Система права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 22:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в рассмотрении системы права.
Для достижения данной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. Дать понятие системы права;
2. Рассмотреть структурные элементы системы права;
3. Распределение норм права в системе права;
4. Рассмотреть систематизацию юридических норм.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………стр. 3
2. Система права. Понятие, признаки и принципы права……….стр. 4-6
3. Структура права…………………………………………………….стр. 7-10
4. Виды критериев распределения норм права в системе права..стр. 10-14
5. Классификация отраслей системы права……………………….стр. 14
5.1Отрасль частного и публичного права……………………….стр. 14-16
5.2 Отрасль материального и процессуального права………...стр. 16-17
5.3 Отрасль внутригосударственного и международного права…………………………………………………………………….стр. 17-19
6. Систематизация законодательства……………………………….стр. 19-23
7. Заключение…………………………………………………………..стр. 23-24

Файлы: 1 файл

Курсовая ТГП.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

- консолидация;

- кодификация законодательства.

Под учетом нормативных  актов понимается сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам. Органы, учреждения и организации осуществляют учет как для удовлетворения своих собственных потребностей, так и для снабжения (в том числе и на коммерческой основе) правовой информацией иных учреждений и отдельных лиц. В РФ обычно подлежат учету ФЗ. нормативные указы Президента РФ и Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, постановления КС. В зависимости от функций органов и учреждений, производящих учет. в информационный массив могут быть включены и иные акты (например, международные договоры, законодательство субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, нормативные разъяснения высших судебных органов РФ и т.д.).

 Наиболее простой  вид учета законодательства - это  фиксация реквизитов нормативных  актов в специальных журналах (журнальный учет). Такой учет может вестись по хронологическому, алфавитно-предметному или системно-предметному принципам. Хронологический принцип означает, что все подлежащие учету нормативные акты регистрируются в журнале (журналах) по датам их принятия. При алфавитно-предметной регистрации такие акты фиксируются по предметным рубрикам, располагаемым по алфавиту (например, аванс, аккредитив, аренда и т.д.). Оптимальная форма журнального учета - тематико-предметная, когда рубрики разделов журнала определяются в зависимости от деления всего массива законодательства на определенные отрасли (см. Отрасль права), подотрасли и юридические институты.

 Другая, более совершенная  форма учета законодательства - картотечный  учет. Это создание разного ряда системы карточек, расположенных по определенной системе. Такой учет применяется в центральных органах законодательной, исполнительной и судебной власти, в крупных учреждениях и организациях, которые по роду своей работы имеют дело с широким, многоотраслевым кругом нормативных актов и нуждаются в разноуровневой и большой по объему правовой информации.

 На карточках могут быть зафиксированы либо основные реквизиты акта(вид акта, его заголовок, дата издания, место его официального опубликования), либо его полный текст, что представляется более предпочтительным. Рубрики картотеки определяются на базе выработанного заранее словника или рубрикатора. Поиск соответствующих карточек осуществляется как ручным способом, так и в полуавтоматизированном либо автоматизированном режиме (карточки с краевой перфорацией, передвигающиеся полки и тиражирование необходимых карточек и т.д.). Карточки в картотеке обычно располагаются по хронологическому, алфавитно-предметному либо предметно-отраслевому принципам.

 Третья форма учета законодательства - ведение контрольных текстов действующих нормативных актов, т.е. внесение в тексты официальных изданий законов, указов, постановлений и других нормативных актов, отметок об отмене, изменении, дополнении таких актов или отдельных их частей с указанием тех актов, на основании которых производятся эти отметки.

 Все более активно  используется так называемый  автоматизированный учет законодательства  на базе применения компьютерной  техники и новейших достижений  информатики.

 Инкорпорация – это вид систематизации, т. е. такое упорядочение, которое, во-первых, не затрагивает содержания инкорпорированных правовых актов и, во-вторых, происходит без учета отраслей права, которые существуют объективно. Можно провести инкорпорацию в хронологическом порядке, но она может быть проведена и по отраслям права. Инкорпорация – это низшая форма систематизации, при которой нормативные акты объединяются в единые сборники или собрания в определенном порядке: алфавитном, хронологическом или предметном.

 Нормативные акты, объединяемые при инкорпорации, не подлежат никаким изменениям или дополнениям. Главная задача здесь состоит в том, чтобы расположить их в определенной последовательности, чтобы можно было удобно пользоваться ими не только юристам, а всем категориям населения.

