Система права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Люди с древних пор вступали в различные отношения друг с другом.
По мере развития цивилизации человечества стали появляться законы, преобразованные из обычаев, для регулирования этих отношений.
В дальнейшем развитии, развиваются и отношения, и это требует создания уже специального сложного законодательства, которое бы могло своими правовыми актами обеспечить законную систему общественных отношений.

Файлы: 1 файл

курсовая по тгп 2009.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

Существенные изменения в обозримом  будущем представляются нереальными, поскольку поправки и особенно пересмотр  определенных глав обусловлены вряд ли поддающимися процедурами.

Однако не только по этой причине, но и по принципиальным соображениям постановка вопроса о пересмотре представляется конъюнктурной и бесперспективной. Противоборство разнополярных сил не обеспечит необходимого консенсуса, породит больше вопросов, чем согласованных решений.

Более конструктивны сегодня поиски методов взаимоприемлемого толкования существующего текста Конституции - от доктринального до официального, в том числе в виде правовых позиций Конституционного Суда РФ.

В перечне основных проблем заметное место занимают нетрадиционные вопросы  соотношения норм Конституции и  норм международного права.

Составной частью правовой системы  Российской Федерации провозглашаются  общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры РФ (п. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Однако норма о признании  и гарантировании прав и свобод человека и гражданина включает ссылку только на общепризнанные принципы и нормы международного права (п. 1 ст. 17 Конституции РФ).

При этом не учтены международные  договоры РФ, в которых могут закрепляться как универсальные, так и региональные нормы, а именно они занимают существенное место в регламентации прав и свобод.

Так, в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой в рамках Совета Европы, общепризнанные принципы и нормы дополнены европейскими стандартами и особыми механизмами правовой защиты, не имеющими пока универсального характера.

Преодоление несогласованности двух конституционных формулировок достижимо  лишь посредством устранения отмеченного  пробела.

Вполне действенным средством  кажется внутриконституционное  сопоставление, подразумевающее интерпретацию нормы п. 1 ст. 17 Конституции РФ в контексте нормы п. 4 ст. 15 Конституции РФ.

В условиях, когда текст однозначных  по предмету регулирования норм Конституции  РФ и норм международно-правовых актов  не вполне адекватны, решение возникающих проблем целесообразно искать в согласованном толковании и совмещенном применении таких норм.

Пример, который вошел в учебники международного права и другие публикации, касается понимания п. 2 ст. 37 Конституции РФ, где сказано: «Принудительный труд запрещен» здесь нет пояснений, уточняющих смысл этого запрета.

Между тем, международно-правовые акты, начиная с Конвенции Международной  организации труда, включая Международный  пакт о гражданских и политических правах, Европейскую Конвенцию  о защите прав человека и основных свобод и Конвенцию СНГ о правах и основных свободах человека, содержат перечень видов работы или службы, не включаемых в категорию принудительного труда.

Можно считать очевидным, что конституционное  предписание должно применяться только в комплексе с положениями названных международных договоров.

Сегодня эта задача облегчается, поскольку  в новый Трудовой кодекс РФ, принципы которого основаны на международном  праве, включена ст. 4 «Запрещение принудительного  труда», дополняющая запрет характеристиками, воспроизводящими либо конкретизирующими международные оговорки.

В несколько иных комментариях нуждается  предписание ч. 1 ст. 50 Конституции  РФ: «Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление». Толкование этой нормы не может не учитывать положения Международного пакта о гражданских и политических правах (ч. 7 ст. 14) и Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ст. 4 Протокола № 7).

Таким образом, при согласованном  толковании и применении указанных норм следует исходить из невозможности не только повторного осуждения, но и привлечения к судебной ответственности, причем и в ситуациях первоначального оправдания.

Заслуживает внимания практика Конституционного Суда РФ, около 200 постановлений и определений которого включают ссылки на общепризнанные принципы и нормы международного права, на международные договоры РФ и иные международно-правовые акты.

При этом могут возникать трудности  в совмещении положений, содержащихся в Конституции и международных договорах.

Конституция РФ гарантирует каждому  право на получение квалифицированной  юридической помощи, включая право  каждого задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого в совершении преступления пользоваться помощью  адвоката (защитника), не оговаривая, однако, свободу выбора (п. 1 и 2 ст. 48 Конституции РФ).

