2. Картотечный учет. Ведется
посредством заполнения специальных
карточке по тематическому признаку в
алфавитном порядке (например, выделяются
следующие разделы: арбитраж, бартерные
сделки, высшие учебные заведения, государственный
контроль и т. д.). В таком порядке при картотечном
учете нормативно-правовых актов в карточках
записывается наименование акта и органа,
его принявшего, вид, номер акта, а иногда
помещается и текст самого акта.
3. Компьютерный учет. Осуществляется
посредством внесения в банк данных сведений
о поступающих нормативно-правовых актах
{фактически в неограниченном количестве
и по любому из нужных признаков. Является
наиболее оперативным и эффективным видом
учета законодательства.
В зависимости от степени механизации
средств, которые применяются для обработки
и поиска правовой информации, справочная
работа по законодательству осуществляется
ручным, механизированным и автоматизированным
способами.
При ручном способе информация
выдается с использованием журнального
или картотечного учета законодательства.
Для этого составляется специальный алфавитно-предметный
словник. В нем излагается перечень тематических
вопросов, по которым должны осуществляться
поиск и выдача необходимой правовой информации.
Поиск информации включает в себя следующие
этапы:
— по алфавитно-предметному
словнику определяется вопрос, по которому
требуется выдать информацию;
— по журналу или картотеке
выявляется нормативно-правовой акт, содержащий
запрашиваемые нормы;
— из нормативно-правового акта
выбирается необходимая правовая норма,
и сведения о ее содержании доводятся
до заинтересованного лица.
Ручной способ поиска и выдачи
правовой информации применяется в небольших
учреждениях, предприятиях, где потребность
в нормативно-правовом материале невелика.
Механизированный способ справочной
работы по законодательству осуществляется
на основе применения различного рода
технических средств, в значительной мере
ускоряющих поиск правовой информации,
позволяющих в относительно короткие
сроки обработать большой массив нормативного
материала.
Автоматизированный способ
обработки и поиска правовой информации
основывается на применении компьютерной,
в том числе лазерной техники. Он позволяет
быстро обрабатывать чрезвычайно большой
объем нормативно-правовых актов и немедленно
выдавать необходимую правовую информацию
большому количеству потребителя.
В органах юстиции, прокуратуры,
арбитраже, в судах, крупных предприятиях,
фирмах, учреждениях справочно-информационную
работу осуществляют специальные отделы.
Информация о текущем законодательстве
помещается в специализированных изданиях
(бюллетенях).
ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ
1. Нормативно-правовой акт
в системе других источников
права: его особенности и характерные
признаки. 2. Нормативно-правовой акт
и источники правоведения. Как
они соотносятся?
3. Классификация нормативно-правовых
актов по различным основаниям.
4. Как подразделяются нормативно-правовые
акты по своей юридической
силе? Что понимается под юридической
силой нормативно-правового акта?
5. Классификация нормативно-правовых
актов по объему и характеру
их действия.
6. Что такое юридический
закон? Каково его место в системе
нормативно-правовых актов?
7. Основные признаки закона
как главного нормативно-правового
акта.
8. Классификация и краткая
характеристика подзаконных нормативно-правовых
актов.
9. Содержание и особенности
актов судебной власти. Являются
ли они источниками права?
10. Для чего необходима
систематизация нормативно-правовых
актов?
11. Проанализируйте содержание
кодификации как наиболее совершенной
формы систематизации законодательства.
12. Понятие и разновидности
инкорпорации законодательства.
13. Значение неофициальной
инкорпорации для профессиональной
деятельности юристов.
14. Что представляет собой
консолидация как разновидность
систематизации законодательства?
Ее соотношение с кодификацией
и инкорпорацией.
15. Какие виды учета
действующего законодательства
вы знаете?
16. Каково содержание информационной
службы по законодательству, ее
структура и значение для утверждения
законности и правопорядка.
