведут к изменению формы государства.
Вышеназванные факторы в каждом государстве проявляются по разному и предопределяют форму государства.
11. Монархия: понятие, признаки, виды.
Монархия — это форма государственного правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху и, как правило, передаётся по наследству.
Признаки монархии: Править
1. существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);
2. наследственный (согласно обычаю или закону) порядок преемственности верховной власти;
3. монарх осуществляет власть пожизненно;
4. народ не является источником верховной государственной власти и не принимает участия в определении того, кто будет монархом.
Виды монархий: Править
1) Абсолютная монархия: предполаг
2) Конституционная монархия: власть монарха ограничена конституцией, неписаным правом или традициями. Конституционная монархия существует в двух формах: парламентарная монархия и дуалистическая монархия
• Парламентарная монархия — вид конституционной монархии, при которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (в настоящее время Великобритания, Дания, Швеция).
• Дуалистическая монархия — вид конституционной монархии, при которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений (в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте).
12. Республика: понятие, признаки, виды.
Республика — это форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентом).
Признаки республики: Править
1. Верховная гос. власть осуществляется несколькими гос. органами,
2. Высшие органы гос. власти формируются выборным или невыборным путем, но при участии выборных органов,
3. Выборные органы гос. власти имеют срок полномочий,
4. Источником верховной гос. власти признается народ, который участвует в формировании высших органов гос. власти непосредственно (путем выборов) либо через институты представительной демократии.
Виды республик Править
1. Парламентская республика: власть сосредоточена в парламенте. Парламент формирует правительство, а премьер-министром является представитель победившей на выборах партии.
2. Президентская республика: президент координирует отношения между ветвями власти и верховным главнокомандующим, представляет страну в международной политике, формирует правительство, вносит законопроекты в парламент.
3. Смешанная республика
(полупрезидентская): парламент
13. Унитарное государство: понятие, признаки, виды.
Унитарное государство — это форма государственного
устройства, при которой его части являются
административно-
Признаки унитарного государства: Править
1. Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;
2. Единые для всей страны высшие органы власти;
3. Единая система законодательства;
4. Единое гражданство;
5. Единая денежная единица;
6. Единый государственный язык;
7. Составные части унитарного государства не обладают суверенитетом.
Виды унитарных государств Править
1. централизованные: во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления (Туркменистан).
2. децентрализованные: местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни (Испания).
Иногда также выделяют:
• государства с одной автономией,
• государства со многими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями))
• государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами).
14. Федеративное государство: понятие, признаки, виды.
Федерация – это сложное по строению государство, имеющее двухуровневую систему органов государственной власти и двухуровневую систему законодательства.
Признаки федерации: Править
1. состоит из субъектов федерации,
2. субъекты федерации не имеют права сецессии, т.е. права свободного выхода из состава федерации,
3. субъекты федерации не являются государствами в собственном смысле этого слова, т.к. они не обладают государственным суверенитетом,
4. двухуровневая система органов государственной власти и двухуровневая система законодательства,
5. предметы ведения между федерацией и субъектами разграничены конституцией.
Виды федераций Править
1) По особенностям
конституционно-правового
• Симметричные
• Aсимметричные
В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки).
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"