Традиционным для международно-правовой регламентации является право каждого  обвиняемого в совершении уголовного преступления пользоваться помощью  «выбранного им самим защитника» (п. 3 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 3 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод). В постановлении от 27 марта 1996 г. Конституционный Суд РФ квалифицировал указанные предписания в комплексе, обосновав свою правовую позицию ссылками одновременно на ст. 48 Конституции РФ и на ст. 14 Международного пакта (в то время Российская Федерация еще не участвовала в Европейской конвенции). Такой метод совмещения конституционной и договорной регламентации представляется юридически обоснованным, соответствующим формулировке п. 4 ст. 15 Конституции РФ о составных частях российской правовой системы.

Можно, однако, отметить и такие  случаи, когда подобное совмещение кажется сомнительным.

Вот один из новейших примеров - постановление Суда от 30 октября 2003 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Здесь Суд также прибег к комплексному использованию Конституции РФ и двух международных актов.

Фрагмент постановления: «Исходя  из того, что пользование свободой массовой информации - по смыслу ст. 29 Конституции  Российской Федерации, п. 2 ст. 10 Конвенции  о защите прав человека и основных свобод и п. 3 ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах - налагает на организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, особые обязанности и особую ответственность…».1

Конституция обеспечивает открытость внутригосударственной правовой системы РФ по отношению к международному праву. Более того, международное право, действующее в России непосредственно и имеющее приоритет перед внутренними законами, признается ориентиром внутреннего правового развития. Следует уделить несколько слов правовому статусу самой нормы п. 4 ст. 15 Конституции РФ в иерархии норм правовой системы РФ. Дело в том, что ст. 15 Конституции РФ входит в «основы конституционного строя» и принадлежит, таким образом, к особым положениям конституционного права РФ, которые не могут быть пересмотрены Федеральным собранием РФ. Это означает, что норма п. 4 ст. 15 Конституции РФ обладает высшей юридической силой и ни одно положение российского права, даже положения самой Конституции РФ, не могут противоречить ей как одной из основ конституционного строя (п. 2 ст. 16 Конституции РФ).

Таким образом, в перечне проблем совершенствования Основного закона России заметное место занимают нетрадиционные вопросы соотношения норм Конституции и норм международного права.

В условиях, когда текст однозначных по предмету регулирования норм Конституции РФ и норм международно-правовых актов не вполне адекватны, решение возникающих проблем целесообразно искать в согласованном толковании и совмещенном применении таких норм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Сегодня в России идет процесс становления частного права. Государство встает на защиту тех договоренностей, которые заключили между собой частные лица. Этот процесс можно сравнить с разгосударствлением социалистической собственности, приватизацией. Как в сфере экономики появляется субъект, наделенный частной собственностью, так и в правовой сфере возникает субъект, наделенный существенной автономией, независимостью, возможностью самостоятельно, свободно и в своем интересе решать свои частные дела, не причиняя при этом ущерба правам и законным интересам других лиц, т.е. субъект, частное право которого гарантируется государством. Это приводит к росту значения диспозитивного метода правового регулирования.

Принципиально новым феноменом в истории российской системы права является наделение всех субъектов РФ правом издания законов, что приведет к формированию наряду с федеративной нормативно-правовой системой самостоятельных региональных нормативно-правовых систем, а в рамках федеративного права, кроме того, должна сложиться новая подсистема - коллизионное право (п. «п» ст. 71 Конституции РФ.). Это значительно усложняет правовое регулирование, но увеличивает «приближенность» субъекта регулирования к объектам, а также роль правосудия как центра разрешения всевозможных споров и  коллизий.

Российская система права и  система законодательства находятся  ныне в ситуации глубоких структурных реформ. При этом основным направлением их развития является построение правового государства на базе развитого гражданского общества, где центральным звеном, высшей ценностью выступали бы права человека, реально обеспеченные, гарантированные и защищенные.

Итак, одним  из выводов является то, что проблемы системы права в российском правоведении пока не решены.

Возникшие трудности  обусловлены, прежде всего, переходным состоянием права, в свою очередь  обусловленным переходным состоянием социально-экономического и политического  строя. В России еще не сформировалось гражданское общество и соответствующая  ему государственно-правовая форма. Если развитие пойдет в сторону расширения обмена как генерального способа общественных связей, то опосредствовать его может лишь правовая система, дифференцированная на публичное и частное право. В их рамках и придется, по-видимому, открывать объективные начала дифференциации реально существующего права.

Совершенствование законодательства - это установленная Конституцией форма развития правовой системы; сфера  практической деятельности субъектов  конституционных отношений.

Российское законодательство вошло в период крупномасштабной реформы. Эта реформа связана, прежде всего, с принятием нового законодательства практически по всем отраслям права, включая государственное.

