Система права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении системы права.
Для достижения данной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. Дать понятие системы права;
2. Рассмотреть структурные элементы системы права;
3. Распределение норм права в системе права;
4. Рассмотреть систематизацию юридических норм.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………стр. 3
2. Система права. Понятие, признаки и принципы права……….стр. 4-6
3. Структура права…………………………………………………….стр. 7-10
4. Виды критериев распределения норм права в системе права..стр. 10-14
5. Классификация отраслей системы права……………………….стр. 14
5.1Отрасль частного и публичного права……………………….стр. 14-16
5.2 Отрасль материального и процессуального права………...стр. 16-17
5.3 Отрасль внутригосударственного и международного права…………………………………………………………………….стр. 17-19
6. Систематизация законодательства……………………………….стр. 19-23
7. Заключение…………………………………………………………..стр. 23-24

Файлы: 1 файл

Курсовая ТГП.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

- Гражданское процессуальное право - отрасль права, состоящая из норм, которые регулируют порядок судопроизводства по гражданским делам.

- Финансовое право  - совокупность юридических норм, регулирующих отношения, которые складываются в процессе финансовой деятельности государства, т. е. формирование и исполнение государственного и местного бюджетов.

Как правило, в каждой правовой отрасли условно выделяют общую и особенную части. Общая часть закрепляет дефиниции, принципы, правовые основы отраслевого регулирования, особенная - специализированные правовые институты2.

Правовые отрасли - это  центральное звено системы права, определяющее развитие действующего законодательства. Изучение всех правовых наук в связи с этим носит в целом отраслевой характер. Традиционно выделяют два критерия разделения норм по отраслям - предмет и метод отрасли права.

Предмет отрасли  права - это совокупность однородных общественных отношений, регулируемых той или иной группой норм.

Отрасль права объединяет нормы, регулирующие однородные общественные отношения.

Разнообразие, общественных отношений обусловливает специализацию  норм и распределение их по отраслям, подотраслям, правовым институтам. Предмет отрасли права определяет, какую сферу общественных отношений регулирует данная отрасль. Так, земельное право регулирует отношения в сфере землепользования и охраны земель, трудовое право - в сфере трудовых отношений между работником и работодателем и т.д.

Метод регулирования  отрасли права - это совокупность приемов, способов, средств правового воздействия на общественные отношения. Если предмет отрасли показывает, что регулирует данная отрасль, то метод - как, каким образом это регулирование осуществляется3.

Кроме предмета и метода в системе права важным отраслевым признаком выступает соответствующая  кодификация. Наличие или отсутствие кодифицированного акта, как правило, свидетельствует о наличии либо отсутствии отрасли права. Хотя существуют и некодифицированные отрасли - например, экологическое право, предпринимательское право, информационное право и т.д.

Система права отражает структуру реально существующих общественных отношений, которые и  предопределяют систему права. Значительное влияние на нее оказывают исторические, религиозные, национально-этнические факторы, образ жизни населения.

Часть отраслей российского  права носит комплексный характер, объединяя нормы различных отраслей и институтов. В качестве примеров, можно привести такие специальные отрасли, как хозяйственное, природоресурсное, торговое, банковское, морское, таможенное право.

 

 

 

 

 

 

  1. Виды критериев распределения норм права в системе права.

 

Виды критериев  распределения норм права по отраслям права:

- предмет правового регулирования;

- метод правового регулирования.

Предметом правового  регулирования принято считать общественные отношения, регулируемые данной совокупностью норм права. Каждой отрасли соответствует свой предмет регулирования, иначе говоря, каждая отрасль отличается предметным своеобразием, спецификой регулируемых общественных отношений. Предмет регулирования складывается объективно и не зависит от усмотрения законодателя. Не любые общественные отношения могут выступать предметом правового регулирования. Необходимо, чтобы эти отношения отличались, во-первых, устойчивостью и повторяемостью; во-вторых, заинтересованностью общества и государства в том, чтобы эти отношения существовали именно в правовой форме и подлежали правовой защите со стороны государства; в-третьих, способностью к внешнему контролю, например, со стороны судебных, административных органов. Так, внутренние семейные отношения, как правило, не поддаются внешнему контролю, поэтому их трудно урегулировать нормами права.

Метод правового регулирования - это обусловленный предметом способ воздействия права на общественные отношения.

