Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 13:09, реферат
Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки. Реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.
Государство - это сложно организованная целостная система, представленная всем государственным аппаратом, осуществляющим целенаправленное политическое воздействие на общество и все его составляющие. Под воздействием, управлением государства находится широкий спектр общеорганизационных, экономических, политических, социальных, психолого-педагогических, информационно-кибернетических и иных аспектов.
Вступление
Понятие и классификация органов исполнительной власти.
Место и роль Президента РФ в системе органов исполнительной власти.
Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти.
Место и роль федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти в системе исполнительной власти.
Органы исполнительной власти субъектов федерации.
Заключение.
МИНОБРНАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования
Кафедра Экономики отраслей и рынков
Реферат
По дисциплине: «Правовые основы российского государства»
на тему: «Система органов государственной власти»
Челябинск 2013
Содержание:
Вопрос об исполнительной
власти является одним из труднейших
вопросов правовой науки. Реальные характеристики
этой ветви власти отражают состояние
государственности в данный момент
в целом, позволяют оценить потенциал
и перспективы государственно-
Государство - это сложно организованная целостная система, представленная всем государственным аппаратом, осуществляющим целенаправленное политическое воздействие на общество и все его составляющие. Под воздействием, управлением государства находится широкий спектр общеорганизационных, экономических, политических, социальных, психолого-педагогических, информационно-кибернетических и иных аспектов.
Государственное
управление можно определить как
целенаправленное организующее воздействие
органов государственной власти
на развитие различных сфер общественной
жизни с учетом экономических, политических
и социальных характеристик государства
на определенных этапах его исторического
развития. Исполнительная власть представляет
собой подсистему, ветвь государственной
власти, которая осуществляет исполнительно-
Новый Основной закон государства внес существенные изменения в легитимную основу исполнительной власти России по сравнению с Конституцией РСФСР 1978 г. Конституция РФ определила исполнительную власть как самостоятельную ветвь государственной власти, ввела понятие единой системы исполнительной власти, существенно изменила порядок формирования Правительства, изменила подход к определению полномочий Правительства и предусмотрела порядок формирования системы федеральных органов исполнительной власти.
Тем не менее новая Конституция оставила и ряд неразрешенных вопросов. Она не определила роли Правительства как высшего органа в системе исполнительной власти, существенно изменила положения об ответственности исполнительной власти перед представительными органами государственной власти, сузила сферу деятельности исполнительной власти в области государственного управления. Более того Конституция РФ не применяет термин «государственное управление» ни к органам исполнительной власти в плане их функциональной роли, ни к предметам ведения, за исключением управления федеральной собственностью.
Из сказанного
выше можно сделать вывод, что
существует большое количество вопросов,
требующих скорейшего разрешения, для
обеспечения нормального
Данная работа
описывает структуру
Орган государства
является самостоятельной структурной
единицей в системе государственной
власти. Он наделен гоударственно-
Орган исполнительной
власти – это самостоятельная
структурная единица в системе
исполнительной власти, которая реализует
функции государственного управления
в рамках предоставленных полномочий
в определенной сфере государственного
ведения. Являясь частью государственного
аппарата, он обладает определенной компетенцией,
имеет структуру, территориальный
масштаб деятельности, образуется в
установленном законом или
В соответствии с действующим законодательством термины «орган исполнительной власти» и «орган государственного управления» используются как равнозначные.
Органы исполнительной власти обладают административной правоспособностью и дееспособностью, которая возникает одновременно с их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением. Компетенция органов исполнительной власти, их задачи, функции, права и обязанности, формы и методы деятельности находят свое выражение и закрепление в соответствующих законах, положениях и других нормативных актах.
Органы исполнительной
власти являются частью государственного
аппарата и выполняют значительный
объем функций государства. Их главное
отличие от законодательных и
судебных органов заключается в
назначении, содержании деятельности
и методах работы. Органы исполнительной
власти призваны осуществлять подзаконную
организационно-управленческую, исполнительно-распорядительную
деятельность. Объектом их управления
являются такие сферы жизни общества
как хозяйственная, социально-культурная
и административно-
Существует различные
основания для классификации
органов исполнительной власти. С
учетом территориального масштаба деятельности
органы исполнительной власти подразделяются
на два уровня: федеральный и субъектов
федерации. Этот признак обусловлен
федеральным устройством и
Существуют также межтерриториальные органы, деятельность которых может охватывать несколько субъектов (например, военные округа, пограничные округа и т.п.).
По организационно-правовым формам на федеральном уровне различают: Правительство РФ; министерство РФ; государственный комитет РФ; федеральная комиссия России; федеральная служба России; российское агентство; федеральный надзор России; управление делами Президента.
В списке организационно-правовых форм исполнительной власти субъектов РФ называют правительства (советы министров); министерства; комитеты; департаменты; главные управления, управления, отделы, службы и иные органы.
По объему и
характеру компетенции органы исполнительной
власти подразделяются на: а) органы общей
компетенции, осуществляющие руководство
на подведомственной территории всеми
или подавляющим большинством отраслей
управления и сфер деятельности (президентуры,
правительства, администрации субъектов
Федерации); б) органы отраслевой компетенции,
на которые возложено руководство
отдельными отраслями управления или
сферами деятельности (министерство,
структурное подразделение
Существуют также и органы смешанной компетенции, т.е. сочетающие признаки органов отраслевой и межотраслевой компетенции.
Следующим основанием
для классификации органов
Классификация органов исполнительной власти проводится и по другим признакам: по порядку образования (избираемые, назначаемые); по источникам финансирования (видам бюджета) и др.
Органы исполнительной
власти образуют систему, под которой
понимается вертикальная связь между
соподчиненными органами на основе разделения
компетенции между ними. Структура
этой системы обусловлена
Соответствующие
нормативные акты определяют правовое
положение органов
Правовое положение Президента Российской Федерации закреплено в ст. 4 Конституции РФ.
Согласно Конституции
Президент является главой государства
и в этом качестве обеспечивает согласованное
функционирование и взаимодействие
органов всех ветвей государственной
власти, принимает меры по охране суверенитета
страны, ее независимости и
Формально Президент не является главой исполнительной власти, однако он обладает определенной степенью влияния на деятельность исполнительно-распорядительных органов, выражающееся как в прямой (непосредственное подчинение некоторых федеральных органов), так и в косвенной (через Правительство, путем назначения на должности или освобождение от должностей, через издание нормативных или распорядительных актов) форме.
Основная задача,
возложенная Конституцией РФ на Президента
заключается в обеспечении
В сфере исполнительной власти роль Президента определяется не только его активным влиянием на деятельность Правительства, поскольку Президенту принадлежит право определять основные направления внутренней и внешней политики государства, но и тем, что он с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства, а по предложению последнего – и персональный состав Правительства. Кроме того, Президент имеет возможность ограждать Правительство от необоснованного, по его мнению, вмешательства в полномочия Правительства законодательной власти. Он имеет право не согласиться с выражением Государственной Думой недоверия Правительству, а если Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, то Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.