Система органов государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 13:09, реферат

Описание работы

Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки. Реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.
Государство - это сложно организованная целостная система, представленная всем государственным аппаратом, осуществляющим целенаправленное политическое воздействие на общество и все его составляющие. Под воздействием, управлением государства находится широкий спектр общеорганизационных, экономических, политических, социальных, психолого-педагогических, информационно-кибернетических и иных аспектов.

Содержание работы

Вступление
Понятие и классификация органов исполнительной власти.
Место и роль Президента РФ в системе органов исполнительной власти.
Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти.
Место и роль федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти в системе исполнительной власти.
Органы исполнительной власти субъектов федерации.
Заключение.

Файлы: 1 файл

порг ДОЛГ.docx

— 36.76 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт экономики  отраслей, бизнеса и администрирования

Кафедра Экономики отраслей и рынков

 

 

Реферат

 

По дисциплине: «Правовые основы российского государства»

на тему: «Система органов государственной власти»

 

 

 

 

                                                                       Выполнил:   студентка  группы                                                                         26  УЗ-401    Н. А. Сырцева                                                                                                                                Проверил: препод. С. С. Карабанов                                                          

                                               

 

 

 

Челябинск 2013

 

 

Содержание:

    1. Вступление
    2. Понятие и классификация органов исполнительной власти.
    3. Место и роль Президента РФ в системе органов исполнительной власти.
    4. Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти.
    5. Место и роль федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти в системе исполнительной власти.
    6. Органы исполнительной власти субъектов федерации.
    7. Заключение.

 

Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки. Реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние  государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал  и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.

Государство - это  сложно организованная целостная система, представленная всем государственным  аппаратом, осуществляющим целенаправленное политическое воздействие на общество и все его составляющие. Под  воздействием, управлением государства  находится широкий спектр общеорганизационных, экономических, политических, социальных, психолого-педагогических, информационно-кибернетических  и иных аспектов.

Государственное управление можно определить как  целенаправленное организующее воздействие  органов государственной власти на развитие различных сфер общественной жизни с учетом экономических, политических и социальных характеристик государства  на определенных этапах его исторического  развития. Исполнительная власть представляет собой подсистему, ветвь государственной  власти, которая осуществляет исполнительно-распорядительную  деятельность в целях управления в определенных сферах (предметах) ведения  путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного и преимущественно административного  права.  Однозначного понимания системы исполнительной власти в практике и в законодательстве Российской Федерации пока не сложилось, однако важные изменения во взглядах на эту ветвь власти произошли после принятия Конституции РФ 1993 года.

Новый Основной закон  государства внес существенные изменения  в легитимную основу исполнительной власти России по сравнению с Конституцией РСФСР 1978 г. Конституция РФ определила исполнительную власть как самостоятельную  ветвь государственной власти, ввела  понятие единой системы исполнительной власти, существенно изменила порядок  формирования Правительства, изменила подход к определению полномочий Правительства и предусмотрела порядок формирования системы федеральных органов исполнительной власти.

Тем не менее новая  Конституция оставила и ряд неразрешенных  вопросов. Она не определила роли Правительства  как высшего органа в системе  исполнительной власти, существенно  изменила положения об ответственности  исполнительной власти перед представительными  органами государственной власти, сузила сферу деятельности исполнительной власти в области государственного управления. Более того Конституция  РФ не применяет термин «государственное управление» ни к органам исполнительной власти в плане их функциональной роли, ни к предметам ведения, за исключением управления федеральной  собственностью.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что  существует большое количество вопросов, требующих скорейшего разрешения, для  обеспечения нормального функционирования системы исполнительной власти в  Российской Федерации.

Данная работа описывает структуру исполнительной власти в Российской Федерации, дает определения органов исполнительной власти на различных уровнях, раскрывает их полномочия.

Орган государства  является самостоятельной структурной  единицей в системе государственной  власти. Он наделен гоударственно-властными  полномочиями, которые необходимы для  реализации функций определенной ветви  государственной власти.

Орган исполнительной власти – это самостоятельная  структурная единица в системе  исполнительной власти, которая реализует  функции государственного управления в рамках предоставленных полномочий в определенной сфере государственного ведения. Являясь частью государственного аппарата, он обладает определенной компетенцией, имеет структуру, территориальный  масштаб деятельности, образуется в  установленном законом или иными  нормативными правовыми актами порядке. Орган исполнительной власти наделен  правом выступать по поручению государства  и призван осуществлять в порядки исполнительной и распорядительной деятельности повседневное руководство хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.

В соответствии с  действующим законодательством  термины «орган исполнительной власти»  и «орган государственного управления»  используются как равнозначные.

Органы исполнительной власти обладают административной правоспособностью  и дееспособностью, которая возникает  одновременно с их образованием и  определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением. Компетенция  органов исполнительной власти, их задачи, функции, права и обязанности, формы и методы деятельности находят  свое выражение и закрепление  в соответствующих законах, положениях и других нормативных актах.

Органы исполнительной власти являются частью государственного аппарата и выполняют значительный объем функций государства. Их главное  отличие от законодательных и  судебных органов заключается в  назначении, содержании деятельности и методах работы. Органы исполнительной власти призваны осуществлять подзаконную  организационно-управленческую, исполнительно-распорядительную деятельность. Объектом их управления являются такие сферы жизни общества как хозяйственная, социально-культурная и административно-политическая. В  процессе выполнение своих задач  и осуществления функций органы исполнительной власти выступают от имени государства, для чего наделены государственно-властными полномочиями. Они не только проводят в жизнь  требования законов, актов Президента и других нормативных актов, но и  вправе сами издавать в пределах своей  компетенции  акты управления, обязательные для тех, кому они адресованы, и  применять меры, обеспечивающие реализацию требований актов.