Методы правового регулирования  характеризуются тремя обстоятельствами:

а) порядком установления субъективных прав и обязанностей субъектов  общественных отношений;

б) средствами их обеспечения (санкциями);

в) степенью самостоятельности (усмотрения) действий субъектов.

Категория метода правового  регулирования применяется для  характеристики регулирующего воздействия  на общественные отношения различных  правовых образований. В зависимости от вида последних следует различать: общий (общеправовой) метод регулирования, характеризующий регулирующее воздействие права в целом; отраслевой (общеотраслевой) метод, раскрывающий специфику регулирования отдельной отраслью права соответствующего рода общественных отношений; метод регулирования определенного вида или комплекса отношений правовым институтом и метод регулирования, присущий отдельной юридической норме.

Общий (общеправовой) метод  регулирования отличает упорядочение общественных отношений с помощью права от других (неправовых) способов воздействия государства и уполномоченных им организаций на волю и сознание участников общественных отношений. Таким методом является установление в изданных или санкционированных общеобязательных предписаниях для индивидуально не персонифицированных субъектов взаимных прав и обязанностей с последующей охраной их от нарушений возможностью государственного принуждения. Конкретизированное выражение данный метод получает в таких свойствах права, как общеобязательность и императивность. Использование этого метода воздействия гарантирует реализацию государственной воли общества. Данный метод является наиболее важной особенностью права, отличающей его от других нормативных регулирующих систем (например, морали, обычаев) и от иных способов воздействия права на общественные отношения (в частности, воспитания, осуществляемого, кроме прочего, посредством деклараций, призывов, лозунгов, девизов).

Метод регулирования  юридической нормы указывает  на степень категоричности и вариантность правил поведения, соотношение и характер прав и обязанностей участников (субъектов) регулируемого отношения, а также вид и меру юридической ответственности. Поскольку норма права является первичным элементом его системы, методы регулирования норм, образующих институты и отрасли права, во многом предопределяют специфику регулятивного воздействия данных правовых образований, получая в них новое качество. Это обстоятельство еще больше повышает интерес юридической науки к регулятивным свойствам отдельных видов юридических норм.

В зависимости от заложенных в юридической норме средств  правового воздействия норме  права присущ соответственно императивный, диспозитивный, поощрительный или  рекомендательный метод регулирования.

Содержание методов правового регулирования составляют в основном следующие способы воздействия на поведение субъектов: 1) императивный (метод властного приказа), направленный на обеспечение предписанного государством строго обязательного поведения субъекта; 2) автономный, оставляющий субъектам значительный простор для свободного волеизъявления; 3) поощрительный, стимулирующий желательное для государства и общества правомерное и социально активное поведение; 4)рекомендательный, предлагающий адресату самостоятельно определить желательный для государства вариант поведения с учетом местных условий и реальных возможностей. Сообразно этому и классифицируются юридические нормы, каждая разновидность которых, в свою очередь, составляет нормативную основу соответствующего метода, предопределяет его своеобразие, является существенным элементом его характеристики.

Императивные нормы - категорические, строго обязательные, не допускающие отступлений и  иной трактовки предписания. Императивными  являются подавляющее большинство  норм права, относящихся к различным его отраслям, в том числе все исходные юридические нормы.

Следует различать понятия  императивной нормы и императивности права. О виде императивных норм было сказано выше. Что касается императивности, то в ней в сочетании с общеобязательностью проявляется государственно-волевой характер права как признак, свойство всякой правовой нормы, независимо от того, к какому виду она относится на основании того или иного классификационного критерия. В этом смысле любая норма права, безотносительно к форме ее выражения, есть исходящее от государства веление и, следовательно, обладает определенной императивностью. Но степень проявления императивности у различных видов норм неодинакова. В характеристике и функционировании одних норм, в частности императивных, она имеет определяющее значение, выступает на передний план. В характеристике и действии других видов норм, в частности диспозитивных, императивность не проявляется столь выпукло и зримо, а иногда вообще незаметна.

Диспозитивные нормы предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах предоставленных законом средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Суть такой более широкой правовой автономии, которой наделяются участники отношений, регулируемых диспозитивной нормой, заключается в том, что сторонам предоставляется возможность самим договориться о своих взаимных правах и соответствующих им обязанностях, и лишь на случай, если они не сделают этого, предписывается определенный обязательный вариант поведения.

