Систематизация нормативно правовых актов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

С увеличением количества законов и нормативных актов возникла проблема систематизации законодательства. Правозащитники, юристы, адвокаты, да и сами законодатели закопались в многочисленных томах нормативной литературы. Для того чтобы изучить один вопрос приходится обращаться ко множеству источников, статьи по одному вопросу разбросаны по разным нормативным актам. Как решался этот вопрос в ходе истории человечества и юриспруденции мы рассмотрим в этой работе. В разных странах великие умы решали эту проблему, в результате были разработаны разные формы и виды систематизации законодательства. И в настоящее время остается актуальной эта проблема.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и формы систематизации нормативно-правовых актов 5
2. Кодификация как форма систематизации 13
3. Инкорпорация как форма систематизации 19
4. Консолидация как форма систематизации 21
5. Проблемы систематизации: Общеправовой классификатор законодательства 26
Заключение 28
Библиография 29

Файлы: 1 файл

Оглавление11.docx

— 44.60 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 3

1. Понятие и формы систематизации  нормативно-правовых актов 5

2. Кодификация как форма  систематизации 13

3. Инкорпорация как форма  систематизации 19

4. Консолидация как форма  систематизации 21

5. Проблемы систематизации: Общеправовой классификатор законодательства 26

Заключение 28

Библиография 29

Введение

С увеличением количества законов и нормативных актов  возникла проблема систематизации законодательства. Правозащитники, юристы, адвокаты, да и  сами законодатели закопались в многочисленных томах нормативной литературы. Для  того чтобы изучить один вопрос приходится обращаться ко множеству источников, статьи по одному вопросу разбросаны по разным нормативным актам. Как решался этот вопрос в ходе истории человечества и юриспруденции мы рассмотрим в этой работе. В разных странах великие умы решали эту проблему, в результате были разработаны разные формы и виды систематизации законодательства. И в настоящее время остается актуальной эта проблема.

Первая попытка систематизации действующих правовых норм в России была предпринята еще в XI-XII вв., в  первом сборнике древнерусского права - в Русской Правде. Судебник 1497 г. стал предвестником создания кодифицированного  общегосударственного законодательства. Созданное в середине XVII в. Соборное Уложение царя Алексея Михайловича вплоть до первой половины XIX в. оставалось основным сборником законодательных норм в России. К памятникам большой систематизаторской деятельности XIX в., проведенной под руководством известного юриста того времени М. М. Сперанского, следует отнести Полное собрание и особенно Свод законов Российской Империи, который просуществовал, ежегодно обновляясь, вплоть до октября 1917 г.

Свод законов в России был издан в 1832 г. и состоял  из 15 томов. В него вошло около 36 тысяч  нормативных актов (указов, манифестов, циркуляров и т.д.) и извлечений из них. Свод подразделялся на 8 разделов, расположенных по предметному принципу.

Высока была техника оформления томов Свода.

В советский период также  осуществлялись обширные работы по упорядочению действующего законодательства. В 1929-1932 гг. была проведена работа по подготовке Свода законов СССР, но она, к сожалению, не была доведена до конца, учитывая явно недостаточное внимание и попросту пренебрежительное отношение к  праву и законности в тот период, когда начал формироваться культ  личности Сталина.

В 60-70-х гг. были изданы Систематическое  Собрание законодательства СССР и соответствующие  собрания в союзных республиках. На их базе были подготовлены Свод законов  СССР (II томов) и Свод законов РСФСР (8 томов) .

Свод законов РСФСР  был издан в 1986-1988 гг. и включал  в себя действующие законодательные  акты и важнейшие постановления  Правительства Российской Федерации  общенормативного характера. Все помещаемые в Свод акты располагались по предметному признаку и группировались в 5 разделов, которые делились соответственно на главы, параграфы, пункты и подпункты.

Положительной чертой Свода  было то, что он был издан на съемных  листах, позволяющих оперативно заменять текст акта, который признан утратившим силу или в который внесены  те или иные изменения и дополнения.

