Система законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования этой темы заключается в том, что познание особенностей системы законодательства важно, как для будущих юристов, так и для людей других сфер деятельности: политиков, правоведов, социологов и т.д.
Цель работы: изучение системы законодательства, её структуры.
Для достижения цели исследования потребовался выход на решение следующих задач: изучить понятие «системы законодательства», ее сущность, рассмотреть подробно систему нормативно-правовых актов и их соотношение с законом.

Содержание работы

стр.
1.
Введение ……………………………………………………………….
3
2.
Структура системы законодательства ……………..…….…………..
5
3.
Федеральная система нормативно-правовых актов в РФ ………….
14
4.
Проблема соотношения закона и подзаконного нормативно-правового акта в современной России …………………….………
22
5.
Заключение …………………………………………………………….
35
6.
Литература ………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

Филиал НОУ  ВПО «Московский институт предпринимательства  и права» в г. Новосибирске

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

 

По дисциплине: «Теория государства и право»

 

на тему: «Система законодательства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Новосибирск

                                               2012 год        

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

   

стр.

1.

Введение ……………………………………………………………….

3

2.

Структура системы законодательства ……………..…….…………..

5

3.

Федеральная система  нормативно-правовых актов в РФ ………….

14

4.

Проблема соотношения закона и подзаконного нормативно-правового акта в современной России …………………….………

22

5.

Заключение …………………………………………………………….

35

6.

Литература …………………………………………………………..

37


 

 

Введение

Актуальность и значимость темы работы определяется в первую очередь тем, что система законодательства - иерархичная и соподчиненная совокупность нормативных правовых актов, связанных и взаимодействующих между собой и регулирующих общественные отношения. Нормативные правовые акты не существуют изолированно друг от друга, в своем единстве они образуют единое целостное образование, внутренне дифференцированное по отраслям и институтам.

Изучение понятия "система законодательства " является основной целью курсовой работы.

В соответствии с целью и задачами работа разделена на три главы. В первой главе рассматриваются структура; теоретические понятия системы законодательства; ее деление на отрасли; минусы, недостатки; изменения, её тенденции развития; формы систематизации, а также каким факторам должна следовать система законодательства, что бы бать еще совершеннее.

Вторая глава посвящена  нормативно-правовых актов. Рассмотрена иерархическая система нормативных правовых актов, в зависимости от их юридической силы; как они учитываются; вступление в силу и прекращение их действий.

В третей главе проанализирована проблема соотношения закона и подзаконного нормативного акта.

В основе системы законодательства лежит нормативный правовой акт, оформляющий решение полномочного органа государства. К нормативному акту применено понятие внешней формы права. Юридическая сила нормативного акта определяется тем, в какую внешнюю форму он облачен прежде всего - закона или какого-либо подзаконного акта. Система законодательных актов представляет собой иерархию по признаку внешней формы. В основе этой системы лежит иерархически важный акт - конституция государства. Система законодательства постоянно развивается. Законодательство должно быть внутренне согласованным, логичным. Обеспечение согласованности правовых норм, устранение противоречащих друг другу и дублирующих нормативных правовых актов достигается с помощью систематизации законодательства.

Процесс преобразования российского общества находит свое отражение в функционировании многих закономерностей социально-правового характера. Одновременно с формированием новых социально-экономических, политических и духовных предпосылок построения российского правового государства обновляется содержание нормативного материала, видоизменяются тенденции его совершенствования и развития.

Четкость, логичность и  последовательность нормативных актов  говорит о характере государственного режима, существующего в стране. Несомненна актуальность данной проблемы. Особую важность она приобретает  в процессе построения правового  государства, потому что от построения системы законодательства зависит не только деятельность государства в целом, но и жизнь каждого человека. Свободным и защищенным чувствует себя человек, который знает, что существующие нормативно-правовые акты закрепляют его права и обязанности, что законы не имеют обратной силы и т.п.

Актуальность исследования этой темы заключается в том, что познание особенностей системы законодательства важно, как для будущих юристов, так и для людей других сфер деятельности: политиков, правоведов, социологов и т.д.

Цель работы:  изучение системы законодательства, её структуры.

Для достижения цели исследования потребовался выход на решение следующих задач: изучить понятие «системы законодательства», ее сущность, рассмотреть подробно систему нормативно-правовых актов и их соотношение с законом.

 

2. Структура системы законодательства

Система законодательства - это упорядоченное множество  всех действующих нормативно-правовых актов данного государства.

Система законодательства тех или иных государств делится на:

- отраслевое законодательство, т. е. одноименное с отраслями  права, совпадающее с ними по  предмету правового регулирования,  например, уголовное, трудовое и  т. д.:

- комплексное законодательство, т.е. такое, которое содержит  нормы различных отраслей права: уголовного, административного, гражданского, например, экологическое законодательство;

- общефедеральное законодательство  и законодательство субъектов  федерации (в федерациях);

- законодательство автономии  (если высший представительный  орган автономии вправе принимать законы);

- конституционное и  иное законодательство, законы и  подзаконные акты (по юридической  силе).

Структура системы законодательства - это внутреннее подразделение законодательства на относительно обособленные группы нормативно-правовых актов.

Систему законодательства можно делить на отдельные части  по разным основаниям. В зависимости  от специфики таких оснований  можно выделить отраслевую (горизонтальную), вертикальную (иерархическую) и федеративно-территориальную  системы законодательства.