Диспозитивные нормы  свойственны многим отраслям российского  права, однако в наибольшей мере они  присущи гражданскому праву, так  как специфический метод правового  регулирования данной отрасли базируется на равенстве и автономном положении субъектов.

Поощрительные нормы - это  предписания относительно предоставления мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них  вариант поведения субъектов, заключающийся  в добросовестном выполнении своих  юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования. Соответственно поощрительная норма права характеризуется в специальной литературе как обеспечиваемое государством указание общего характера о возможном или должном предоставлении определенной меры поощрения за полезный для государства вариант поведения, состоящий в добросовестном выполнении юридических или общественных обязанностей либо в достижении установленных результатов, превосходящих обычные требования, в целях повышения социальной активности отдельных граждан и их коллективов в различных сферах жизни общества.

Рекомендательные нормы  устанавливают варианты желательного, с точки зрения государства, урегулирования общественных отношений, для обеспечения  реализации которых адресаты данных рекомендаций проводят мероприятия, соответствующие их компетенции, с учетом своих местных условий, возможностей и резервов.

Метод регулирования, присущий правовому институту, раскрывает специфику  взаимосвязи и совместного воздействия  на определенный вид или комплекс общественных отношений группы схожих между собой, "родственных" юридических норм, образующих данный институт. Простые правовые институты обладают методом регулирования соответствующих образующих их норм. Это касается, например, императивного метода регулирования института взимания налогов с физических лиц или диспозитивного метода института розничной купли-продажи. Сложные отраслевые институты, как и многие отрасли права, нередко трудно охарактеризовать с точки зрения простейших методов регулирования, присущих правовым нормам. Метод регулирования сложного отраслевого института приобретает отраслевой характер: многообразие средств и способов правового регулирования, определенную структуру, свойственную методу соответствующей отрасли права. Например, гражданско-правовой метод регулирования присущ таким сложным отраслевым институтам, как наследственное и авторское право; административно-правовой - институту государственной службы; уголовно-процессуальный - институту предварительного расследования по уголовному делу и т.д. Межотраслевые (комплексные) правовые институты в силу присущих им особенностей не имеют единого метода правового регулирования, поскольку состоят из норм и институтов с различными регулятивными свойствами и с различной отраслевой принадлежностью.

Наибольшее внимание методу правового регулирования  в юриспруденции уделялось при  рассмотрении вопросов, связанных с  разделением права на отрасли. Первоначально  в процессе поиска единого критерия для обоснования такой дифференциации метод правового регулирования отвергался, поскольку советское право считалось единым по своей классовой государственно-волевой природе, а метод понимался как "особенность нормы (например автономия или гетерономия воли участников правоотношения) либо особенность способа правовой защиты (административный акт, или уголовный или гражданский иск, или арбитраж и т.д.)".

Специальными исследованиями отраслевого метода правового регулирования  установлено, что это не просто специфический  способ воздействия определенной совокупности юридических норм на общественные отношения. Достигнутое единство в понимании этого вопроса сводится к тому, что метод регулирования выражает все основные юридические особенности отрасли права.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Классификация отраслей системы права.

 

В системе права выделяют три классификации отраслей:

- отрасль частного и публичного права;

- отрасль материального и процессуального  права;

- отрасль внутригосударственного и международного права.

 

            5.1Отрасль частного и публичного права.

 

Идея разделения права  на публичное и частное, зародившись  в Древнем Риме, стала очевидной  для юристов стран романогерманской правовой семьи. Суть ее заключается  в том, что отношения между  правящими и управляемыми выдвигают  свои, свойственные им проблемы и требуют иной регламентации, нежели отношения между частными лицами. Иными словами, отношения в сферах частного и публичного права различны по своей природе и сущности, и это не может не оказывать влияние на их правовое опосредование.

Взгляды юристов на содержание и соотношение публичного и частного права менялись на протяжении всей истории правовой науки. Российское право не является исключением. В течение XX в. представления отечественных юристов только о содержании понятия частного права претерпели несколько кардинальных изменений. В начале ХХ в. в условиях отсутствия четко оформленной структуры системы права российские ученыеюристы отождествляли частное право с правом гражданским, используя данные понятия в качестве синонимов:

"Господствующим делением  права является двузначное на а) право частное, или гражданское, и b) право публичное".

Информация о работе Система права