Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 13:09, реферат
Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки. Реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.
Государство - это сложно организованная целостная система, представленная всем государственным аппаратом, осуществляющим целенаправленное политическое воздействие на общество и все его составляющие. Под воздействием, управлением государства находится широкий спектр общеорганизационных, экономических, политических, социальных, психолого-педагогических, информационно-кибернетических и иных аспектов.
Вступление
Понятие и классификация органов исполнительной власти.
Место и роль Президента РФ в системе органов исполнительной власти.
Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти.
Место и роль федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти в системе исполнительной власти.
Органы исполнительной власти субъектов федерации.
Заключение.
Президент устанавливает систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, в которую входят министерства Российской Федерации (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты Российской Федерации, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России.
Председатель Правительства систематически информирует Президента о работе Правительства. Законопроекты, вносимые Президентом в Государственную Думу и затрагивающие вопросы, отнесенные к компетенции Правительства, а также требующие в соответствии с ч. 3 ст. 104 Конституции РФ заключения Правительства, направляются на согласование (на заключение) Правительства не позднее чем за две недели до внесения их в Государственную Думу. Законопроекты, вносимые в Государственную Думу Правительством и затрагивающие вопросы, отнесенные к полномочиям Президента, направляются в Администрацию Президента на согласование также не позднее чем за две недели до внесения их в Государственную Думу. Соответствующее согласование и подготовка заключений производится в двухнедельный срок.
Проекты решений
Правительства по кадровым вопросам
федеральных органов
Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту, утверждаются Президентом. Вопросы штатной численности этих органов согласовываются с Правительством.
В экстренных случаях
Президент вправе создавать дополнительные
структуры исполнительной власти. В
качестве примера такого органа можно
назвать Временную чрезвычайную
комиссию при Президенте по укреплению
налоговой и бюджетной
Для разрешения разногласий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, а также между субъектами Федерации Президент РФ может использовать согласительные процедуры. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
Президент вправе
приостанавливать действие актов органов
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации в случае противоречия
этих актов Конституции и
Президент становится
субъектом административного
Для обеспечения
своей деятельности Президент РФ
формирует Администрацию
Правительство осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами Российской Федерации. Согласно ст. 11 федеральное Правительство осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Несмотря на то, что Конституция РФ не употребляет по отношению к Правительству термина «высший», оно тем не менее является высшим исполнительным органом государственной власти в масштабе всей страны. Правовое положение Правительства определяется гл. 6 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом 1997г. «О Правительстве Российской Федерации»
Правительство –
это коллегиальный орган, который
возглавляет единую систему исполнительной
власти в Российской Федерации. В
его состав входят Председатель, заместители
Председателя Правительства и федеральные
министры. В период с января 1994г.
по 1997г. была проведена реорганизация
федеральных органов
В результате преобразований федеральная исполнительная власть была разделена на две ступени: Правительство России и федеральные органы – министерства и иные органы.
Конституция РФ закрепляет определенный порядок формирования Правительства.
Председатель
Правительства Российской Федерации
назначается Президентом
Председатель Правительства РФ освобождается от должности Президентом РФ в случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий или по заявлению Председателя Правительства об отставке. Освобождение Председателя Правительства от должности одновременно влечет за собой отставку Правительства.
Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются ни должности и освобождаются от должности Президентом по предложению Председателя Правительства.
Члены Правительства обязаны
предоставлять в налоговые
Конституция РФ определяет круг полномочий Правительства Российской Федерации:
В соответствии с
Федеральным конституционным
Одной из основных функций Правительства является организация исполнения федеральных законов, систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и прин6ятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений. Данная задача предопределяет содержание и характер его полномочий, подзаконность его решений, т.е. принятие их на основе и во исполнение Конституции, федеральных законов и указов Президента.
Свои полномочия
Правительство реализует
Для обеспечения
деятельности Правительства и организации
контроля за выполнением органами исполнительной
власти принятых Правительством решений
образуется Аппарат Правительства.
Он взаимодействует с
В соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Правительство руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.
Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.
Современная система
и структура федеральных
В систему федеральных органов исполнительной власти входят кроме Правительства РФ отраслевые и межотраслевые федеральные органы исполнительной власти. Их структурный состав достаточно разнообразен и в разное время включал министерства, государственные комитеты, комитеты, федеральные службы, агентства, надзоры, межведомственные комиссии и другие органы государственного управления, осуществляющие полномочия исполнительной власти. В настоящее время систему федеральных органов исполнительной власти составляют: министерства РФ, государственные комитеты РФ, федеральные комиссии РФ, федеральные службы России, Российские агентства, федеральные надзоры России.
Министерство Российской Федерации – как и другие федеральные органы исполнительной власти – это самостоятельный орган системы. Он имеет центральный аппарат, реализующий функции данного органа в пределах определенной компетенции по предметной области государственного управления, которая входит в его ведение.
Министерство
Российской Федерации, по определению
Указа от 6 сентября 1996 г., - это «федеральный
орган исполнительной власти, проводящий
государственную политику и осуществляющий
управление в установленной сфере
деятельности, а также координирующий
в случаях, установленных федеральными
законами, указами Президента РФ, деятельность
в этой сфере иных федеральных
органов исполнительной власти.»
Хотя традиционно министерство является
органом отраслевого
В период с 1994 по 1997
год система министерств
Правительство назначает и освобождает от должности заместителей федеральных министров, кроме того оно вправе отменять и приостанавливать действие актов министерств.
Государственные комитеты Российской Федерации теоретически предназначены для выполнения межведомственных или надведомственных полномочий. Их решения, принимаемые коллегиально, распространяются либо на всю систему исполнительной власти, либо на сферу, непосредственно связанную с профилем государственного комитета.
Согласно определению к этому виду органов относятся федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Госкомитет возглавляет председатель государственного комитета Российской Федерации. Нынешняя система исполнительной власти насчитывает 16 государственных комитетов.
Федеральные комиссии – это коллегиальные органы, учреждаемые Президентом РФ. Особенностью функциональной направленности этих органов является то, что не существует определенного критерия для их образования. Предусмотрены три комиссии: Федеральная энергетическая комиссия РФ; по рынку ценных бумаг; по недвижимому имуществу и оценке недвижимости.
В систему федеральных
органов исполнительной власти входят
и такие органы, как федеральные
службы, надзоры и агентства.
Это органы исполнительной власти,
которые осуществляют специальные
(исполнительные, контрольные, разрешительные,
регулирующие и др.) функции в
установленных сферах ведения. Федеральную
службу возглавляет руководитель (директор)
Федеральной службы России; российское
агентство – генеральный