Нормативно-правовые
акты
Содержание
1. Нормативно-правовой акт как источник права и виды нормативных актов
2. Закон как вид нормативного правового акта
3. Понятие и виды подзаконных нормативных актов
Список использованных
источников
Актуальность темы определяется тем,
что демократическое развитие России,
становление цивилизованного рынка и
правового государства - это те задачи,
которые стоят сейчас перед современным
российским обществом. Представляется,
что их решение немыслимо без построения
эффективно действующей, логичной, непротиворечивой
и сбалансированной нормативно-правовой
базы.
Закон и подзаконный нормативный правовой
акт являются основными разновидностями
одного важнейшего источника права - нормативного
правового акта, который анализируется
в данной работе.
За последнее десятилетие в России изменилась
структура органов государства: с 1990 г.
введена должность Президента Российской
Федерации. С самого начала своей деятельности
он стал активно использовать свои правотворческие
полномочия. Им принимается значительное
число нормативных указов.
Помимо федеральных органов государственной
власти свои нормативные правовые акты
принимают и органы государственной власти
субъектов Российской Федерации. Законодательные
органы государственной власти субъектов
Российской Федерации принимают свои
конституции (для республик) и уставы (для
остальных субъектов Российской Федерации),
а также законы. Органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
издают подзаконные нормативные акты.
Доля нормативных актов субъектов Российской
Федерации в общей массе всех нормативных
правовых актов Российской Федерации
существенно увеличилась, а по отдельным
направлениям стала даже доминировать.
Органы исполнительной власти также
активно занимаются правотворческой деятельностью.
Проблемы взаимоотношения принимаемых
ими подзаконных нормативных правовых
актов с законами на всех уровнях правовой
системы приобретают первостепенное значение
в условиях коренных демократических
преобразований в стране.
Цель работы - охарактеризовать нормативно-правовой
акт. На основании цели поставлены задачи:
проанализировать нормативно-правовой
акт как источник права и описать его основные
разновидности закон и подзаконные акты.
1. Нормативно-правовой акт как источник права и виды нормативных актов
Определим нормативный правовой акт
как официальный властный документ компетентного
правотворческого органа, направленный
на установление, изменение, отмену, утверждение
правовых норм.
В сфере нормативного правового регулирования
общественных отношений Конституция Российской
Федерации устанавливает следующие виды
нормативных правовых актов. Это собственно
Конституция Российской Федерации, федеральные
конституционные законы, федеральные
законы, конституции и уставы субъектов
Российской Федерации, законы субъектов
Российской Федерации, акты палат Федерального
Собрания, нормативные указы Президента
Российской Федерации, постановления
Правительства Российской Федерации,
нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации (кроме конституции,
устава, закона). Все перечисленные акты
объединяются общим понятием нормативный
правовой акт, который является одним
из самых распространенных и ведущих источников
права в Российской Федерации.
В нормативных правовых актах устанавливаются
нормы права, которые представляют собой
общеобязательные государственные предписания
постоянного или временного характера,
рассчитанные на многократное применение.
Правовые нормы распространяют свое
действие на всех субъектов, вступающих
в определенные общественные отношения
- участников правоотношений или определенную
категорию лиц, действуют постоянно и
непрерывно, применяются многократно
при регулировании определенных видов
общественных отношений. Причем, содержащиеся
в нормативных актах правовые нормы распространяют
свое действие на неперсонифицированный круг субъектов, т.е. адресаты норм персонально не определены, не названы в тексте самой нормы. Эти признаки позволяют характеризовать норму, содержащуюся в данном источнике, как абстрактно сформулированное предписание.
Наличие в актах правовых норм, обладающих
указанными характеристиками, позволяет
относить их к группе нормативных правовых
актов и отделять от них ненормативные
правовые акты. К последним относятся
акты применения права, содержащие индивидуальные
предписания, акты-разъяснения норм права,
оперативно-распорядительные акты, содержащие
ограниченные во времени конкретные предписания,
адресованные определенным субъектам.
