Система права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Люди с древних пор вступали в различные отношения друг с другом.
По мере развития цивилизации человечества стали появляться законы, преобразованные из обычаев, для регулирования этих отношений.
В дальнейшем развитии, развиваются и отношения, и это требует создания уже специального сложного законодательства, которое бы могло своими правовыми актами обеспечить законную систему общественных отношений.

Файлы: 1 файл

курсовая по тгп 2009.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

 

Люди с древних пор вступали в различные отношения друг с другом.

По мере   развития   цивилизации   человечества   стали   появляться    законы, преобразованные из обычаев, для регулирования этих отношений. 

В  дальнейшем развитии, развиваются и отношения, и это требует создания  уже  специального сложного  законодательства,  которое  бы  могло  своими   правовыми   актами обеспечить законную систему общественных отношений.

Можно сказать, что понятие «система права» появилось тогда когда общество пришло к выводу о том,  что для рационального регулирования  общественных отношений  необходимо  разбить  право  по  специфике  области  регулирования общественных отношений.

Таким образом, появляются отрасли права, а следовательно и кодексы как законодательство этой отрасли.

В любом современном обществе действует множество юридических норм, регулирующих и охраняющих самые разнообразные общественные отношения. Юридические нормы существуют и действуют не по одиночке, а в совокупности, в составе особых комплексов: правовых институтов и отраслей.

При рассмотрении системы права под углом зрения ее внутреннего строения и особенностей расположения составляющих ее частей в отечественной и зарубежной научной литературе принято говорить о структурном анализе системы права, о характере и содержании ее структуры.

Актуальность и значимость темы работы определяется в первую очередь тем, что система права - это весьма сложный многоуровневый комплекс, который включает не менее сложные структурные элементы: нормы права, институты, отрасли.

Основная цель исследования состоит в том, чтобы на основе изучения работ известных ученых и современного законодательства раскрыть сущность системы права и доказать ее значимость для теории государства и права.

Эта цель достигалась решением ряда конкретных задач:

- рассмотреть понятие и выделить структурные элементы системы права;

- дать общую характеристику  отраслей российского права;

- рассмотреть соотношения международного  и внутригосударственного 

права.

Методологическую основу работы составляют следующие общие и частные  методы научного исследования: диалектический, историко-правовой, формально-логический, сравнительно-правовой, аналитический.

Данная тема широко освещена в научной  и юридической литературе. Была исследована относящаяся к проблеме работы литература, публикации в периодических изданиях таких авторов как: С.С. Алексеев, М.Н. Марченко, Т.О. Орлова,  Л.В. Смирнов и другие.

Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Система права: понятие и соотношение с правовой системой общества

 

Содержанием права являются его нормы, следовательно и систему права представляют определенным образом структурированные и взаимосвязанные  друг с другом нормы права. Объективно складывающаяся между отдельными нормами (или группами норм) связь придает им определенное структурное единство. Таким образом, нормы объединяются в более общее нормативно-юридическое образование – институты права, а те, в свою очередь, - в подотрасли и отрасли права, которые в своем единстве и есть система права. Единство системы права – специфическое свойство права, обусловленное единством целей и задач правового регулирования, единством правовых принципов, определяющих сущность права, наконец, единством системы регулируемых отношений. Будучи внутренне единым и целостным нормативным образованием, право подразделяется на определенные части – отрасли и институты, каждая из которых имеет определенную роль в механизме воздействия права на поведение и деятельность людей-индивидов и их организаций. Единство и обособленность (дифференцированность) является необходимыми условиями системной организации права.

Нормы права  составляют основу, базис любой системы права. Это тот строительный материал, из которого создаются все отрасли и институты права. Нормы права являются первичными элементами системы права. Они исходят от государства и представляют собой общеобязательные правила поведения . Нормами права регулируются не все, а лишь наиболее важные для жизнедеятельности всего общества и граждан отношения. Что же касается остальных общественных отношений, то они регулируются неправовыми нормами. В свою очередь, в системной организации права правовые нормы существуют не обособлено, а соответственно, своему предметному назначению объединяются в более общее образование – институты права.1

Институт права – это основной элемент системы права, представленный совокупностью правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений. Правовой институт представляет собой обособленный блок отрасли права, которому свойственны:

