Система права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении системы права.
Для достижения данной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. Дать понятие системы права;
2. Рассмотреть структурные элементы системы права;
3. Распределение норм права в системе права;
4. Рассмотреть систематизацию юридических норм.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………стр. 3
2. Система права. Понятие, признаки и принципы права……….стр. 4-6
3. Структура права…………………………………………………….стр. 7-10
4. Виды критериев распределения норм права в системе права..стр. 10-14
5. Классификация отраслей системы права……………………….стр. 14
5.1Отрасль частного и публичного права……………………….стр. 14-16
5.2 Отрасль материального и процессуального права………...стр. 16-17
5.3 Отрасль внутригосударственного и международного права…………………………………………………………………….стр. 17-19
6. Систематизация законодательства……………………………….стр. 19-23
7. Заключение…………………………………………………………..стр. 23-24

Файлы: 1 файл

Курсовая ТГП.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

"Гражданскому праву  придается значение частного, приватного, в противоположность публичному - государственному и общественному".

"Частное право называется  также гражданским".5

Система права включает в себя отрасли публичного и частного права. Со времени действия римского права было принято относить к  отраслям публичного права те из них, где присутствуют интересы государства, а к частному — отрасли, где  господствуют интересы частных лиц, граждан, отдельной личности, объединений людей. К отраслям публичного права относят государственное, административное, финансовое, уголовное и др., а к частному праву — гражданское, семейное, торговое, трудовое. Частное право призвано обслуживать потребности людей, вытекающие из имущественных и личных не имущественных отношений.

Деление на частное и  публичное право в разных формах имеется во всех развитых правовых системах. Это деление, имеющее принципиальное значение, сложилось в юридической науке и практике давно – его проводили еще римские юристы. Сейчас оно в той или иной форме существует во всех развитых правовых системах. Правда, в некоторых странах деление словесно выражается иначе. Например, в английском праве различаются Общее право и Право справедливости. Не столь четко оно выражено в юриспруденции США. Однако сама идея двух срезов права сохраняется везде.

Деление на частное  и публичное право - это разделение на группы, которые систематизируют правовые нормы, служащие для обеспечения общезначимых (публичных) интересов, т. е. интересов государства и общества в целом (конституционное, административное, уголовное, процессуальное, фи­нансовое, военное право), и правовые нормы, которые защищают интересы частных лиц (гражданское, семейное, трудовое право и Т. д.).

Публичное право непосредственно связано с публичной властью, которой обладает государство. Частное право Призвано обслуживать прежде всего потребности частных лиц (физических или юридических), которые имеют властные полномочия и выступают как свободные и равноправные собственники. Частное право связывают главным образом с появлением и развитием института частной собственности и отношениями, которые возникают на его основе. Частное право развивалось исторически одновремен­но с частной собственностью.

Систематизация  частноправовых норм реализуется при использовании следующих способов:

1. институционального (наставнического);

2. пандектного (свободного, совокупного).

Соотношение частного и публичного права:

1) частное право - это совокупность правовых норм, которые регулируют и охраняют интересы частных собственников свободных субъектов рынка, а также их отношения в процессе производства и обмена. В то же время публичное право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок работы органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, иных государственных учреждений, осуществления правосудия, борьбу с посягательствами на действующий порядок;

2) частное право не  может осуществляться без публичного, так как последнее служит для  охраны и защиты первого;

3) частное право в  своей реализации опирается на  публичное. В общей правовой  системе публичное и частное  право тесно взаимосвязаны, и  их раз­граничение до какой-то степени является условным.

Частное право является правом лично-свободным. В своих границах субъект может реализовывать его в произвольном направлении. Частноправовая мотивация имеет только известный предел действию иных мотивов(альтруистических, эгоистических и пр.). Иначе публично-правовая мотивация самостоятельно указывает на направление, в котором право осуществляется и исключает действие иных мотивов.

Основная функция  частного права состоит в распределении материальных и иных благ, в фиксировании их за конкретными субъектами.

Основная функция  публичного права состоит в регуляции отношений между людьми велениями, которые исходят от единственного центра, каким является государственная власть.

Мировая юридическая  практика показывает, что частное и публичное право как правовые институты играют позитивную роль в поддержании рационального баланса социальных интересов, более гибком взаимодействии динамично развивающихся общественных отношений, защите и осуществлении прав и свобод человека и гражданина.

Частное право является основой предпринимательства, рыночной экономики. При этом современное частное право подразделяется на два вида: договорное и корпоративное.

Частное право - это главным  образом «рыночное право», играет важную роль в создании единого правового пространства, а публичное право реализует воздействие на интересы государственные и межгосударственные.

 

5.2 Отрасль материального и процессуального права.

 

В системе права выделяют также отрасли материального  и процессуального права. Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения. Большинство отраслей относится к категории материального права (уголовное, государственное, предпринимательское, семейное и др.). Процессуальное право регулирует порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей сторон. В настоящее время выделяют уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное право, арбитражный процесс. Процессуальные нормы существуют практически в любой отрасли, но не все из них выделяются в самостоятельную отрасль. Ближе всего к выделению — нормы административного процесса. Обе системы отраслей тесно связаны, хотя процессуальное обслуживает материальное право.

Материальное  право непосредственно регулирует предметные, материальные отношения, а процессуальное право - порядок реализации норм материального права, прав и обязанностей субъектов правовых отношений.

