Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 13:44, курсовая работа
В данной работе рассматривается государственная служба Великобритании. Великобритания - страна с конституционной монархией, главой государства является король. Актуальность темы связано с эффективностью государственного управления, которая напрямую зависит с одной стороны от взаимодействия органов управления, а с другой от профессиональных качеств чиновников-администраторов состоящих на государственной службе. В данной курсовой работе будут рассмотрены следующие задачи: понятие государственной службы, особенности госслужбы Великобритании, а также представлены реформы, которые проводились в госсфере.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1 . Понятие государственной службы и ее особенности……………….4
1.1. Понятие государственной службы…………………………..4
1.2. История государственной службы Великобритании…….6
1.3. Особенности государственной службы Великобритании..8
Глава 2. Сравнительная характеристика государственной службы России и Великобритании……………………………………………………………….14
2.1. Реформа государственной службы Великобритании………14
2.2. Реформы государственной службы России…………………22
Заключение……………………………………………………………………….24
Библиографический список…………………………………………………….25
Другим видом классификации гражданских служащих, является деление их на занятых полный и неполный рабочий день. Количество гражданских служащих занятых полный рабочий день имеет тенденцию к сокращению, соответственно, растет число гражданских служащих занятых неполный рабочий день.
[2, c. 122] По содержанию гражданская служба подразделяется на внутреннюю и внешнюю (дипломатическую). К системе внутренней гражданской службы относятся служащие всех министерств и ведомств, за исключением Министерства иностранных дел и по делам Содружества, а также служащие исполнительных агентств – специализированных органов государственного управления, наделенных значительной самостоятельностью в организационных и финансовых вопросах. В настоящее время в Великобритании действуют более 130 исполнительных агентств, в штате которых числятся около 375 тысяч человек, что составляет 3/4 от общего числа гражданских служащих.
И, наконец, по уровню принимаемых
решений гражданские служащие делятся
на старших, средних и младших
администраторов. К группе старших
администраторов относятся
[2, c. 98] Общее руководство государственной службой осуществляется Премьер-министром, Кабинетом министров и Парламентом. Руководство гражданской службой входит в обязанности Премьер-министра, который является Министром по делам гражданской службы. На него возложен общий контроль над гражданской службой как институтом, призванным решать важнейшие вопросы государственного управления. Функции руководства гражданской службой реализуются Премьер-министром через Секретаря Кабинета. Последний является высшим гражданским служащим, подотчетным непосредственно Премьер-министру. Он не только руководит аппаратом Кабинета министров, но и возглавляет с 1983 года внутреннюю гражданскую службу и в качестве ее Главы обязан следовать указаниям Премьер-министра.
В определенной мере вопросы
руководства гражданской
[7] Результатом ряда реорганизаций последних лет в системе государственной службы явилось то, что в настоящее время ответственность за руководство государственной, в том числе гражданской, службой возложена на Управление по делам Кабинета. Оно призвано обеспечивать общегосударственное регулирование вопросов государственной службы в целях совершенствования и упрощения системы государственного управления, повышения его эффективности. Управление по делам Кабинета осуществляет и координирует общую политику по вопросам модернизации государственного управления, преследуя три основные цели:
1) с тем, чтобы оно было более доступным и в большей мере удовлетворяющим потребности населения;
2) проведения в жизнь
правительственной программы
3) обеспечения стратегических
целей развития
Управление по делам Кабинета решает эти задачи в тесном взаимодействии с Казначейством и Управлением по делам Премьер-министра, в котором в 2001 году создан Отдел по вопросам реформы публичных услуг. Эти три органа определяют общие принципы и основные направления развития государственной службы, вопросы ее структуры, организации и финансирования, в то время как повседневный контроль и регулирование конкретных условий гражданской службы возложены на министерства и ведомства.
Глава 2. Сравнительная характеристика государственной службы Великобритании и России
2.1. Реформа государственной службы Великобритании
Реформа государственной службы в Великобритании имеет давнюю историю, начиная с публикации доклада Норткота-Тревельяна в 1854 г., содержавшего сокрушительную критику деятельности госслужбы. В докладе отмечалось, что «получение должностей на госслужбе особенно жаждут люди, лишённые высоких устремлений, трудолюбия и способностей, так как здесь они могут обеспечить себе достойное существование, не затрачивая больших усилий и ничем не рискуя». Со времени публикации доклада ряд основополагающих принципов деятельности госслужбы не подвергался изменениям (даже если, может быть, и подвергался сомнениям). Эти основные принципы включают: честный и открытый конкурс на получение должности на основе профессиональных и деловых качеств; в основном карьерная, «пожизненная» служба; причём обязанностью чиновника является оказание честного, беспристрастного и политически нейтрального содействия органам власти, независимо от того, какой партией они сформированы; высокие критерии честности и порядочности в профессиональной деятельности.