    а) однородность фактического содержания – каждый институт предназначен для регулирования самостоятельной, относительно обособленной группы отношений либо отдельных поступков, действий людей;

    б) юридическое единство норм. Нормы, входящие в правовой институт, образуемый единый комплекс, выражаются в общих положениях, правовых принципах, специфических правовых понятиях, что создает особый, присущий для данного вида отношений, правовой режим регулирования;

    в) нормативная обособленность, т.е. обособление образующих правовой институт норм в главах, разделах, частях, иных структурных частях закона либо иного нормативно-правового акта;

    г) полнота регулируемых отношений.2

В силу этих свойств каждый институт права выполняет присущую только ему регулятивную задачу и не входит в коллизию с иными структурными элементами системы права.

По своему содержанию институты  права бывают простые и сложные. Простой институт включает в себя юридические нормы одной отрасли  права. Например, институт прекращения  брака в семейном праве (ст. 16-17 Семейного  Кодекса РФ), институт залога в гражданском праве (ст. 334-358 ГК РФ).

 Сложный, или комплексный, институт права представляет собой совокупность норм, входящих в состав различных отраслей права, но регулирующих взаимосвязанные родственные отношения. Типичным примером является институт собственности, который является предметом регулирования конституционного, гражданского, семейного, административного и некоторых иных отраслей права. В рамках сложного института выделяются так называемые субинституты. Например, институт ренты – в гражданском праве включает субинституты – постоянная рента (ст. 589 - 595 ГК), пожизненная рента (ст. 596 - 600 ГК), пожизненное содержание с иждивением (ст. 601 - 605 ГК). Кроме названных принято выделять материальные и процессуальные институты, охранительные и регулятивные и т.д.

Подотрасль права представляет собой объединение нескольких институтов одной и той же отрасли права. При этом не каждая, а только крупные  и сложные по своему составу отрасли  наряду с институтами права включает еще один компонент – подотрасль права. Так, в составе конституционного права выделяют такие подотрасли, как муниципальное, избирательное, парламентское право. В гражданском праве в качестве подотраслей выступают авторское, обязательственное, наследственное право и др. В финансовом праве выделяют такие подотрасли, как бюджетное, налоговое право. Отдельные отрасли права, в частности процессуальное, земельное, семейное, не подразделяются на подотрасли. Поэтому в отличие от правового института подотрасль права обязательным компонентом каждой отрасли права не является.

Отрасль права – это основное подразделение системы права, его  главный элемент, который объединяет взаимосвязанные между собой  институты права, регулирующие качественно  однородную область общественных отношений. Отрасль права имеет специфическое строение (структуру). В ней выделяется общая и особенная части. В общую часть входят институты, которые содержат в себе положения, «обслуживающие» все или почти все институты особенной части. Институты общей части содержат те нормы права, действие которых, как правило, распространяется на все регулируемые данной отраслью отношения. Институты общей части отрасли конкретизируют в институтах ее особенной части. Такое построение системы права позволяет исключить дублирование нормативно-правового материала, устранить громоздкость юридических конструкций и облегчить восприятие и изучение отрасли права.

Применительно к каждой отрасли  права выделяется ее основной институт, закрепляющий общественные принципы права, содержащие и объем правового регулирования отношений, являющихся объектом данной отрасли. Так, в конституционном праве Российской Федерации таким основным институтом выступает институт «Основы конституционного строя». Нормы, содержащиеся в этом институте, имеют небольшую юридическую силу, и им не должны противоречить иные положения, в том числе и Основного закона (п. 2 ст. 16 Конституции РФ).

Каждая отрасль отличается специфическим  набором юридических средств, с  помощью которых оказывается  действие на регулируемые отношения. Тем самым каждая отрасль специфичностью юридических средств регулирования (или методом правового регулирования) выделяется в числе других. Отрасли не однородны по своему составу. Одни из них являются крупными нормативными образованиями, иные представляют собой сравнительно компактную совокупность правовых норм (например, процессуальные отрасли).

Следовательно, систему права можно представить совокупностью норм права, объединенных в институты, подотрасли и отрасли права.

