Система законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования этой темы заключается в том, что познание особенностей системы законодательства важно, как для будущих юристов, так и для людей других сфер деятельности: политиков, правоведов, социологов и т.д.
Цель работы: изучение системы законодательства, её структуры.
Для достижения цели исследования потребовался выход на решение следующих задач: изучить понятие «системы законодательства», ее сущность, рассмотреть подробно систему нормативно-правовых актов и их соотношение с законом.

Содержание работы

стр.
1.
Введение ……………………………………………………………….
3
2.
Структура системы законодательства ……………..…….…………..
5
3.
Федеральная система нормативно-правовых актов в РФ ………….
14
4.
Проблема соотношения закона и подзаконного нормативно-правового акта в современной России …………………….………
22
5.
Заключение …………………………………………………………….
35
6.
Литература ………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

Помимо вышесказанного, Конституция устанавливает обязательную официальную публикацию нормативно-правовых актов, поскольку состояние гласности в сфере законодательства непосредственно затрагивает права и законные интересы граждан и других субъектов права. Знание законов не может быть чьей-то привилегией.

Неопубликованные законы не могут применяться на территории Российской Федерации. Более того, любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан (а это и постановления Правительства, и огромный массив ведомственных актов) не могут применяться, если они не опубликованы официально. Данное конституционное положение, по сути, означает, что законы и другие акты, (а вернее, их полные и точные тексты), должны публиковаться в газетах или специальных изданиях правотворческих органов или по их поручению другими органами. Эти издания распространяются по подписке. Нормативные акты вступают в силу, то есть могут применяться, действовать, только при условии их опубликования.

Федеральные законы обладают высшей юридической силой по отношению  к иным нормативным актам кроме  Конституции. Принимаются либо высшим представительным органом государства - парламентом, либо на референдуме. Законы регулируют наиболее важные, стратегические вопросы жизни общества. Они всегда носят нормативный характер.

Указы Президента могут  быть как нормативными, так и индивидуально-правовыми. В порядке исключения V Съезд народных депутатов Российской Федерации  временно предоставлял Президенту России чрезвычайные полномочия принимать нормативные указы, имеющие силу закона, что затронуло прежде всего сферу частного права. Причем указы Президента, принятые в обеспечение экономической реформы, имели приоритет в системе действующего законодательства вплоть до принятия действующей в настоящее время Конституции Российской Федерации.

Постановления Правительства  подписываются Председателем Правительства. Постановления Правительства, так  же как и указы Президента РФ, подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и Собрании законодательства РФ в течение десяти дней после дня их подписания, кроме того, могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи. Постановления Правительства могут быть отменены Президентом в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента России.

Ведомственные нормативно-правовые акты издаются в рамках компетенции  различными органами исполнительной власти. Имеют форму инструкций, положений, правил, методических указаний и других документов. Указанные акты обязательны для граждан, организаций, иных государственных органов. Не допускается издание ведомственных нормативных актов в виде писем, телеграмм, рекомендаций. Последнее особенно актуально в банковской сфере, где Центральный банк России долгое время устанавливал нормы путем рассылки информационных телеграмм и писем. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организации или имеющие межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.

Учет нормативно-правовых актов осуществляется практически  всеми государственными органами и  юридическими лицами и организациями  для удовлетворения собственных  потребностей в правовой информации либо в коммерческих целях.

Основной задачей учета  является сбор и поддержание нормативно-правовых актов в состоянии, позволяющую  находить нужную правовую информацию.

Учет бывает трех видов:

а) журнальный, то есть фиксация реквизитов нормативных актов в специальных журналах. Такой учет может вестись по хронологическому, алфавитно-предметному или системно–предметному принципам. Хронологический принцип означает, что нормативно–правовые акты регистрируются по датам их принятия. При предметно-алфавитной регистрации акты фиксируются по предметным рубрикам в алфавитном порядке. Тематико-предметная форма учета осуществляется тогда, когда рубрики разделов журнала определяются в зависимости от деления всего законодательства на определенные отрасли.

б) картотечный – это  создание разного рода карточек, расположенных  по определенной системе. На карточках  картотеки могут быть зафиксированы  либо основные реквизиты акта, либо его полный текст.

в) автоматизированный. В  наше время все более активно используется автоматизированный учет на базе применения современной компьютерной техники и новейших достижений информатики. И это вполне закономерно: такой вид имеет несомненные преимущества в оперативности получения информации, в ее качестве (можно сразу напечатать и оттиражировать). Кроме того, в компьютерные системы можно заложить практически безграничный объем правовой информации. Кроме того, создан ряд коммерческих автоматизированных информационно–поисковых систем законодательства, например Гарант и Консультант-Плюс.

Существуют разные порядки  вступления в силу нормативно-правовых актов. Рассмотрим некоторые из них. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.06.94 № 5-ФЗ, и действуют до того, как не установлен другой порядок вступления их в силу.

Кроме общего порядка  вступления в силу нормативно-правовых актов, существуют следующие варианты вступления в силу законов и актов палат Федерального Собрания:

1) порядок вступления  в силу документа может быть  определен в самом документе:  называется конкретная дата или,  что встречается наиболее часто,  дается следующая формулировка: "Вступает в силу после официального опубликования";

2) порядок вступления  в силу закона нередко определяется  отдельным документом - законом о  введении его в действие.