Консолидация – это особый вид предметной официальной инкорпорации, представляющий собой укрупнение, сведение нескольких близких по содержанию нормативных актов в один акт в целях единого регулирования данных общественных отношений. Консолидация законодательства является юридическим средством преодоления множественности нормативных актов. Посредством консолидации происходит объединение или консолидирование всех тех нормативных актов, которые имеют один и тот же предмет регулирования, в единый укрупненный (консолидированный) акт. При этом такой акт официально удостоверяется (утверждается) правотворческим органом, вследствие чего приобретает свойства самостоятельного источника права. Акты, входящие в такой укрупненный акт утрачивают свое значение и признаются не действующими. В практике зарубежных стран консолидация имеет широкое распространение. Показателен в этой связи опыт США, где действует свод законов, охватывающий 50 крупных разделов; во Франции большое количество законодательных актов объединены в несколько кодексов (кодекс о труде, дорожный, сельскохозяйственный, налоговый, кодекс сберегательных касс и другие). В Великобритании еще в XIX веке, английский парламент принял специальный закон статутного права. В Германии действует такой консолидированный акт, как Социальный кодекс.

Консолидация есть нечто  среднее, своего рода промежуточное  звено между инкорпорацией и  кодификацией. Вместе с тем консолидация отличается от инкорпорации и от кодификации. От первой — тем, что она представляет собой своеобразный вид правотворчества. В этом смысле консолидация ближе к кодификации, результатом которой является консолидированный акт. Однако консолидированный акт не имеет содержания правового регулирования, не вносит изменений в действующие законодательство. Этим консолидация отличается от кодификации и сходна с инкорпорацией. При проведении консолидации применяются специфические приемы законодательной техники. При этом исходные требования для этого вида систематизации состоят в том, что объединению подлежат нормативные акты, во-первых, имеющие один и тот же предмет регулирования и, во-вторых, обладающие одинаковой юридической силой. Построение нормативного материала в консолидированном акте сопровождается некоторой внешней обработкой нормативного материала: нормы права, консолидированных актов излагаются в определенной логической последовательности. При этом такие нормы подвергаются некоторой редакционной правке, что тем самым обеспечивает единый стиль их изложения, использование унифицированной терминологии; устраняются противоречия повторения, уточняется терминология, сходная по целевому назначению нормы объединяются в одну статью (пункт). Консолидированный акт имеет свою структуру (рубрикацию), соответственно которой осуществляется объединение нормативных актов.

Кодификация – упорядочение юридических норм в процессе правотворческой деятельности, издание на этой основе единого, юридически и логически цельного кодифицированного акта (основ, кодекса, устава, положения и др.). Современное понимание кодификации отлично от его понимания в римском праве, где это понятие охватывало собрание всех законов, окончательно регулирующих право или одну какую-нибудь его отрасль. Главная функция и важнейшая особенность кодификации в ее современном звучании — изменение содержания правового регулирования, придание ему комплексного системного характера. Кодификация с этой точки зрения является высшей формой систематизации, обеспечивающей коренную переработку действующего законодательства в той или иной сфере регулируемых им отношений и придающая ему на этой основе новое качество. Кодификация выступает как средство (способ) совершенствования и упорядочения законодательства и проводится с той целью, чтобы объединить и систематизировать апробированные временем действующие установления, уточнить (переработать) их содержание и изложить с соблюдением требований законодательной стилистики и законодательной техники. Тем самым обеспечивается максимальная полнота регулируемых отношений. Критика кодифицируемого законодательства, являющаяся основой кодификации, позволяет устранить противоречия и несогласованности действующих норм права, придать им совершенную форму. Принципиально выгодная особенность кодификации состоит в том, что она обеспечивает выполнение в правовой системе двух задач: 1) упорядочивает законодательство и 2) качественно совершенствует его.

Кодификация в этом смысле является не только высшей формой систематизации, но и высшей формой правотворчества. Кодификация всегда преследует установление новых норм, отвечающих в наибольшей мере потребностям общественной практики, устраняющих пробелы и дефекты в правовом регулировании и обладающих качеством оптимальных регуляторов в данных условиях. В результате кодификации принимается сводный кодификационный акт. По своему характеру и значению кодификация может быть всеобщей отраслевой и специальной.

 

 

 

 

 

 

 

7. Заключение.    

   

Из изложенного в  курсовой работе можно сделать вывод  о следующем:

Система права - это внутренняя структура права, состоящая из взаимосвязанных  норм, институтов и отраслей права.

Она обладает своими чертами:

- ее первичным элементом  выступают нормы права;

- ее элементы не  противоречивы, внутренне согласованы,  взаимосвязаны, что придает ей  целостность и единство;

- она обусловлена социально-экономическими, политическими, религиозными, культурными, историческими факторами;

- имеет объективный  характер.