Существует различные  основания для классификации  органов исполнительной власти. С  учетом территориального масштаба деятельности органы исполнительной власти подразделяются на два уровня: федеральный и субъектов  федерации. Этот признак обусловлен федеральным устройством и административно-территориальным  делением Российской Федерации. К федеральным  относятся: Правительство РФ, федеральные  министерства и иные федеральные  органы исполнительной власти. Органы исполнительной власти субъектов Федерации  осуществляют свою деятельность в пределах своей территории, т.е. части территории Российской Федерации.

Существуют также  межтерриториальные органы, деятельность которых может охватывать несколько  субъектов (например, военные округа, пограничные округа и т.п.).

По организационно-правовым формам на федеральном уровне различают: Правительство РФ; министерство РФ; государственный комитет РФ; федеральная  комиссия России; федеральная служба России; российское агентство; федеральный  надзор России; управление делами Президента.

В списке организационно-правовых форм исполнительной власти субъектов  РФ называют правительства (советы министров); министерства; комитеты; департаменты; главные управления, управления, отделы, службы и иные органы.

По объему и  характеру компетенции органы исполнительной власти подразделяются на: а) органы общей  компетенции, осуществляющие руководство  на подведомственной территории всеми  или подавляющим большинством отраслей управления и сфер деятельности (президентуры, правительства, администрации субъектов  Федерации); б) органы отраслевой компетенции, на которые возложено руководство  отдельными отраслями управления или  сферами деятельности (министерство, структурное подразделение администрации); в) органы межотраслевой компетенции, которые ведают специальными вопросами  управления, имеющими межотраслевое значение (государственный комитет, федеральная комиссия, федеральный надзор).

Существуют также  и органы смешанной компетенции, т.е. сочетающие признаки органов отраслевой и межотраслевой компетенции.

Следующим основанием для классификации органов исполнительной власти является порядок разрешения подведомственных вопросов. По этому  признаку выделяют: а) коллегиальные  органы управления, решающие основные вопросы на коллегиальной основе, то есть большинством голосов лиц, входящих в их состав (Правительство, государственный  комитет, федеральная комиссия); б) единоначальные органы, в которых основные вопросы  решаются их руководителями (министерство, администрация субъекта федерации). Коллегиальность позволяет наиболее квалифицированно решать сложные вопросы  с учетом мнения многих специалистов. Единоначалие обеспечивает оперативность  руководства и повышение персональной ответственности руководителей  за результаты работы органа исполнительной власти.

Классификация органов  исполнительной власти проводится и  по другим признакам: по порядку образования (избираемые, назначаемые); по источникам финансирования (видам бюджета) и  др.

Органы исполнительной власти образуют систему, под которой  понимается вертикальная связь между  соподчиненными органами на основе разделения компетенции между ними. Структура  этой системы обусловлена федеративным устройством государства. Она включает в себя Президента, Правительство, федеральные  министерства и иные федеральные  органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов федерации.

Соответствующие нормативные акты определяют правовое положение органов исполнительной власти как субъектов административных правоотношений.

Правовое положение  Президента Российской Федерации закреплено в ст. 4 Конституции РФ.

Согласно Конституции  Президент является главой государства  и в этом качестве обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие органов всех ветвей государственной  власти, принимает меры по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной  целостности, выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина.

Формально Президент  не является главой исполнительной власти, однако он обладает определенной степенью влияния на деятельность исполнительно-распорядительных органов, выражающееся как в прямой (непосредственное подчинение некоторых  федеральных органов), так и в  косвенной (через Правительство, путем  назначения на должности или освобождение от должностей, через издание нормативных  или распорядительных актов) форме.

Основная задача, возложенная Конституцией РФ на Президента заключается в обеспечении взаимодействия властей. В связи с этим правовое положение Президента охватывает несколько  сфер. Прежде всего, он является главой государства, т.е. первым среди государственных  должностных лиц, и обладает рядом  особых полномочий: представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных  отношениях, обладает правом обращаться с посланиями к федеральному законодательному органу, назначает и отзывает дипломатических  представителей РФ в иностранных  государствах, обладает правом помилования  и т.д. В качестве Верховного Главнокомандующего обладает правом ввода военного положения, утверждает военную доктрину Российской Федерации, назначает высшее командование Вооруженных Сил. Президент обладает также рядом законодательных  полномочий. В частности он обладает правом законодательной инициативы и отлагательного вето.

В сфере исполнительной власти роль Президента определяется не только его активным влиянием на деятельность Правительства, поскольку  Президенту принадлежит право определять основные направления внутренней и  внешней  политики государства, но и  тем, что он с согласия Государственной  Думы назначает Председателя Правительства, а по предложению последнего –  и персональный состав Правительства. Кроме того, Президент имеет возможность ограждать Правительство от необоснованного, по его мнению, вмешательства в полномочия Правительства законодательной власти. Он имеет право не согласиться с выражением Государственной Думой недоверия Правительству, а если Дума в течение трех месяцев  повторно выразит недоверие Правительству, то Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Информация о работе Система органов государственной власти