Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 20:22, курсовая работа
Описание работы
Вопросы источников, так сказать природы права принадлежат к числу «вечных», т.к. человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности общества.
Содержание работы
Введение ГЛАВА 1. Понятие формы права. Соотношение формы права и источника права ГЛАВА 2. Виды форм права ГЛАВА 3. Система нормативных актов в Российской Федерации Заключение Список литературы
Включение в название данного источника
дополнительного понятия «правовой» свидетельствует
также о том, что благодаря названным ранее
свойствам он должен соответствовать
основным принципам и требованиям права.
Подводя итог общей характеристике рассматриваемого
источника, следует согласиться с точкой
зрения большинства российских ученых-юристов
(А.С. Пиголкин, С.В. Поленина, А.В. Мицкевич, Ю.А. Тихомиров и мн. др.), что нормативный правовой акт - это один из наиболее совершенных источников права. Он позволяет государству оперативно реагировать на изменения в характере общественных отношений путем принятия правовых норм, обеспечивать нормативные правовые акты эффективным государственно-правовым механизмом в целях его реализации. Нормативный правовой акт регулирует подавляющее большинство общественных отношений в Российской Федерации. К тому же нормативный правовой акт создает определенные удобства для применения норм права, их толкования, а также широкие возможности для учета и систематизации нормативных правовых актов.
Существует множество видов и классификаций
нормативных правовых актов в Российской
Федерации. Среди основных наиболее распространена
классификация нормативных правовых актов
по юридической силе. Их делят на законы
и подзаконные нормативные правовые акты.
В свою очередь каждый из этих видов делится
на несколько разновидностей, которые
будут подробно рассмотрены в следующих
разделах исследования.
Другая классификация - по уровням принятия
нормативных актов. Здесь выделяют нормативные
правовые акты органов государственной
власти Российской Федерации, органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления,
принятые в результате прямого народного
волеизъявления.
По степени обобщенности нормативного
материала могут встречаться кодификационные
акты (кодекс, устав и др.) и акты текущего
правотворчества (тематические федеральные
законы и т.д.).
Существует достаточно важная классификация
нормативных правовых актов по их действию
во времени (постоянные, временные, исключительные),
в пространстве (на всей территории России,
на территории какого-либо субъекта федерации,
муниципального образования), по кругу
субъектов (общие и специальные), по направленности
действия (акты внутреннего действия,
направленные на сотрудников организации,
ведомства и акты внешнего действия, направленные
на иных лиц).
Выделяется классификация по органам,
их издающим: нормативные правовые акты
законодательных органов, Президента
Российской Федерации, исполнительных
органов государственной власти, нормативные
акты органов местного самоуправления,
организаций (локальные нормативные правовые
акты).
Различные виды нормативных правовых
актов занимают различное положение с
точки зрения их юридической силы в системе
источников права Российской Федерации,
характеризуются разорванными (дискретными)
иерархическими связями в российской
правовой системе. Так, место между Конституцией
Российской Федерации и группой федеральных
законов занимают международные договоры
Российской Федерации, общепризнанные
принципы и нормы международного права,
Федеративный договор от 31 марта 1992 года.
Нормативный правовой акт является ведущим
источником права в Российской Федерации
и что подавляющее большинство общественных
отношений регулируется именно этим источником.
Одной из главных разновидностей нормативного
правового акта является закон, который
и будет рассмотрен в следующем разделе.
2. Закон как вид нормативного правового акта
Закон как источник права существовал
еще в самых древних государствах. Известны Законы Хаммурапи (18 в. до н.э.),
Законы Ману (1 в. до н.э.) и целый ряд других
правовых памятников данной формы. В древних государствах основные
правовые нормативы выражали, как правило,
личную волю монарха (фараона, царя, императора
и т.д.) и воплощались во вне в самых различных
формах, в т.ч. и в форме закона.
Опыт античных государств (Др. Афин 6 в. до н.э., Др. Рима 5-2 вв. до н.э.) по принятию законов представительными органами власти, в частности народными собраниями, долгое время являлся исключением и не сразу получил свое развитие.