К нормативным правовым актам, на наш
взгляд, следует относить также «акты,
направленные на утверждение, изменение
или отмену действия правовых норм, но
не содержащие их» Мицкевич А.В. Акты высших
органов советского государства: Юридическая
природа нормативных актов высших органов
государственной власти и управления
СССР. М., 1967. С.24.. Данную группу актов рассматривают
в качестве «актов нормативно-вспомогательного
значения» и относят к правотворческим
актам, в качестве одной из разновидностей
нормативного правового актаАлексеев С.С. Проблемы теории права: Курс лекций. В 2-х т. Т.2. Свердловск, 1973. С.13. . Необходимость в этом обусловлена тем, что они учитываются при издании новых актов, при составлении перечня актов, утративших юридическую силу, при составлении хронологических и систематических собраний законодательства (напр., для Свода Законов Российской Федерации), в определении того, какие из разрозненных некодифицированных норм действуют в настоящее время, какие виды отношений урегулированы ими.
Применительно к актам, отменяющим действие
других нормативных актов А.С. Пиголкин замечает: «Перечни актов, признанных утратившими силу... действуют однократно. Но все же это нормативные акты, поскольку они являются составным элементом общего регулирования общественных отношений» Пиголкин А.С. Подготовка проектов нормативных актов: (организация и методика). М., 1968. С.76. . Примерами актов нормативно-вспомогательного
значения могут служить законы об отмене
различных актов в связи с принятием нового
закона, законы о введении в действие других
законов (вводные законы), указы Президента
Российской Федерации об изменении, дополнении
или отмене ранее изданных указов, о приостановлении
действия нормативных актов органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,
постановления Правительства Российской
Федерации об утверждении различного
рода инструкций, положений, правил и т.д.
Еще одним признаком данного вида источников
права можно назвать то, что все виды нормативных
правовых актов образуют систему, основанную
на иерархической подчиненности. Благодаря
соблюдению принципа иерархической соподчиненности
обеспечивается формально-логическая
непротиворечивость и согласованность
правовых норм. Каждый вид актов занимает
строго определенный уровень в иерархии
нормативных правовых актов. Этот уровень
определяется главным образом исходя
из нормативно закрепленного положения
нормативного правового акта в правовой
системе Российской Федерации, как правило,
исходя из соотношения с законом.
В целом ряде случаев в качестве критерия
определения места акта в иерархии нормативных
правовых актов служит положение издающего
их органа в системе государственно-властных
органов. Данный критерий был основным
и главным в формировании системы нормативных
актов в советское время, в современной
российской правовой системе он не имеет
основополагающего значения.
Таким образом, положение нормативного
правового акта в правовой системе служит
первоочередной юридической основой для
установления иерархических связей и
соподчиненности с другими актами.
Нарушение правотворческим органом установленных
юридических зависимостей по отношению
к Конституции, закону влечет за собой
признание нормативного правового акта
неконституционным, незаконным, недействительным,
утратившим юридическую силу, он может
быть отменен, приостановлен и т.д.
Характеристика данного источника также
состоит в том, что он имеет официально-документальную
форму и особую структуру. Само понятие
«акт» является родовым для наименования
данного источника права. Отсюда, в нормативном правовом
акте в обязательном порядке должны содержаться
определенные характеристики, в частности,
указание на наименование органа, лица
его принявшего, вид акта, название вопроса,
которому он посвящен, место и дата принятия,
порядковый номер акта, соответствующая
структура акта (главы, статьи, пункты
и т.д.), подпись уполномоченного лица.
В научной литературе встречается упрощенное
название данного источника - нормативный
акт. Вместе с тем, в федеральной Конституции
несколько раз упоминается термин «нормативный
правовой акт». Добавление прилагательного
«правовой» здесь не случайно, поскольку
оно указывает на особую группу нормативных
актов, которые связаны с правом и сферой
правового регулирования общественных
отношений, одновременно отделяя от них
все другие акты, имеющие нормативные
свойства, но никак не связанные с правовой
сферой и не входящих в рассматриваемое
понятие (уставы партий, общественных
организаций, сборники молитв и др.).