Вступление в силу законов, устанавливающих новые  налоги или вносящих изменения в действующее налоговое законодательство, имеет свои особенности. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и сборов, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

Налоговый кодекс РФ предусматривает  также, что акты законодательства о  налогах вступают в силу не ранее  чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования  и не ранее 1 числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Сроки вступления в силу различных нормативно-правовых актов далеко не одинаковы. И это вполне понятно, ибо сами акты, в отношении которых устанавливаются эти сроки, весьма различны. Вполне логичным является предположение, многократно подтверждённое государственно – правовой практикой разных стран, в соответствии с которым “начальный момент действия закона может быть сознательно отсрочен ввиду особой важности и сложности закона”.

Для более сложных  и более важных нормативно – правовых  актов срок вступления в силу должен быть гораздо большим, чем для всех других нормативно – правовых актов. Это обусловлено тем, что для ознакомления и изучения, а в ряде случаев и для принятия предварительных подготовительных мер, связанных с реализацией содержащихся в них правовых положений, требуется гораздо больше времени и усилий, чем это необходимо в отношении менее ёмких и сложных нормативно – правовых актов.

Прекращение действия нормативно-правовых актов осуществляется, как правило, следующими способами:

1. истечением срока  действия, на который был принят  нормативно-правовой акт;

2. прямой отменой нормативно-правового акта уполномоченным органом;

3. фактической заменой нормативно-правового акта иным актом, регулирующим ту же группу общественных отношений.

Как показывает практика, последний из перечисленных способов прекращения действия НПА, получил  наибольшее распространение. 
Ввиду того, что зачастую перечни актов утративших юридическую силу не составляются, либо составляются с опозданием, возникают правовые коллизии и пробелы в законодательстве.

 

 

4. Проблема соотношения закона и подзаконного нормативно-правового акта в современной России

Законы Российской Федерации - нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом Российской Федерации и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Законы занимают главное место в системе нормативно-правовых актов. Их ведущее положение определяется следующими основными признаками:

1. Законы принимаются  только законодательными (представительными)  органами государственной власти  или непосредственно народом  в порядке референдума;

2. Законы обладают  высшей юридической силой, благодаря  чему содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить законам, никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, который его издал;

3. Законы регулируют  наиболее важные основополагающие общественные отношения. Именно в законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция основных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан;

4. Законы содержат  нормы исходного характера. Все  иные нормативно-правовые акты призваны детализировать и конкретизировать нормативные установления законов;

5. Законы принимаются  в особом процессуальном порядке.

В системе нормативных  правовых актов, помимо законов, выделяют множество других видов нормативных актов, условно объединяемых понятием «подзаконные нормативные правовые акты». Такое разделение нормативных актов показывает, что правовое регулирование общественных отношений в современных государствах осуществляется не только одними лишь законами, как могло бы предполагаться в идеале, но и другими видами нормативных правовых актов, в виду высокой сложности и динамичности регулируемых общественных отношений. Подзаконные нормативные правовые акты призваны развивать и конкретизировать положения законов, а также соответствовать им. В подзаконных нормативных правовых актах содержится значительная часть всех правовых предписаний.

Под подзаконным нормативно-правовым актом следует понимать акт, изданный на основе и во исполнение закона. Такой акт не может противоречить закону, выходить за рамки закона и за рамки полномочий издающего его органа, предоставленных ему законом. Таким образом, соответствие закону и законным полномочиям органа правотворчества является главным признаком подзаконности нормативно-правовых актов. Подзаконные нормативно-правовые акты органов исполнительной власти характеризуются также тем, что они направлены на организацию исполнения закона. При этом всякое исполнительное действие, в том числе и издание нормативно-правовых актов (инструкций, приказов), должно соответствовать закону.

Подзаконные нормативно-правовые акты призваны конкретизировать и детализировать предписания законов. Характерными признаками подзаконных актов является то, что они:

1) принимаются на основе  закона;

2) принимаются во исполнение закона;

3) не могут противоречить  закону.

После введения должности  Президента Российской Федерации проблемы соотношения издаваемых им указов с  иными актами, в особенности с  законами Российской Федерации (в последующем - с федеральными законами), приобрели острую актуальность.

Рассмотрим три аспекта соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта.

Первый - это определение  степени зависимости подзаконного нормативного правового акта от закона. Здесь, в рассмотрении данного аспекта, важно определить точное местоположение каждого вида подзаконных актов в иерархии нормативных правовых актов, определить, насколько удален или, наоборот, приближен к закону тот или иной подзаконный нормативный правовой акт, какие акты занимают промежуточное положение и опосредуют соотношение данного вида актов с законом. В ходе анализа признака высшей юридической силы закона в первой главе данного исследования было установлено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации все виды нормативных правовых актов по юридической силе подчинены Конституции и федеральному закону.

Таким образом, рассмотрение данного аспекта показывает соотношение  актов по юридической силе, показывает степень зависимости подзаконного нормативного правового акта от закона.

Специфика данного аспекта в условиях современного федеративного государства проявляется в том, что иерархия нормативных правовых актов в Российской Федерации построена зачастую не столько на иерархии органов их издающих, сколько на нормативно закрепленном положении актов определенного органа по отношению к Конституции, закону. Это один из ключевых, по нашему мнению, принципов формирования современной правовой системы Российской Федерации, существенно отличающий ее от правовой системы советского периода, когда исходя из иерархии государственных органов формировалась правовая система советского государства.

Информация о работе Система законодательства