Как известно, период издания  Свода законов РСФСР, а именно вторая половина 80-х гг., характеризуется  коренной ломкой социально-экономических  и политических отношений в России, потребовавшей кардинальных изменений  в законодательстве. Поэтому содержание Свода быстро устаревало, постепенно прекратилось издание дополнений к нему и ныне он превратился в исторический памятник, непосредственно не влияющий на развитие законодательства и правоприменительную практику. Кроме того, Свод страдал существенными недостатками, среди которых главный – это его неполнота. В тома Свода включались не все действующие законодательные и нормативные правительственные решения.

1. Понятие и формы систематизации  нормативно-правовых актов

Нормативно – правовые акты создаются различными правотворческими органами государства. Систематизация законодательства преследует цель стабилизации правопорядка, приведения нормативно – правового регулирования в  инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление государственными делами в интересах личности.

Систематизация нормативно – правовых актов (законодательства) – это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование  нормативного материала путем его  обработки и расположения по классификационным  критериям, избираемом в соответствии с разрешаемыми это деятельностью  задачами . Результаты систематизации – своды, кодексы, сборники нормативных актов.

Если система права  как следствие исторического  развития – объективный феномен, от воли людей не зависящий, то систематизация и ее продукты – феномен субъективный. От воли составителя во многом зависит, каким будет тот или иной сводный  акт.

Конечно, значение субъективного  начала нельзя преувеличивать. Систематизация в конечном счете также обусловлена  объективно существующей системой права (кодексы, например, объединяют юридические  нормы одной и той же отрасли  права), содержанием систематизируемых  правил поведения, объективной потребностью в сборниках нормативных актов  того или иного рода и т.п., но по форме своего выражения она всегда субъективна.

В результате систематизации устраняются противоречия между  правовыми нормами, отменяются и  создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного  развития. Они группируются по особым системным признакам, сводятся в  кодексы, собрания законодательства и  другие систематизированные акты.

В странах, где действует  прецедентное или обычное право, систематизация правовых норм представляет собой сложную проблему, поскольку  современное законодательство лишь формально признаёт нормативно –  правовую состоятельность прецедентов  и правовых обычаев.

Систематизация законодательства - это постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы. В современных цивилизованных государствах имеется значительное число нормативных актов, принимаемых  различными правотворческими органами. Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время  находится в движении, развитии в  силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового  регулирования.

Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений  объективно обусловливают упорядочение всего комплекса действующих  нормативных актов, их укрупнение, приведение в определенную научно обоснованную систему, издание разного рода сборников  и собраний законодательства. Такая  деятельность по приведению нормативных  актов в единую, упорядоченную  систему обычно называется систематизацией  законодательства.

Систематизация законодательства необходима, во-первых, для дальнейшего  развития законодательства. Анализ и  обработка действующих нормативных  актов, группировка правовых предписаний  по определенной схеме, создание внутренне  единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности, способствуют ликвидации пробелов, устарелостей и противоречий в действующем законодательстве.

Во-вторых, она обеспечивает удобства при реализации права, возможность  оперативно находить и правильно  толковать все нужные нормы. Наконец, систематизация является необходимой  предпосылкой целенаправленного и  эффективного правового воспитания, научных исследований, обучения студентов.

В разные периоды жизни  государства потребность в систематизации законодательства бывает различна. Когда  накапливается в течение многих лет большой объем нормативно-правового  материала, когда действует значительное число нормативных актов, принятых в разное время и к тому же перекрывающих  друг друга, действующих в усеченном  объеме или попросту устаревших, фактически утративших силу, систематизация законодательства особенно необходима. В условиях же существенной ломки, революционного преобразования правовой системы, когда отменяются целые нормативные блоки, регулирующие отживающие, подлежащие существенному  реформированию отношения, когда по сути дела создается качественно  новая общественно-экономическая  система, объективно требующая обновленных  законов, систематизация законодательства как бы уходит на второй план.

Ныне в России темпы  правотворческой и в первую очередь  законодательной деятельности как  никогда высоки. Создаются сотни  и тысячи новых нормативных актов, существенно меняющих характер и  основные принципы правового регулирования. Однако если сейчас не заниматься упорядочением  действующей нормативной базы, которая  увеличивается весьма быстрыми темпами, в будущем возникнут большие  трудности в нахождении и использовании  действующих норм права, хаос и неразбериха  в российском нормативном хозяйстве. Дело осложняется еще и тем, что  сейчас, когда создается практически  новая правовая система в Российской Федерации, нужно также срочно решить судьбу формально действующих нормативных  актов России и их частей, которые  полностью либо частично противоречат новым нормативным решениям или  попросту безнадежно устарели.