Только к началу 13 века созрели условия
для ограничения законодательных полномочий
монархической власти, когда после вооруженной
борьбы со знатью английский король был
вынужден подписать Великую хартию вольностей
(1215 г.). В ней была закреплена идея верховенства
парламентского закона, которая дала толчок
к постепенному увеличению законодательных
прерогатив будущего английского парламента.
Уже к концу 17 века английский монарх без
согласия парламента, как представителя
«всей нации» (по «Биллю о правах 1689 г.»), был не
вправе вносить какие-либо поправки в
действующие законы, приостанавливать
действие законов, отменять их, освобождать
от их исполнения.
На формирование теории закона в 17-18 вв.
наибольшее влияние оказали две классические
теории - теория разделения властей (Д.
Локка, Ш.Л. де Монтескье и др.) и теория
народного суверенитета (Ж.-Ж. Руссо). Исходя
из необходимости подчиненного положения
исполнительной власти по отношению к законодательной был сформулирован тезис о верховенстве закона с точки зрения юридической и политико-организационной.
К концу 18 - середине 19 века идея верховенства
парламента как законодательного и представительного
органа государственной власти нашла
реальное воплощение и конституционное
закрепление во многих европейских странах.
Закон к этому времени стал пониматься
как выражение общей суверенной воли всего
населения страны или большинства и ему
стала отводиться роль основного источника
права. Так, в ст.6 Декларации прав человека
и гражданина (1789 г.) закреплено, что закон
- это выражение общей суверенной воли
граждан, которые вправе принимать участие
«лично или через своих представителей»
в его создании.
В России понятие «закон» в официальных
документах стало наиболее часто употребляться
с начала 19 века. После учреждения Государственного
Совета в 1810 году все законодательные
акты должны были рассматриваться в данном
органе, который являлся не столько законодательным
(представительным) органом, сколько совещательным
и по существу бюрократическим учреждением,
состоящим из «верных государю людей».
Известно немало случаев, когда важнейшие
законодательные акты могли и не рассматриваться
в Государственном Совете Законотворчество
в Российской Федерации. (Научно-практическое
и учебное пособие). / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2000. С.426. . В соответствии со ст.53 Основных
законов Российской Империи (1892 г.) законы
могли быть изданы «в виде уложений, уставов,
грамот, положений, наказов, инструкций,
манифестов, указов, мнений Государственного
Совета и докладов, удостоенных Высочайшего
утверждения».
Таким образом, до начала 20 века закон
как особая форма юридического акта законодательного
органа государственной власти, представляющего
население всей страны, не была развита
в России, практически все акты-повеления
Императора рассматривались в качестве
закона и имели силу закона. Вся полнота
законодательной власти в то время принадлежала
монарху.
В конце 19 - начале 20 в. среди западноевропейских и русских ученых получила развитие так называемая дуалистическая трактовка закона. Закон стал рассматриваться не как акт законодательного органа государства, а как акт государственной власти вообще, содержащий нормы общего характера. Законом в формальном смысле стали охватываться любые акты, изданные либо законодательными, либо исполнительными органами государственной власти. Тем самым стала обосновываться фактическое равенство и даже примат исполнительной власти над законодательной. Так, Г.Ф. Шершеневич считал, что закон «есть норма права, общее правило, рассчитанное на неограниченное количество случаев: Норма права составляет прямое выражение воли органов власти: Эта воля должна выразиться в установленном порядке».
Несмотря на то, что определение субъекта
издания закона некоторые русские юристы
связывали с государственной властью
вообще, тем не менее, наряду с этим в трудах
многих отечественных дореволюционных
юристов развивались идеи народного представительства
и «правильно организованной» законодательной
власти. Именно такое понимание закона
могло позволить по мнению П.Г. Виноградова, Н.М. Коркунова, В.М. Гессена и др. считать его основным и верховным источником права.
После революционного переворота и свержения
монархического строя в первые годы Советской власти закон как юридическую форму нормативного акта попытались вообще исключить из системы источников права. Революционные органы принимали нормативные акты самой различной формы: декреты, постановления, инструкции, декларации, резолюции, воззвания и др.