Отраслевая (горизонтальная) система законодательства обусловлена  предметом правового регулирования, спецификой регулируемых отношений  и определяется двумя критериями: система права и система отраслей государственного управления. В ней  имеются отрасли, совпадающие с одноименными отраслями права (конституционное право - конституционное законодательство, уголовное право - уголовное законодательство и т.д.). Кроме этого, выделяются так называемые комплексные отрасли, регулирующие отношения в определенной сфере государственного управления (транспорт, связь, здравоохранение, образование, оборона страны и т.д.) и включающие в себя нормы различных отраслей права. Имеются, например, такие комплексные отрасли, как транспортное законодательство, законодательство об обороне и другое. Наконец, существуют и такие отрасли законодательства, которые складываются на базе тех или иных компонентов (подотраслей, юридических институтов), больших по объему отраслей права с добавлением ряда норм близкого содержания, взятых из других отраслей права. Таковы, например, банковское налоговое законодательство как один из важнейших институтов финансового законодательства и др.

Отрасли законодательства, регулирующие те или иные сферы государственной, экономической и социальной жизни, формируются в зависимости только от предмета правового регулирования и не обладают самостоятельным методом.

Формируются новые комплексные  отрасли законодательства (о приватизации, таможенном деле, налогообложении) как  основные тенденции развития российского законодательства в современный период.

В основе вертикальной (иерархической) системы законодательства лежит  разделение нормативных актов в  зависимости от их юридической силы и органов государственной власти, их принявших. По этим критериям весь действующий нормативно-правовой массив государства делится на законы, принимаемые высшим представительным органом страны или всем населением путем референдума, регулирующие самые важные вопросы общественной жизни и имеющие высшую юридическую силу, и подзаконные нормативные акты, которые должны соответствовать законам и издаваться на их основе. В свою очередь, подзаконные акты делятся на отдельные подразделения в зависимости от места соответствующего правотворческого органа в иерархической системе органов государства (нормативные акты, принимаемые главой государства, правительством, органами местного самоуправления и др.).

В Российской Федерации  вертикальная система законодательства складывается из следующих подразделений: Конституция страны, стоящая во главе системы законодательства; законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию; конституционные законы; обыкновенные законы; нормативные указы Президента; нормативные постановления Правительства; нормативные приказы, постановления, инструкции и акты иных наименований министерств, государственных комитетов и иных центральных органов исполнительной власти; нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления; нормативные акты, издаваемые администрацией предприятий и учреждений в пределах предоставленных им полномочий (локальные акты).

В настоящее время  первостепенное значение приобретает  именно вертикальное построение системы законодательства в связи с федеративным устройством России и наличия местного самоуправления.

Наконец, федеративно-территориальная система законодательства определяется федеративной структурой государства и распределением правотворческих полномочий между федеральными органами и органами субъектов Федерации, а также органами местного самоуправления. По этим основаниям законодательство Российской Федерации подразделяется на:

1) федеральное законодательство: Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента, постановления  Правительства, акты центральных  органов исполнительной власти;

2) законодательство субъектов РФ: конституции республик, уставы краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга, законы, указы президентов республик, постановления глав администраций и иные нормативные акты;

3) система нормативных актов представительных и исполнительных органов местного самоуправления: решения, постановления, распоряжения и так далее;

4) массив локальных  нормативных актов: приказы, постановления  и тому подобное.

Система законодательства носит объективный характер. Ее содержание, в конечном счете, определяется не только материальными и социальными условиями жизни общества. Одна из определяющих характеристик принадлежит характеристике сущности самого государства и задачам, которые оно решает на конкретном этапе исторического развития, а также роли мирового сообщества. Общая система законодательства выступает не только как результат, следствие систематизации, но и как органическое свойство законодательства. Особенностью формирования законодательства Российской Федерации, позволившей ей достичь достаточно высокой степени системности, является то, что оно создается на базе ранее принятых концепций, отражающих роль и место России в мировом сообществе, а также собственный и международный опыт в этой сфере. Например, для того, чтобы вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО), Россия должна привести свое законодательство в соответствие с требованиями этой организации. Для этого потребуется принять заново или внести соответствующие изменения почти в 60 нормативных правовых актов.

Существуют три основные формы систематизации законодательства: кодификация, инкорпорация и консолидация.

Кодификация - это наиболее совершенная форма систематизации законодательства, выражающаяся в подготовке обладающего системным характером нового комплексного (сводного) законодательного акта, предназначенного регулировать наиболее важные сферы общественных отношений на протяжении длительного времени. Виды кодификации: всеобщая, отраслевая и специальная (комплексная).

Инкорпорация - это форма систематизации законодательства посредством объединения нормативных актов определенного уровня (журналы, сборники) без внесения изменений в их содержание (за исключением внесенных законодателем изменений и дополнений) в определенном порядке (хронологическом, алфавитном, системно-предметном). Виды инкорпорации: официальная, официозная (полуофициальная) и неофициальная.

Консолидация - это форма  систематизации законодательства, выражающаяся в объединении в единый документ блока законодательных актов, предназначенных регулировать определенный вид общественных отношений в логической последовательности без внесения изменений в их содержание.

В любой системе, так  и в законодательстве, существуют недоработки, а иначе сказать  пробелы. Пробел в законодательстве - это отсутствие конкретной нормы, необходимой для регламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования.

Информация о работе Система законодательства