Система государственного и муниципального управления в Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассматривается государственная служба Великобритании. Великобритания - страна с конституционной монархией, главой государства является король. Актуальность темы связано с эффективностью государственного управления, которая напрямую зависит с одной стороны от взаимодействия органов управления, а с другой от профессиональных качеств чиновников-администраторов состоящих на государственной службе. В данной курсовой работе будут рассмотрены следующие задачи: понятие государственной службы, особенности госслужбы Великобритании, а также представлены реформы, которые проводились в госсфере.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1 . Понятие государственной службы и ее особенности……………….4
1.1. Понятие государственной службы…………………………..4
1.2. История государственной службы Великобритании…….6
1.3. Особенности государственной службы Великобритании..8
Глава 2. Сравнительная характеристика государственной службы России и Великобритании……………………………………………………………….14
2.1. Реформа государственной службы Великобритании………14
2.2. Реформы государственной службы России…………………22
Заключение……………………………………………………………………….24
Библиографический список…………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

кр 1.docx

— 55.18 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………………..3

  1. . Понятие государственной службы и ее особенности……………….4

    1. Понятие государственной службы…………………………..4
    2. История государственной службы Великобритании…….6
    3. Особенности государственной службы Великобритании..8
    4. Глава 2. Сравнительная характеристика государственной службы России и Великобритании……………………………………………………………….14

2.1. Реформа государственной  службы Великобритании………14

2.2. Реформы государственной  службы России…………………22

Заключение……………………………………………………………………….24

Библиографический список…………………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Введение

Государственная служба — профессиональная деятельность в аппарате государственного управления.

Исторически функции государственной  службы исполняли, как правило, личные слуги высокопоставленных лиц. В  сохранившихся источниках Древнего Рима и Византии перечислены сотни  должностей, образующих сложную структуру  управления. В работах Иоанна Лида описывается: назначения на должности производились не по способностям или деловым качествам, а по принципу личной зависимости от назначающего или передавались по наследству. Система позволяла назначенным чиновникам перепоручать работу другим лицам, получая при этом плату за исполнение обязанностей.

Унитарные правительства  и их центральная администрация  значительно больше влияют на повседневную жизнь граждан, чем федеративные. Многие унитарные государства имеют  национальные полицейские силы и  строгий контроль над местной полицией.

В данной работе рассматривается  государственная служба Великобритании. Великобритания - страна с конституционной монархией, главой государства является король (королева). 

Актуальность темы связано  с эффективностью государственного управления, которая напрямую зависит с одной стороны от взаимодействия органов управления, а с другой от профессиональных качеств чиновников-администраторов состоящих на государственной службе.

В данной курсовой работе будут  рассмотрены следующие задачи: понятие государственной службы, особенности госслужбы Великобритании (частично России), а также представлены реформы, которые проводились в госсфере.

Глава 1. Понятие государственной службы и ее особенности 
1.1. Понятие государственной службы

Результативность государственного управления определяется в первую очередь  человеческим фактором. В современном  менеджменте общепризнанным является положение, согласно которому самым  ценным ресурсом любой организации  являются люди. Профессионально подготовленные и соответствующим образом мотивированные, они составляют «человеческий капитал», который приносит высокую отдачу на вложенные в его развитие ресурсы. Эта концепция в полной мере применима  в сфере государственного управления, где на персон, облеченных властью, возлагаются надежды всего общества на динамичное и устойчивое развитие, максимальное удовлетворение общественных нужд. При этом государственные служащие связаны обязательствами морального долга и в своих действиях  должны подчинять свой частный интерес  соображениям общественного блага. Поэтому профессиональная деятельность в сфере государственного управления строго регулируется административным законодательством, в котором действуют  строгие предписания, охраняющие интересы государства и гражданского общества от возможного произвола чиновников.

Понятие государственной  службы является комплексным и может  быть рассмотрено с различных  позиций. Прежде всего, следует обратить внимание на сам термин «государственная служба». Он имеет только одно истолкование – служба государству. При этом под  службой обычно понимается осуществление  деятельности в пользу какого-либо лица от его имени за соответствующее  вознаграждение (жалованье). Это понятие  также связано с качества верности, надежности, потому как человек, состоящий  у кого-либо на службе, пользуется особым доверием и исполняет ответственные  поручения.