Системное построение права означает, что все правовые нормы находятся между собой в определенной зависимости, связи. Наличие этих устойчивых связей указывает на то, что одни нормы могут существовать и действовать, оказывать регулирующее воздействие лишь при наличии иных норм, с которыми такая связь предполагается. Так, предоставление гражданам права на информацию (ст. 29 Конституции РФ) предполагает одновременно возложение обязанности на должностных лиц и соответствующие государственные органы в установленном порядке представлять гражданам такую информацию. Кроме того, должна быть установлена юридическая ответственность за действия, противоречащие природе данного права (не предоставление информации, создание препятствий к ее получению или распространению и т. д.). Наличие  всех этих компонентов, определенным образом расположенных и взаимосвязанных между собой, создает эффективную юридическую конструкцию: закрепление в Конституции РФ права на информацию, в федеральном законодательстве – корреспондирующих ему обязанностей и санкций, обеспечивающих их исполнение, - означает юридическую гарантированность и реализуемость конституционного права граждан.

Связанность норм, институтов и отраслей права в единый нормативно-юридический  комплекс дает согласованный (системный) эффект.

Чем согласованнее между собой элементы системы права, тем ощутимее оказывается социальная отдача права. Принимая законодательный акт, законотворческий орган обязан «вписать» его в действующую систему права, не нарушая ее целостности и гармонии. Не принятый системой права закон не только бездействует, но нередко проявляет активность в режиме «эффекта бумеранга».

Системное построение права сигнализирует  законодателю о тех актах, которые  находятся в противоречии с его  системной организацией, дает представление  о недостающих компонентах, позволяет обнаружить пробелы в законодательстве. В правоприменительной деятельности системный принцип права позволяет правильно истолковать и применить норму права.1

Отношения, в которые вступают люди, объединения граждан, государство  и общество находятся между собой в тесной взаимосвязи, образуя  единое  целое. Соответственно  и  право,  отражая  общественные  отношения,  их  устойчивые признаки, свойства, представляет собой целостное образование, систему.

Правовая  система  как  философское  понятие  -  это некое целостное явление,   состоящее    из    частей    (элементов),    взаимосвязанных    и взаимодействующих между собой. Как целое невозможно  без его составляющих, так и отдельные составляющие не могут выполнять самостоятельные функции  вне системы.2

Следует обратить внимание на то,  что,  несмотря  на  схожесть выражения,  нужно  различать эти два понятия -  «правовая система»  и «система права». «Правовая система» - это взятые в единстве  основные  правовые  явления данной страны -  и собственно  право,  и правовая  идеология,  и судебная (юридическая)  практика.  «Понятие  «правовая система»  имеет существенное значение для характеристики права той или иной страны».1   Обычно,  в этом случае говорится о «национальной правовой системе», например, Великобритании и Китая.

Использование   понятия «национальная правовая система» в отношении той или иной страны очень важно потому,  что в ней наряду  с собственно   правом   могут   играть   определяющую   роль   либо  судебная (юридическая) практика, либо правовая идеология,  от  чего  в свою  очередь зависит весь строй правовых явлений.

Именно поэтому признаку выделяют семьи правовых систем:

               - семья нормативно-законодательных систем континентальной Европы романо-германское право (в этих  системах  на  первом  месте стоит закон);

               - семья нормативно-судебных, англосаксонских правовых  систем - прецедентное  право  Великобритании,  США  (в  этих   системах доминирующее значение имеет  судебная,  юридическая  практика, прецедент);

              - семья религиозно - традиционных, заидеологизированных   систем - мусульманское право, советское  право  (здесь  главную  роль играют религия, партийная идеология).

В отличие от «правовой системы», «система права» касается только самого права, то есть его строения.

 Право как система характеризуется следующими признаками:

1. объективностью. Она  не  может создаваться  по  субъективному  усмотрению  людей,   поскольку   обусловлена реально существующей системой общественных отношений. Право должно  отражать потребности  общества.  Если  право  в  своих  нормах  неадекватно  отражает потребности общественной жизни, то  оно  становится  тормозом  общественного прогресса. Так называемые «мертвые» законы или нормы являются  результатом произвольного   правотворчества,   не   учитывающего   или   не   познавшего объективных потребностей общественной жизни;

Информация о работе Система права