Система органов государственной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 13:09, реферат

Описание работы

Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки. Реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.
Государство - это сложно организованная целостная система, представленная всем государственным аппаратом, осуществляющим целенаправленное политическое воздействие на общество и все его составляющие. Под воздействием, управлением государства находится широкий спектр общеорганизационных, экономических, политических, социальных, психолого-педагогических, информационно-кибернетических и иных аспектов.

Содержание работы

Вступление
Понятие и классификация органов исполнительной власти.
Место и роль Президента РФ в системе органов исполнительной власти.
Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти.
Место и роль федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти в системе исполнительной власти.
Органы исполнительной власти субъектов федерации.
Заключение.

Файлы: 1 файл

порг ДОЛГ.docx

— 36.76 Кб (Скачать файл)

В настоящее время  действуют 21 федеральная служба, 2 российских агентства, 2 федеральных надзора  России.

К федеральным  органам исполнительной власти относятся  также межведомственные, правительственные  комиссии и советы.

Это наиболее подвижная  и изменяемая часть структуры  исполнительной власти. Комиссии создаются  и ликвидируются, их статус часто  меняется или обновляется. Тем не менее в настоящее время число действующих комиссий достаточно велико. Эти органы призваны восполнять недостаток координационных функций  основных структур исполнительной власти. В основном они имеют координационное назначение, некоторые выполняют аналитические и консультативные функции. Существуют и комиссии Правительства РФ наделенные полномочиями госоргана и принимающие обязательные для других органов решения. Примером таких комиссий являются Комиссия Правительства РФ по оперативным вопросам и Межведомственная комиссия по переподготовке и повышению квалификации госслужащих федеральных органов исполнительной власти ( решения обязательны только для органов, представленных в составе данной комиссии).

Действуют также  межведомственные комиссии, решения  которых обязательны для органов, делегирующих в ее состав своих представителей. Такова, например, комиссия по предотвращению поступлений на внутренний рынок  недоброкачественных, опасных для  здоровья населения потребительских  товаров.

Здесь важно отметить, что такое множество комиссий свидетельствует о том, что происходит девальвация полномочий министерств  и государственных комитетов. По сути образование комиссии говорит  об изъятии функций от ведомства  и переложении их на временно действующий  орган. Кроме того, сколь бы представительной ни была комиссия, ее решения не могут  быть приравнены к акту органа исполнительной власти Российской Федерации, хотя есть случаи, когда комиссия квалифицируется  именно как «орган правительства».

Говоря о структуре  федеральных органов исполнительной власти нельзя не упомянуть о том, что  для осуществления своих  полномочий Правительство может  создавать свои территориальные  органы и назначать соответствующих  должностных лиц. Оно устанавливает  порядок создания и деятельности территориальных органов исполнительной власти, размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в  федеральном бюджете.

В соответствии с  постановлением Правительства от 27 мая 1993 г. «О порядке создания и деятельности территориальных органов министерств  и ведомств Российской Федерации» территориальные  органы являются составной частью системы  исполнительной власти и действуют  под руководством соответствующих  федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, входящим в  компетенцию краев, областей, автономной области, автономных округов, городов  Москвы и Санкт-Петербурга, - во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Создаются, реорганизуются и ликвидируются территориальные  органы соответствующим федеральным  органом исполнительной власти по согласованию с администрациями краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт–Петербурга. Те же вопросы на территории автономного  округа, входящего в край, область, решаются по взаимному согласию сторон. Определено правовое положение территориальных  органов, принципы их деятельности и  основные полномочия.

Что касается органов  исполнительной власти субъектов Федерации, то они, в соответствии со ст. 11 Конституции, образуются самими субъектами

Федерации, имеющими свои уставы и законодательство.

Правовое положение  этих органов исполнительной власти определяется самими субъектами Федерации. До принятия соответствующих актов  органы исполнительной власти субъектов  Федерации руководствуются соответствующими федеральными актами, в частности. Законом  от 5 марта 1992 г. «О краевом, областном  Совете народных депутатов и краевой, областной администрации». Постановлением Правительства от 27 мая 1993 г. рекомендована  примерная структура органов  краевой, областной администрации.

В системе органов  исполнительной власти субъектов Федерации  нет единообразия: имеются президенты, главы субъектов Федерации или  главы их администраций.