Первоначально под службой  государству понималось служение отечеству  и царю. Как известно, существовало целое сословие служилых людей – дворяне. С формированием бюрократических порядков в государственном управлении в эпоху Петра Великого служба царю становится службой государству.

Государственная служба может  рассматриваться как форма участия  граждан в управлении путем поступления  на государственную службу. 
Государственная служба может также пониматься как система чиновничества, т.е. государственный аппарат, состоящий из особой категории людей, наделенных властными полномочиями – государственных служащих. И, наконец, государственная служба может пониматься как особый вид деятельности в сфере управления. Кроме того, следует также учитывать также и то, что государственная служба является объектом управления со стороны кадровых органов, которые стремятся развивать государственную службу и добиваются ее эффективности. [2, c. 125]

В соответствии с законом  «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г., под  государственной службой понимается профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:  
Российской Федерации;  федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации;  
органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; 
лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации. 
В законодательстве упоминаются правовые, организационные, финансовые и методические основы государственной службы, для развития и укрепления которых применяются правовое регулирование, кадровая политика, регулирование оплаты труда и материально-технического обеспечения, использование информационно-управленческих технологий, образовательные программы подготовки кадров и повышения квалификации.

 

1.2. История государственной службы Великобритании

[7] Великобритания - страна с конституционной монархией, главой государства является король (королева). 

Королевский трон в Великобритании переходит по наследству от отца к  старшему сыну, но если у короля нет  сыновей, то трон наследует старшая  дочь короля. Британская конституция - конституция неписаная. Акта, который был бы официально провозглашен Основным законом, в Великобритании не существует. Неписаная же конституция Великобритании состоит из норм трех категорий:

1) норм статутного права; 

2) норм case law (прецедентного права);

3) норм, представляющих собою  не что иное, как конституционные  обычаи.

Статутом в Великобритании принято называть законодательный  акт, принятый или одобренный палатами парламента в соответствии с установленной  процедурой и подписанный главою государства.

Исторически гражданская  служба считается прерогативой короны (королевской власти) и поэтому  регулируется в основном не законами, а приказами короны в Совете, а  также распоряжениями министерства финансов и других министерств в рамках своей компетенции.

Существует несколько  важных особенностей политической структуры  британского государства, определивших специфику его госслужбы. По-первых, основные политические институты страны имеют древнюю традицию преемственности и стабильности. Великобритания уже длительное время является унитарным государством, где центральная власть пренадлежит парламенту (Вестминстеру). Такая политическая структура существует и в настоящее время. Во-вторых, электронная система. В основе которой лежит принцип «победитель получает все», определяет, что в политической жизни доминируют две основные партии, причем пришедшая к власти партия обычно разрабатывает и проталкивает свои программы, в том числе и административую реформу. В настоящее время управление гражданской службой осуществляет премьер-министр.

По характеру своей  работы и должностному статусу все  гражданские служащие разделены  на категории, группы и разряды. По каждой из них существует строгое описание квалификационных требований и должностных  обязанностей.

В законодательстве Великобритании понятие «государственной службы»  не определено. Под государственной  службой в Великобритании обычно подразумевают центральное правительство, государственных и других служащих вневедомственных государственных  органов и государственных корпораций, местное самоуправление, а также  служащих, которые заняты в системе  социального обеспечения, здравоохранении, образовании, вооруженных силах  и полиции. Как неоднократно отмечалось исследователями, законодательство о государственной службе этой страны представляет собой несистематизированную и своеобразную систему норм, состоящую из ряда парламентских статутов и актов делегированного законодательства: приказов о Совете, постановлений, инструкций отдельных министерств и ведомств. При этом характерно отсутствие единого консолидированного закона о государственной службе.

1.3. Особенности  государственной службы Великобритании

[8] Традиционно система государственной службы в Великобритании отличается рядом специфических особенностей:

  1. Аполитичность. Государственные служащие должны быть политически нейтральны, не имеют права публично выступать от имени ведомства, а также не ответственны перед нижней палатой парламента.
  2. Иерархичность. Существование сложной системы классов в системе государственной службы, которая складывалась на протяжении длительного периода времени. Первоначально существовало три класса: административный, исполнительный, канцелярский. Затем появляются другие классы (например, класс специалистов). Классы в свою очередь делятся на многочисленные ранги и должности.
  3. Кастовость. Преимущество при зачислении на государственную службу и в продвижении по служебной лестнице имеют выпускники привилегированных школ и университетов, имеющие, как правило, общее гуманитарное, а не специальное образование.
  4. Несменяемость. Значительная часть государственных служащих сохраняют свои посты в случае смены правительства.

В доктрине и в законодательстве содержание понятия «государственный служащий» четко не определено, и  это понятие употребляется как  в широком, так и в узком  значении. В широком значении под  государственным служащим понимается любое лицо, являющееся служащим любого органа государственного управления. Таким образом, к государственным  служащим относятся все служащие, включая как собственно гражданских  служащих, то есть служащих министерств  и ведомств, так и служащих публичного сектора, то есть вооруженных сил, полиции, публичных корпораций (органов государственного управления, осуществляющих руководство  предприятиями национализированных отраслей), местных органов власти, системы здравоохранения, школьного образования. Служащие публичного сектора составляют корпус служащих публичной администрации, сотрудники которых не входят в систему гражданской службы. Публичная служба включает в себя службу в любом государственном или негосударственном органе либо учреждении, осуществляющем публичные функции. Публичные органы – это органы, которые участвуют в процессе государственного управления, но не входят в систему министерств и ведомств. Они действуют в большей или меньшей степени самостоятельно, хотя министерства несут общую ответственность за их деятельность. Указанные публичные органы именуются в Великобритании «внеминистерскими органами публичной администрации».

Когда речь идет о понятии  «государственный служащий» в узком  значении, подразумевается лицо, состоящее  на государственной службе, то есть занимающее гражданскую должность  и получающее вознаграждение (жалование) из средств, выделяемых с разрешения Парламента. Гражданские служащие, составляющие аппарат министерств  и ведомств, непосредственно работают на министров Короны. Наиболее широкое  признание получило определение, выработанное в результате работы нескольких комиссий по вопросам совершенствования гражданской  службы, согласно которому гражданскими служащими считаются лица, не занимающие политических и судебных должностей, нанятые на службу в гражданском  качестве и получающие жалование  непосредственно из средств, выделяемых с санкции Парламента.

Важным элементом понятия  «гражданский служащий» является то, что он рассматривается в качестве «слуги Короны». Это означает, что  гражданский служащий получает назначение либо непосредственно от Короны, либо зачисляется на гражданскую службу в результате прохождения специальной  отборочной процедуры и пребывает  в таком качестве неопределенный срок «по королевскому усмотрению». Служащие публичных органов такую  процедуру не проходят. Исходя из этого, министры – политические «слуги Короны», военнослужащие – военные «слуги Короны», служащие министерств и ведомств – гражданские «слуги Короны» и т.д. Поскольку среди британских юристов широко распространено мнение, что Корону представляет правительство, система гражданской службы считается инструментом деятельности последнего.

Все государственные служащие в Великобритании делятся на публичных и гражданских. Около половины гражданских служащих заняты предоставление услуг непосредственно населению – выплата пенсий и пособий, трудоустройство, выдача лицензий и т.д. Пятая часть гражданских служащих числятся в Министерстве обороны и его агентствах. Остальные распределены между административным аппаратом центральных органов государственного управления, вспомогательными административными службами и самофинансируемыми государственными службами. [4, c. 136]

Кроме того, все гражданские  служащие в Великобритании подразделяются на промышленных и непромышленных. Первая охватывает гражданских служащих, занятых в производственной сфере. Численность этой категории гражданских служащих сравнительно невелика и на них не действуют льготы, касающихся непромышленных гражданских служащих. Непромышленные гражданские служащие – это основная масса служащих, работающих в министерствах и ведомствах. Они подразделяются на постоянных и временных. К постоянным гражданским служащим относятся лица, зачисленные на гражданскую службу после прохождения отборочного конкурса в штат определенного учреждения на соответствующие должности и имеющие право на пенсию после выхода в отставку по достижению установленного законом возраста. Временные гражданские служащие принимаются на работу по упрощенной процедуре без конкурса на определенный период времени и для выполнения конкретной работы. Порядок предоставления им пенсий иной, чем для постоянных гражданских служащих.

Информация о работе Система государственного и муниципального управления в Великобритании