Обычно в понятие систематизации законодательства включаются четыре самостоятельных  формы правовой деятельности:

1) сбор государственными  органами, предприятиями, фирмами  и другими учреждениями и организациями  действующих нормативных актов,  их обработка и расположение  по определенной системе, хранение, а также выдача справок для  заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам (учет нормативных актов);

2) подготовка и издание  различного рода собраний и  сборников нормативных актов  (инкорпорация законодательства);

3) подготовка и принятие  укрупненных актов на базе  объединения норм разрозненных  актов, изданных по одному вопросу  (консолидация законодательства);

4) подготовка и принятие  новых актов (типа кодексов), в  которые помещаются как оправдавшие  себя нормы прежних актов, так  и новые нормативные предписания  (кодификация законодательства) .

Теория права различает  два основных вида систематизации: инкорпорацию и кодификацию. Однако в настоящее время используется еще одна форма систематизации нормативно - правовых актов – консолидация.

Систематизация и, прежде всего, кодификация, законодательства проводится; как правило, по отраслям. В России почти все базовые отрасли имеют “свои” кодексы (гражданский, уголовный, КЗоТ, о браке и семье, земельный, жилищный, об административных правонарушениях, исправительно-трудовой, арбитражный, два процессуальных).

2. Кодификация как форма систематизации

На современном этапе  развития общества систематизация нормативно-правовых актов начинает осуществляться еще  на стадии их опубликования в официальных  газетах, журналах или вестниках. В  этих изданиях они располагаются  по определенной системе (в зависимости  от их юридической силы, от органа их принявшего, их юридической природы - нормативные - ненормативные и т.д.), каждому акту присваивается свой номер.

Помимо указанной выше первичной формы, существует два  основных вида систематизации: инкорпорация и кодификация.

Кодификация законодательства - это форма коренной переработки  действующих нормативных актов  в определенной сфере отношений, способ качественного упорядочения законодательства, обеспечения его  согласованности и компактности, а также расчистки нормативного массива, освобождения от устаревших, не оправдавших себя норм. В процессе кодификации составитель стремится  объединить и систематизировать  оправдавшие себя действующие нормы, а также переработать их содержание, изложить нормативные предписания  стройно и внутренне согласованно, обеспечить максимальную полноту регулирования  соответствующей сферы отношений. Кодификация направлена на то, чтобы  критически переосмыслить действующие  нормы, устранить противоречия и  несогласованности между ними .

Кодификация - это форма  правотворчества. Будучи обобщением действующего регулирования, она в то же время  направлена на установление новых норм, отражающих назревшие потребности  общественной практики, восполняющих пробелы правового регулирования, на замену неудачных, устаревших правовых предписаний новыми. Кодификация - это  форма совершенствования законодательства по существу и ее результатом является новый сводный законодательный  акт стабильного содержания (кодекс, положение, устав и т. д.), заменяющий ранее действовавшие нормативные  акты по данному вопросу. Сочетание  упорядочения и обновления законодательства как свойства кодификации позволяет  рассматривать ее как наиболее совершенную, высшую форму правотворчества.

Кодификация – это деятельность правотворческих органов государства  по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно – правового акта, которая  осуществляется путём глубокой и  всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений.

Кодификация сопровождается нормативных актов обработкой с  целью придать нормативным материалам стройность, последовательность, непротиворечивость, полноту и т.п.

Кодификация обладает рядом  характерных черт:

1) в кодификационном акте  обычно формулируются нормы, регулирующие  наиболее важные, принципиальные  вопросы общественной жизни, определяющие  нормативные основы той или  иной отрасли (института) законодательства;

2) такой акт регулирует  значительную и достаточно обширную  сферу отношений (имущественные,  трудовые, брачно-семейные отношения,  борьба с преступностью и т.  д.);

Информация о работе Систематизация нормативно правовых актов