Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 11:19, курсовая работа
Актуальность исследования этой темы заключается в том, что познание особенностей системы законодательства важно, как для будущих юристов, так и для людей других сфер деятельности: политиков, правоведов, социологов и т.д.
Цель работы: изучение системы законодательства, её структуры.
Для достижения цели исследования потребовался выход на решение следующих задач: изучить понятие «системы законодательства», ее сущность, рассмотреть подробно систему нормативно-правовых актов и их соотношение с законом.
стр.
1.
Введение ……………………………………………………………….
3
2.
Структура системы законодательства ……………..…….…………..
5
3.
Федеральная система нормативно-правовых актов в РФ ………….
14
4.
Проблема соотношения закона и подзаконного нормативно-правового акта в современной России …………………….………
22
5.
Заключение …………………………………………………………….
35
6.
Литература ………………………………………………………
Филиал НОУ ВПО «Московский институт предпринимательства и права» в г. Новосибирске
Курсовая работа
По дисциплине: «Теория государства и право»
на тему: «Система законодательства»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | ||
1. |
Введение ………………………………………………………………. |
3 |
2. |
Структура системы законодательства ……………..…….………….. |
5 |
3. |
Федеральная система нормативно-правовых актов в РФ …………. |
14 |
4. |
Проблема соотношения закона и подзаконного нормативно-правового акта в современной России …………………….……… |
22 |
5. |
Заключение ………………………………………………… |
35 |
6. |
Литература ………………………………………………………….. |
37 |
Введение
Актуальность и значимость темы работы определяется в первую очередь тем, что система законодательства - иерархичная и соподчиненная совокупность нормативных правовых актов, связанных и взаимодействующих между собой и регулирующих общественные отношения. Нормативные правовые акты не существуют изолированно друг от друга, в своем единстве они образуют единое целостное образование, внутренне дифференцированное по отраслям и институтам.
Изучение понятия "система законодательства " является основной целью курсовой работы.
В соответствии с целью и задачами работа разделена на три главы. В первой главе рассматриваются структура; теоретические понятия системы законодательства; ее деление на отрасли; минусы, недостатки; изменения, её тенденции развития; формы систематизации, а также каким факторам должна следовать система законодательства, что бы бать еще совершеннее.
Вторая глава посвящена нормативно-правовых актов. Рассмотрена иерархическая система нормативных правовых актов, в зависимости от их юридической силы; как они учитываются; вступление в силу и прекращение их действий.
В третей главе проанализирована проблема соотношения закона и подзаконного нормативного акта.
В основе системы законодательства
лежит нормативный правовой акт,
оформляющий решение
Процесс преобразования
российского общества находит свое
отражение в функционировании многих
закономерностей социально-
Четкость, логичность и
последовательность нормативных актов
говорит о характере
Актуальность исследования этой темы заключается в том, что познание особенностей системы законодательства важно, как для будущих юристов, так и для людей других сфер деятельности: политиков, правоведов, социологов и т.д.
Цель работы: изучение системы законодательства, её структуры.
Для достижения цели исследования потребовался выход на решение следующих задач: изучить понятие «системы законодательства», ее сущность, рассмотреть подробно систему нормативно-правовых актов и их соотношение с законом.
2. Структура системы законодательства
Система законодательства
- это упорядоченное множество
всех действующих нормативно-
Система законодательства тех или иных государств делится на:
- отраслевое законодательство,
т. е. одноименное с отраслями
права, совпадающее с ними по
предмету правового
- комплексное законодательство, т.е. такое, которое содержит нормы различных отраслей права: уголовного, административного, гражданского, например, экологическое законодательство;
- общефедеральное
- законодательство автономии (если высший представительный орган автономии вправе принимать законы);
- конституционное и иное законодательство, законы и подзаконные акты (по юридической силе).
Структура системы законодательства - это внутреннее подразделение законодательства на относительно обособленные группы нормативно-правовых актов.
Систему законодательства можно делить на отдельные части по разным основаниям. В зависимости от специфики таких оснований можно выделить отраслевую (горизонтальную), вертикальную (иерархическую) и федеративно-территориальную системы законодательства.
Отраслевая (горизонтальная)
система законодательства обусловлена
предметом правового
Отрасли законодательства, регулирующие те или иные сферы государственной, экономической и социальной жизни, формируются в зависимости только от предмета правового регулирования и не обладают самостоятельным методом.
Формируются новые комплексные отрасли законодательства (о приватизации, таможенном деле, налогообложении) как основные тенденции развития российского законодательства в современный период.
В основе вертикальной (иерархической)
системы законодательства лежит
разделение нормативных актов в
зависимости от их юридической силы
и органов государственной
В Российской Федерации вертикальная система законодательства складывается из следующих подразделений: Конституция страны, стоящая во главе системы законодательства; законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию; конституционные законы; обыкновенные законы; нормативные указы Президента; нормативные постановления Правительства; нормативные приказы, постановления, инструкции и акты иных наименований министерств, государственных комитетов и иных центральных органов исполнительной власти; нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления; нормативные акты, издаваемые администрацией предприятий и учреждений в пределах предоставленных им полномочий (локальные акты).
В настоящее время первостепенное значение приобретает именно вертикальное построение системы законодательства в связи с федеративным устройством России и наличия местного самоуправления.
Наконец, федеративно-территориальная система законодательства определяется федеративной структурой государства и распределением правотворческих полномочий между федеральными органами и органами субъектов Федерации, а также органами местного самоуправления. По этим основаниям законодательство Российской Федерации подразделяется на:
1) федеральное законодательство:
Конституция РФ, федеральные законы,
указы Президента, постановления
Правительства, акты
2) законодательство субъектов РФ: конституции республик, уставы краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга, законы, указы президентов республик, постановления глав администраций и иные нормативные акты;
3) система нормативных актов представительных и исполнительных органов местного самоуправления: решения, постановления, распоряжения и так далее;
4) массив локальных
нормативных актов: приказы,
Система законодательства носит объективный характер. Ее содержание, в конечном счете, определяется не только материальными и социальными условиями жизни общества. Одна из определяющих характеристик принадлежит характеристике сущности самого государства и задачам, которые оно решает на конкретном этапе исторического развития, а также роли мирового сообщества. Общая система законодательства выступает не только как результат, следствие систематизации, но и как органическое свойство законодательства. Особенностью формирования законодательства Российской Федерации, позволившей ей достичь достаточно высокой степени системности, является то, что оно создается на базе ранее принятых концепций, отражающих роль и место России в мировом сообществе, а также собственный и международный опыт в этой сфере. Например, для того, чтобы вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО), Россия должна привести свое законодательство в соответствие с требованиями этой организации. Для этого потребуется принять заново или внести соответствующие изменения почти в 60 нормативных правовых актов.
Существуют три основные формы систематизации законодательства: кодификация, инкорпорация и консолидация.
Кодификация - это наиболее
совершенная форма
Инкорпорация - это форма систематизации законодательства посредством объединения нормативных актов определенного уровня (журналы, сборники) без внесения изменений в их содержание (за исключением внесенных законодателем изменений и дополнений) в определенном порядке (хронологическом, алфавитном, системно-предметном). Виды инкорпорации: официальная, официозная (полуофициальная) и неофициальная.
Консолидация - это форма систематизации законодательства, выражающаяся в объединении в единый документ блока законодательных актов, предназначенных регулировать определенный вид общественных отношений в логической последовательности без внесения изменений в их содержание.
В любой системе, так и в законодательстве, существуют недоработки, а иначе сказать пробелы. Пробел в законодательстве - это отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования.