Система законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования этой темы заключается в том, что познание особенностей системы законодательства важно, как для будущих юристов, так и для людей других сфер деятельности: политиков, правоведов, социологов и т.д.
Цель работы: изучение системы законодательства, её структуры.
Для достижения цели исследования потребовался выход на решение следующих задач: изучить понятие «системы законодательства», ее сущность, рассмотреть подробно систему нормативно-правовых актов и их соотношение с законом.

Содержание работы

стр.
1.
Введение ……………………………………………………………….
3
2.
Структура системы законодательства ……………..…….…………..
5
3.
Федеральная система нормативно-правовых актов в РФ ………….
14
4.
Проблема соотношения закона и подзаконного нормативно-правового акта в современной России …………………….………
22
5.
Заключение …………………………………………………………….
35
6.
Литература ………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

Что же представляет собой  формула соотношения закона и  подзаконного нормативного правового акта ("должны соответствовать закону"), чем она отличается от рассмотренных нами ранее двух других общих формул? Само понятие "соответствие" предполагает наличие двух соотносимых объектов, а применительно к рассматриваемой формулировке предполагает возможность сравнения одного конкретного акта с другим конкретным актом по определенному вопросу.

Продолжая рассмотрение данной формулы, используемой в Конституции, следует сказать, что соотношение  Конституции Российской Федерации  с каждым из видов нормативных правовых актов закреплено на основе другой, рассмотренной нами ранее формулы "не должны противоречить Конституции Российской Федерации" (части 1 статьи 15). Если сопоставить обе эти юридические формулы ("не должны противоречить" и "должны соответствовать"), то можно заметить, что первая ("не должны противоречить") направлена, главным образом, на установление иерархических зависимостей между соотносимыми видами нормативных правовых актов, а вторая ("должны соответствовать закону") на закрепление, главным образом, оснований и рамок издания для конкретных нормативных правовых актов меньшей юридической силы, на указание об обязательном содержательном соответствии акта меньшей юридической силы акту большей юридической силы в целом.

Итак, формулировка "должны соответствовать закону" предполагает, что подзаконный нормативный правовой акт может быть издан после введения в действие соответствующего закона, в противном случае провести соответствие будет затруднительным, сравнивать один акт в отсутствие другого будет абсурдным, а проводить сравнение, к примеру, тематического подзаконного нормативного правового акта с целым видом законов (совокупностью законов) будет бессмысленным и нелогичным.

Подзаконные нормативные  правовые акты, которые должны соответствовать закону, будут иметь меньшую зависимость от закона в сравнении с теми актами, которые издаются на основании и во исполнение закона. Данная зависимость будет выражаться главным образом в иерархической подчиненности подзаконного нормативного правового акта закону, необходимости его принятия после введения в действие соответствующего закона, отсутствии содержательных расхождений в подзаконном нормативном правовом акте с законом.

После принятия конкретного  федерального закона в нем может  устанавливаться иное, частное соотношение с подзаконным нормативным правовым актом, к примеру, на основе рассматриваемой формулы "должны соответствовать федеральному закону" или "в соответствии с федеральным законом".

В рамках данной формулы  могут встречаться некоторые модификации, которые по существу несколько изменяют характер соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта. К примеру, может встречаться формулировка "в точном соответствии с законом". Дополнительное указание "в точном" в данной формулировке относится главным образом к определению предметной сферы регулирования подзаконными нормативными правовыми актами, которая должна точно соответствовать рамкам предписаний закона и не должна выходить за эти границы.

В действующих нормативных  правовых актах встречаются и другие нормативные основания, закрепляющие соотношение закона и подзаконных нормативных правовых актов, но рассмотренные нами выше три общие формулы соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта являются основными, наиболее часто встречающимися.