Материальное право  представлено большинством отраслей - гражданское, уголовное, трудовое, семейное, административное, международное и др. Одновременно идет формирование новых отраслей и подотраслей - например, муниципальное право в составе конституционного права, страховое - в составе гражданского права, космическое и атомное право - в составе международного права.

Как уже указывалось, выделяют среди отраслей материального права первичные и вторичные (производные) отраслевые образования. некоторые ученые признают существование комплексных отраслей права. Однако, по мнению проф. С.В. Полениной, комплексными могут быть только акты законодательства, поскольку в них объединяются материал с различным предметом и различными методами регулирования, а в отраслях права должен быть только один предмет и один метод регулирования.

Процессуальное  право, имея много общего с материальным правом, в то же время отличается от него. Главные отличия состоят в следующем.

Процессуальное право:

1. представляет собой обслуживающую отрасль, организационную, поскольку регламентирует юридические процедуры, призванные обеспечить деятельность государственных и иных органов и должностных лиц, адекватное применение норм материального права. Юридический процесс есть форма реализации деятельности всех трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной, выражаемая в последовательных стадиях прохождения отдельных видов этой деятельности;

2. придает определенным видам деятельности юридическую значимость, поскольку обеспечивается государственным принуждением и в случаях несоблюдения установленной процедуры может повлечь признание юридического акта недействительным;

3. направлено на достижение конкретного юридического результата - защиту субъективного права, создание нормативного правового акта, вынесение правоприменительного акта, выборы депутатов и т.д.;

регулирует правовые общественные отношения, которые уже являются правовыми под воздействием норм материального права. Материальное право, регулируя общественные отношения, придает им юридическую форму.

Процессуальное право, несмотря на его обслуживающий характер, принято относить к фундаментальным, базовым юридическим категориям, поскольку без этого права невозможно обеспечить законность в деятельности отдельных органов и лиц, порядок осуществления ими норм материального права.

 

5.3 Отрасль внутригосударственного и международного права.

 

К внутригосударственному праву принято относить совокупный массив отраслей, регулирующие отношения внутри данного государства и отличаются своеобразием национальных, исторических, культурных особенностей конкретного народа. Международное же право концентрирует совокупный опыт человеческой цивилизации и является результатом согласования воли субъектов международного общения главным образом — государств. В Конституции РФ провозглашено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Это означает, что международное право служит ориентиром внутригосударственного законодательства и правоприменительной практики. Кроме того, нормы международного права непосредственно применяются во внутригосударственных отношениях.

Конституция РФ устанавливает  также приоритет норм международного права перед внутригосударственным  правом: если нормы российского законодательства противоречат установлениям международно-правового  характера, то должны применяться нормы международного права. Однако конституция любого государства имеет приоритет перед нормами международного права.

Международное право  целиком не входит ни в одну национальную систему права. Предмет его регулирования  чрезвычайно многообразен и выходит за рамки внутригосударственных отношений. Это экономическое и гуманитарное сотрудничество государств, дипломатические сношения, освоение космоса, борьба с терроризмом, охрана окружающей среды, миротворческие операции, деятельность международных организаций и многие другие вопросы.

Рассмотрим  различия внутригосударственного и  международного права.

Нормы международного права  регулируют межгосударственные отношения. Таким образом, в международном  праве выражается волеизъявление не какого-либо отдельного государства, а коллективная воля государств мирового сообщества. Если внутригосударственное право есть результат правотворчества исключительно его собственных органов, то международно-правовые нормы формируются путем совместного волесогласования различных государств.

В то время как основными  источниками внутригосударственного права выступают нормативно-правовые акты в романо-германской правовой системе или судебные прецеденты в англосаксонской правовой системе, то источниками международного права являются нормативные договоры.

Действие норм международного права в пространстве и по кругу  лиц характеризуется экстерриториальностью, не ограничиваясь границами одного государства. Нормы международного права распространяют действие на территорию всех государств, признающих их действие.

Нормы международного права  соблюдаются, как правило, добровольно. Возможность применения мер принуждения, тем более санкций, здесь значительно  ограничена по сравнению с возможностями  применения санкций норм внутригосударственного права.

Международно-правовые нормы, ратифицированные государством, являются составной частью его правовой системы. При этом нормы международного права  имеют приоритет перед внутригосударственным  законодательством. Статья 15 Конституции  России устанавливает: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, заключенные Российской Федерацией, являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем российским законом, то применяются нормы международного договора».

 

 

6. Систематизация законодательства.

 

Систематизация законодательства - деятельность по совершенствованию  и приведению действующих нормативных  актов в единую, упорядоченную  и внутренне согласованную систему. Для современных государств характерно значительное число нормативных актов, принимаемых различными правотворческими органами. Законодательство все время находится в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования. Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений объективно обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, их укрупнение, приведение в определенную научно обоснованную систему. издание разного рода сборников и собраний законодательства.

 Систематизация законодательства  необходима для развития законодательства. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности право-творческой деятельности,способствуют ликвидации пробелов и противоречий в действующем законодательстве. С.з. обеспечивает удобства при реализации права, возможность оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы. С.з. - необходимая предпосылка повышения уровня юридической культуры общества, обучения студентов.

В понятие систематизация законодательства включаются такие  самостоятельные формы правовой деятельности, как:

- учет нормативных  актов;

- инкорпорация;

Информация о работе Система права