Существует несколько важных особенностей политической структуры британского государства, определивших специфику его госслужбы. Во-первых, основные политические институты страны имеют давнюю традицию преемственности и стабильности. Великобритания уже длительное время является унитарным государством, где центральная власть принадлежит парламенту (Вестминстеру). Такая политическая структура существует и в настоящее время, хотя и была проведена ограниченная передача полномочий местным органам власти (Шотландскому парламенту, Национальной ассамблее Уэльса и Национальной ассамблее Северной Ирландии). Во-вторых, электоральная система, в основе которой лежит принцип «победитель получает всё», определяет, что в политической жизни доминируют две основные партии, причём пришедшая к власти партия обычно разрабатывает и проталкивает свои программы, в том числе и административную реформу. В Великобритании, и это третья особенность, отсутствует кодифицированная, написанная на бумаге конституция, и узкие рамки административных законов, явившихся, в основном, (существенным) результатом преобразований государственной службы в 1980-х гг., были установлены не законодательным путём, а чиновниками разных рангов, действующими в рамках собственной юрисдикции. Четвертая особенность политической структуры заключается в существовании сильного гражданского общества и сильного частного сектора. Это позволило провести приватизацию государственных ресурсов способом, который не всегда возможен и эффективен в странах с менее развитым негосударственным сектором. [6]
В течение первых 30-ти лет после окончания Второй Мировой войны, хотя количество госслужащих в Великобритании значительно выросло, её административная культура изменилась мало. В своём довольно хорошо обустроенном и безопасном мире госслужба была по-прежнему унифицированной. В ней господствовало представление о том, что, за исключением некоторых, носящих узко профессиональный характер услуг, выполнение всех функций может быть организовано более или менее одинаково. Существовало общее представление о «правилах игры», подразумевавших, что гражданский служащий, по определению, руководствуется в своей деятельности общественными, а не своими собственными, личными интересами. В большинстве случаев карьера в госслужбе была пожизненной. Трудолюбивых и упорных ждало продвижение по службе (со временем). Основной обязанностью высших чинов было давать рекомендации министрам по вопросам государственной политики, и эта функция рассматривалась как монополия госслужбы.
[1, c. 166] Однако, к началу 1960-х гг. в обществе появились тревога и озабоченность относительно изменения политической роли Великобритании в мире и неконкурентоспособности экономики страны. Это породило сомнение в профессионализме британских институтов, включая и профессионализм гражданской службы. В опубликованном в 1968 г. докладе Фултона уделялось внимание ощутимому всеми дефициту профессионализма госслужбы и подчёркивалась необходимость найти замену пусть и более проницательным суждениям так называемого «талантливого любителя» более крепкими управленческими и профессиональными навыками.
Идеи Фултона были названы радикальными и не сумели значительно повлиять на перестройку госслужбы.
Начиная с 1979 г., при консерваторах, госслужба Великобритании подверглась наиболее радикальным реформам со времени доклада Норткота-Тревельяна. Реформы были вызваны экономической необходимостью – страна всё ещё не пришла в себя от последствий резкого повышения цен на нефть на мировом рынке и вмешательства в экономику Международного валютного фонда в 1986 г.
Сменявшие друг друга правительства консерваторов рядом отдельных законодательных постановлений проводили жёсткий курс на увеличение продуктивности и эффективности госслужбы. В этих постановлениях отрицалась и была разрушена государственная монополия на предоставление многих услуг. Министерство по делам государственной службы было упразднено. Коммунальные услуги были приватизированы, причём государство взяло на себя регулятивные функции. Вспомогательным функциям и функциям предоставления услуг, традиционно являвшимся компетенцией госслужб, уделялось теперь больше внимания, и их эффективность определялась теперь в сравнении с эффективностью энергичной и растущей индустрии услуг частного сектора.
Основные направления программы реформ были следующие: предоставление услуг, отвечавших нуждам населения, тогда и там, где они необходимы; более жёсткая финансовая дисциплина; тендер на предоставление услуг; конкретные цели (и усиленный контроль над их достижением); большая личная подотчётность.
[4, c. 143] Концепция программы «Нового государственного менеджмента» начала принимать более чёткие формы. Роль программы в реформе госслужбы была очень значительной. В период с 1976 г. по 1999 г. количество госслужащих было сокращено на 40% – с 751 тыс. до 460 тыс. После сокращений 78% госслужащих получили должности в 138 вновь созданных Исполнительных агентствах и сходных с ними организациях. Все они работали на контрактной основе с подчинением соответствующим министерствам, и их основной целью было предоставление услуг.
Существовавшая ранее в министерствах единообразная иерархия с её пятнадцатью разрядами, от постоянного заместителя министра (высший разряд) до работника канцелярии (низший разряд), была упразднена. Из пяти высших разрядов было сформировано новое Главное управление госслужбы, карьерный рост в котором определялся решениями из центра. Решения по вопросам оплаты и продвижение по службе более низких разрядов было децентрализовано и подчинено министерствам и ведомствам. Министерство по делам государственной службы было упразднено.
Многие службы были приватизированы (например, информационное обеспечение).
С точки зрения увеличения продуктивности и снижения затрат, реформы увенчались успехом, но имелись и существенные недостатки, в частности: реформы были направлены на решение проблем государственного менеджмента, но в них не уделялось внимание консультированию по вопросам формирования политических стратегий. Больший акцент на улучшение производительности и на конкретные цели для каждого учреждения означал, что стало сложнее решать межведомственные вопросы, связанные с реализаций госпрограмм. Начиная с 1997 г., когда лейбористы пришли к власти, правительство не только не прекращало, но и далее развивало начатые консерваторами управленческие реформы. Хотя лейбористы и с удовлетворением восприняли победу на выборах, которые они с лёгкостью выиграли после 18-летнего правления консерваторов, они всё же считали, что доставшаяся им в наследство госслужба не отвечает потребностям дня.
Политическая программа нового правительства, определившая будущее госслужбы, была впервые изложена в правительственном докладе в палате общин «Белая книга» (март, 1999 г.). Программа имела название «Модернизация госуправления». В программе ставились три цели. Первая, обеспечить формирование более последовательных и долгосрочных государственных стратегий. Эта задача предполагала усиление стратегического планирования в центральных органах власти.
Информация о работе Система государственного и муниципального управления в Великобритании