Подводя предварительный  итог рассмотренным формулировкам, закрепляющим нормативное соотношение  закона и подзаконного нормативного правового акта, необходимо отметить, что, исходя из их смысла, нормы подзаконных  нормативных правовых актов должны быть последовательно согласованы с нормами законов, не должны содержать каких-либо расхождений с ними. Только единая, лишенная противоречий, система действующих норм права может выступать эффективным регулятором общественных отношений в Российской Федерации.

 

Заключение

Система законодательства субъектов России представляет собой сложное правовое явление, имеющее вертикальное, горизонтальное и федеративно-территориальное строение, на которое Конституция Российской Федерации и федеральное законодательство оказывают всеобъемлющее влияние, определяя цели, задачи, основные направления формирования и развития.

Все уровни законодательства представляют собой систему законодательства Российской Федерации, чьё единство является одним из важнейших условий обеспечения целостности России, эффективности защиты прав граждан и стабильного экономического и политического развития страны.

Можно сделать вывод, что законодательство - есть система, а не просто механическая масса различных актов. Элементы системы законодательства обладают признаками единства и различия, соподчиненности, дифференциации, способности к обособлению.

Система законодательства имеет не только отраслевое (горизонтальное), но и вертикальное (иерархическое) и федеративно-территориальное строение.

Система нормативных  правовых актов Российской Федерации  строится согласно иерархической соподчиненности  актов, определяемой в зависимости  от их юридической силы. Нормативно-правовые акты создаются различными правотворческими органами государства. Они имеют неодинаковую юридическую силу, несовпадающее временное действие, распространяются на различных субъектах и имеют разное территориальное пространство.

Общим для всех видов  подзаконных актов Российской Федерации  является то обстоятельство, что они, наряду с законами, служат источником законности, т. е. граждане и юридические лица, выполняя нормы права, содержащиеся в подзаконных актах, укрепляют режим законности и правопорядка государства. На принимаемые правовые решения ориентируются граждане, должностные лица и организации. Среди подзаконных актов существует своя иерархия, производная от иерархии административной.

Можно сделать вывод, что наиболее целесообразным в вопросе соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта будет, во-первых, определение степени иерархической зависимости и подчиненности подзаконных нормативных правовых актов по отношению к закону, во-вторых, определение оснований издания подзаконных нормативных правовых актов и рамок их принятия, в-третьих, установление предметных сфер регулирования соотносимых актов. Каждый из трех аспектов проблемы соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта не может существовать сам по себе, не может быть изолирован один от другого, все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Предложенное понимание проблемы соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта имеет значение рабочего инструментария для данного исследования.

 

 

 

Литература

1. Конституция Российской Федерации. 1993 г. Принята 12 декабря 1993.

2. Гражданский кодекс  Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94// СЗ РФ.- 1994.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть  вторая) от 30.11.94// СЗ РФ.- 1994.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998. №146-ФЗ

5. Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая от 5 августа 2000. №117-ФЗ

6. Комаров С.А. Общая теория государства и права. – Москва: Эксмо. 2004.

7. Любашиц В.Я. Теория государства и права. - Ростов-на-Дону: Феникс. 2002.

8. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. - Москва: Дело. 2005.

9. Мицкевич А.В. Соотношение системы прав и системы законодательства //ВНИИКЗ. - Москва. 1987.

10. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. - Москва: Даков и К. 2002.

11.Сенякин И.Н. Правотворчество и законодательство. Курс лекций. – Москва: Феникс. 2000.

12.Синюков В.Н. Российская правовая система. – Москва: Юнити. 2004.

13. Теория государства и права: Хрестоматия. В 2 т. / Авт. сост. В.В. Лазарев, С.В. Липень. – Москва. 2001.

14. Тихомиров Ю.А. Закон и формирование гражданского общества // Советское государство и право. 1991.

15. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. / Под ред. профессора В.Г. Стрекозова. – Москва. 2007.

16. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - Москва: Дашков и К. 2005.

17. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. - Москва: Юрайт-М. 2001.




Информация о работе Система законодательства