В соответствии с  указом Президента от 3 октября 1994 г. «О мерах по укреплению единой системы  исполнительной власти в Российской Федерации» главы исполнительной власти субъектов Федерации, независимо от того, назначены они или избраны, обладают полномочиями, утвержденными  Конституцией и федеральными законами, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства, соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, уставами и законами субъектов Федерации, и в равной степени несут ответственность  за реализацию этих полномочий. Широкий  объем полномочий главы администрации  включает в себя многие вопросы формирования состава администрации, бюджета  субъекта Федерации, представительства  в федеральных органах и др.

В целях создания условий для реализации принципа народовластия, а также обеспечения  формирования Совета Федерации в 1996 г. были проведены выборы ранее назначенных  Президентом глав администраций  субъектов Федерации, как это  предусмотрено Указом Президента от 17 сентября 1995 г.

В основе практической деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации лежит  Положение об основных началах организации  и деятельности органов государственной  власти краев, областей, городов  федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации на период поэтапной конституционной  реформы, утвержденное Указом Президента от 22 октября 1993 г.

Наряду с системой органов исполнительной власти в  Российской Федерации существуют различные  представительства, дополняющие эту  систему. В 1991 г. были учреждены представительства  республик при Президенте и его  представительства в республиках.

Специальными  указами Президента был создан институт полномочных представителей Президента России в субъектах федерации. Представитель  главы государства является должностным  лицом, представляющим интересы Президента РФ и осуществляющим свою деятельность в регионе по его поручению. Полпред главы государства является государственным служащим и входит в состав Администрации Президента. Перечень его основных задач включает в себя  содействие Президенту страны в реализации его конституционных полномочий в регионе, информирование его о политическом, социальном, экономическом положении, взаимодействие с федеральными и местными органами власти, политическими партиями и общественными организациями. Кроме того эти должностные лица призваны активно защищать общегосударственные интересы на всей территории страны, обеспечивать единое правовое пространство, проведение единой политики в сферах, отнесенных к ведению Российской Федерации.

Итак, мы видим, что  в настоящее время в Российской Федерации существует и функционирует  довольно-таки сложная система исполнительной власти. Нельзя забывать о том, что  прежде всего она является подсистемой  государственной власти, ее ветвью в структуре разделения власти как  единого целого организационно-правового  механизма государственной организации  общества и ведения его дел. Эта  подсистема имеет определенное структурное  строение, включающее уровни (строение по иерархической вертикали); звенья (одноуровневые образования однородных органов); виды и формы органов  исполнительной власти. Орган исполнительной власти является первичной и основной структурной единицей рассматриваемой  системы. Он имеет сложное структурное  внутреннее строение и включает структурные  подразделения аппаратного назначения, не имеющие властных полномочий, а  иногда и самостоятельные органы (конструкции органа в органе), состав служащих государственной службы как  специального института государственной  власти.

Такая сложная  структура обладает рядом недостатков, связанных прежде всего с дублированием  функций и отсутствием четкого  разграничения предметов ведения. Одной из причин такого положения  дел является несовершенство законодательной  базы. Например, до сих пор отсутствует  связь между конституционными положениями  о гарантиях единства экономического пространства, широким кругом «ведения»  Российской Федерации, «совместного ведения  федерации и субъектов Российской Федерации» и применяемых практикой  органов исполнительной власти понятий  «государственное регулирование», «государственное управление», «органы управления».

Подобные вопросы  должны обязательно решаться, уточняться и конкретизироваться в процессе законотворчества. Особенное внимание следует уделить рациональному  выполнению исполнительно-распорядительных функций, исключению при этом дублирования и несогласованности, обеспечению  постоянного контроля за исполнением  правительственных решений, повышению  персональной ответственности государственных  служащих любого ранга за выполнение принятых решений.

От исполнительной власти, учитывая мобильность ее действий, субординацию и подчиненность ее органов по вертикали, в решающей мере зависят темпы социально-экономических  преобразований и наше движение вперед.

 

 

                                             Список использованной литературы:

  1. Овсянко Д.М. Административное право: Учебное пособие/Под ред.                       Проф. Г.А. Туманова. – М.: Юристъ 1997. – 448 с.
  2. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. / Отв. Ред. Д-р юрид. Наук Бачило И.Л. – М.: Юристъ 1998. – 432 с.
  3. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: Издательство БЕК, 1994. – 458 с.
  4. ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», 17.12.1997 г.
  5. Постановление Правительства «О порядке создании деятельности федеральных органов министерств и ведомств Российской Федерации», 27.05.1993 г.
  6. Указ Президента «О системе федеральных органов исполнительной власти», 14.08.1996 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Система органов государственной власти