Понятие «системы права» не следует отождествлять с понятием «правовая система». Последнее шире по своему объему и включает в себя, помимо системы права, юридическую практику и господствующую правовую идеологию. Таким образом правовая система и система права соотносятся как целое и часть.

Для деления норм права  на отрасли используют 2 критерия: предмет и метод правового регулирования.

Простыми словами говоря, предмет отвечает на вопрос, что регулирует право, а метод - как регулирует.

Отрасль права - это совокупность юридических норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отношений. Отрасль  наиболее крупное подразделение  системы права. В систему российского права входят следующие отрасли: конституционное, административное, финансовое, гражданское, трудовое, семейное, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное право и др. Каждая отрасль имеет свой предмет и метод правового регулирования.

Институт права - это  совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений. Если отрасль регулирует род общественных отношений, то институт -  лишь их вид.

Российская система  права и система законодательства находятся сегодня в ситуации глубоких структурных реформ. При этом основным направлением их развития является построение правового государства на базе развитого гражданского общества, где центральным звеном, высшей ценностью выступали бы права человека, реально обеспеченные, гарантированные и защищенные.

Систему права следует  отличать от системы законодательства. Первая характеризует внутреннее строение права, группировку его норм по отраслям и институтам, вторая относится к  внешним формам выражения права, характеризует состояние источников права. Они соотносятся между собой как содержание и форма. Система права - содержание системы законодательства, отражает внутреннюю структуру права; система законодательства - внешняя форма права, выражающая структуру системы нормативно-правовых актов.

Система права обладает своими чертами:

- ее первичным элементом  выступают нормы права; - ее элементы  не противоречивы, внутренне согласованы,  взаимосвязаны, что придает ей  целостность и единство;

- она обусловлена социально-экономическими, политическими, религиозными, культурными, историческими факторами;

- имеет объективный  характер.

Подводя итоги, можно  сделать следующие выводы.

Во-первых, систему права  не строят, не конструируют по заранее  намеченному плану, а открывают  подобно тому, как естествознание открывает законы природы.

Во-вторых, система права  полностью соответствует структуре  общества, т.е. той системе общественных отношений, которые закрепляются и  регулируются правом.

В-третьих, система права  постоянно меняется вместе с развитием общества.

В-четвертых, предмет  правового регулирования и метод  системы права образуют единое целое.

В-пятых, одна из главных  особенностей системы права состоит  в том, что входящие в ее состав отрасли, с одной стороны взаимосвязаны,но, с другой - они не дублируют, а, наоборот, взаимно исключают друг друга. Так как одна и та же норма не может одновременно регулировать два разных вида общественных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Литература:

 

  1. Теория государства и права (государство): учеб. пособие. Лебедев В. А, Киреева Е. А, Шадрин В. М. Челябинск 2011г.
  2. Теория государства и права: учебник для вузов / Отв. ред. д. ю. н., проф. В. Д. Перевалов. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Норма, 2007г.
  3. Общенаучная концепция системы права /А. А. Кононов. //Правоведение. -2003. - № 3 (248).
  4. Теория государства и права. Саратовский филиал института государства и права российской академии наук Н. И. Матузов, А. В. Валько. Изд. Москва Юристъ 2009г.
  5. Теория государства и права, учебное пособие,  А. В. Мелехин. Изд. Москва 2005г.
  6. Пиголкин А.С. Энциклопедия юриста. 2005.
  7. Элементарные начала общей теории права, 2003
  8. Государство и право. Теория и практика. Аврутин Ю. Е М., 2007.
  9. Общая теория права. Алексеев С. М., 2008.
  10. Теория государства и права. Бастрыкин А. И. М., 2005.
  11. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. Венгеров А.Б 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000.
  12. Теория государства и права. Летушева Н. И., Летушева М. В. М.. 2008.
  13. Проблемы теории государства и права. Марченко М. Н. М., 2008.
  14. Теория государства и права. Матузов Н. И., Малько А. В. М., 2006.
  15. Теория государства и права. Морозова Л. А. М., 2008.
  16. Проблемы теории государства и права. Рассолов М. М. М., 2007.
  17. Теория государства и права: Учебник для вузов. Спиридонов Л.И. М., 2001.
  18. Теория государства и права / Под редакцией А. С. Пиголкина и Ю. А. Дмитриева. М., 2007.
  19. Ученые-юристы МГУ о современном праве / Под редакцией М. К. Треушникова. М., 2005.
  20. Теория государства и права. Актуальные проблемы теории государства и права. Чашин А. Н. М., 2008.
  21. Диалогическая природа государства и его место в политической системе общества. Честнов И. Л. М., 2007.
  22. Теория государства и права: Учебник для вузов. Черданцев А.Ф– М.: ЮРАЙТ, 2003.

Информация о работе Система права