Нормативное закрепление понятия «закон»
было осуществлено только в Конституции
СССР 1936 года, согласно которой акт данной
формы мог быть издан Верховным Советом
СССР, а в Конституции СССР 1977 года были
обозначены и видовые характеристики
этого понятия («закон СССР - общесоюзный
закон», «закон союзной республики», «закон
автономной республики»). Несмотря на
это престиж закона в этот период был сравнительно
не высоким, и всего с 1936 по 1989 гг. Верховным
Советом СССР было принято около 90 законов.
В условиях однопартийного режима деятельность
представительного органа власти по существу
являлась фикцией и прикрывалась видимостью
демократии. Сказывалось значительное
влияние Политбюро ЦК КПСС и Совета Министров
СССР (Правительства) на законодательный
орган. Классический принцип разделения
властей так и не был реализован в СССР;
для данного периода скорее было характерно
«соединение властей», поскольку советы
как органы государственной власти выполняли
одновременно законодательные, исполнительные
и контрольные функции.
В полном объеме разработка классического
понимания закона как особой формы юридического
акта представительного (законодательного)
органа государственной власти в условиях
реализации принципа разделения властей
стало возможным в России после принятия
Конституции Российской Федерации 1993
года. Правом принимать федеральные законы
по Конституции Российской Федерации
обладает Государственная Дума (ст.105 Конституции
Российской Федерации), являющаяся одной
из палат Федерального Собрания, а законы
субъектов Российской Федерации принимают
законодательные (представительные) органы
государственной власти субъектов Российской
Федерации. Все эти органы избираются прямым
народным голосованием в условиях многопартийности
и равного доступа к занятиям депутатской
деятельностью, а формирование и деятельность
законодательных органов осуществляется
на основе принципа разделения властей
на законодательную, исполнительную и
судебную, закрепленного в ст. 10 Конституции
Российской Федерации и принципа профессионализма.
На современном этапе понятие «закон»
является ключевым в российской правовой
системе, однако нормативное определение
этого понятия в законодательстве до сих
пор отсутствует. Рассматривая различные признаки закона необходимо
учитывать современное его положение
в системе источников права, признание
за ним основной и наиболее совершенной
(цивилизованной) формы выражения права,
а также учет содержательных характеристик
закона в рамках продекларированного
Российской Федерацией курса на формирование
правового государства.
Одним из первых и самых главных признаков
закона является то, что он может быть
принят только органами народного представительства
(законодательными органами государственной
власти) или непосредственно народом на
референдуме (всенародном голосовании).
Вторым очень важным признаком закона
является то, что он может быть принят
в строгом соответствии с особым порядком,
установленным в Конституции или законе.
Принятие закона в соответствии со строгой
законодательной процедурой характерно
для большинства современных государств
парламентской демократии и называется
законодательным процессом.
В части 2 статьи 4 федеральной Конституции
закреплено, что «Конституция Российской
Федерации и федеральные законы имеют
верховенство на всей территории Российской
Федерации». В процитированной норме установлено
общее положение Конституции Российской
Федерации и федеральных законов в правовой
системе, указано на высокое регулятивное
значение федеральных законов на территории
Российской Федерации.
Вместе с тем, будет наиболее целесообразным
в современных условиях проводить различия
в понятиях «верховенство закона» и «верховенство
Конституции». Говоря о верховенстве какого-либо
акта среди всех нормативных правовых
актов государства наиболее корректно,
на наш взгляд, использование понятия
«верховенство закона», а когда идет речь
о верховенстве источника права в правовой
системе, то наиболее уместным будет использование
понятия «верховенство Конституции Российской
Федерации».
Четвертый признак понятия закона состоит
в том, что он регулирует наиболее важные,
значимые и стабильные общественные отношения.
Не все отношения, входящие в сферу правового
регулирования, не любые отношения могут
быть урегулированы законом, а только
определенные отношения, которые представляют
наибольший общественный интерес, наибольшую
общественную ценность и важность для
государства. Это указывает на «особую
регулятивную функцию закона в правовой
системе» Рахманина Т.Н. Закон как высшая форма кодификации. // Проблемы совершенствования советского законодательства. Труды ВНИИСЗ. Вып.37. 1987. С.37.. Целесообразно, когда сфера исключительного регулирования законом нормативно урегулирована либо в Конституции, либо в специальном законе.