Проблемы нашего законодательства, давно известные теории и практике, многократно обострились на фоне резких изменений формы и содержания источников права, политических и правовых принципов регулирования ведущих отраслей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы и источников

 

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 17.07.2009). – СПС «Консультант +».

3. «Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 30.06.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2008) – СПС «Консультант +».

4. Алексеев, С. С. Государство и право / С. С.Алексеев. – М.: Юридическая литература, 1996. – 257 с.

5. Алексеев, С. С. Общая теория права / С. С. Алексеев. -  М.: Юридическая литература, 1982. – 169 с.

6. Блохин, Ю. П. Некоторые особенности рассмотрения хозяйственных споров с участием иностранных лиц. / Ю. П. Блохин // Законность. - 1999. - № 9. - С. 55.

7. Бобылев,   А. И.   Современное   толкование   системы   права   и   системы законодательства. / А. И. Бобылев // Государство и право. - 1998. - № 2. - С. 10 -12.

8. Игнатенко, Г. В. Конституция и международное право: как упорядочить неадекватные нормы. / Г. В. Игнатенко // Юридический вестник. – 2004. - № 4. - С. 5.

9. Карташов, В. Н. Введение в общую теорию правовых систем. / В. Н. Карташов. – М.: Юридическая литература, 2006. – 257 с.

10. Кашанина, Т. В. Основы российского права: учебник для вузов. / Кашанина Т. В., Кашанин А. В.— 3-е изд., перераб. и доп. — М.: НОРМА, 2003. — 784 с.

11. Лившиц, Р. З. Теория права / Р. З. Лившиц М.: Проспект, 2007. – 360 с.

12. Марченко, М. Н. Основы государства и права: Учебник для ВУЗов. / М. Н. Марченко, Е. М. Дерябина - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. –

360 с.

13. Марченко, М. Н. Основы государства и права: учеб. / М. Н. Марченко – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 640 с.

14. Международное право: учебник / под ред. С. И. Любимова. - М.: Гордарика, 2000. - С. 199.

15. Орлова, Т.О. Некоторые вопросы соотношения международного права и внутригосударственного права российской федерации (в области защиты прав человека). / Т.О. Орлова. // Юридический вестник. - 2004. - № 1. - С. 5 - 6.

16. Основы государства и права. Учебное пособие / под ред. С. А. Комарова. – М.: Манускрипт, 1998. – 222 с.

17. Основы права: учебн. пособие для высших и средних специальных учебных заведений. / под ред. В. В. Лазарева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: Юристъ, 2001. — 448 с.

18. Пиголкин, А. С. Общая Теория Права /А. С. Пиголкин – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. – 317 с.

19. Хропанюк, Н. В. Теория Государства и Права / Н. В. Хропанюк – М.: ДДТ,  2004. – 423 с.

 

 

1 Марченко, М.Н. Теория государства и права: учеб. -  М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. С. 562.

2 Алексеев, С.С. Общая теория права: учеб. / С.С. Алексеев. -  М.: Юридическая литература, 1982. С. 55.

1 Основы государства и права: учебник / отв. ред. С.А. Комаров. – М.: Манускрипт, 1998. С. 15 - 23.

2 Бобылев,   А. И.   Современное   толкование   системы   права   и   системы законодательства. // Государство и право. 1998. № 2. С. 10 – 12.

1 Карташов, В.Н. Введение в общую теорию правовых систем / В.Н. Карташов. – М.: Юридическая литература, 2006. С. 123.

1 Лившиц, Р.З. Теория права / Р.З. Лившиц. – М.: Проспект, 2007. С. 123.

2 Марченко, М.Н. Теория государства и права: учеб. -  М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. С. 561.

1 Кашанина, Т. В., Основы российского права:    Учебник для      вузов / Кашанина Т. В., Кашанин А. В.— 3-е изд., перераб. и доп. — М.: НОРМА, 2003. С. 123.

1 Основы права: Учебн. пособие для высших и средних специальных учебных заведений. / Под ред. В.В. Лазарева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: Юристъ, 2001. С. 154.

2 Марченко, М.Н. Теория государства и права: учеб. -  М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. С. 567

1 Пиголкин, А.С. Общая Теория Права / Пиголкин А.С. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. С. 35.

1 Марченко, М. Н. Основы государства и права: Учебник для ВУЗов / Марченко М. Н., Дерябина Е. М.   — М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007. С. 223.

Информация о работе Система права