Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 22:57, курсовая работа
С увеличением количества законов и нормативных актов возникла проблема систематизации законодательства. Правозащитники, юристы, адвокаты, да и сами законодатели закопались в многочисленных томах нормативной литературы. Для того чтобы изучить один вопрос приходится обращаться ко множеству источников, статьи по одному вопросу разбросаны по разным нормативным актам. Как решался этот вопрос в ходе истории человечества и юриспруденции мы рассмотрим в этой работе. В разных странах великие умы решали эту проблему, в результате были разработаны разные формы и виды систематизации законодательства. И в настоящее время остается актуальной эта проблема.
Введение 3
1. Понятие и формы систематизации нормативно-правовых актов 5
2. Кодификация как форма систематизации 13
3. Инкорпорация как форма систематизации 19
4. Консолидация как форма систематизации 21
5. Проблемы систематизации: Общеправовой классификатор законодательства 26
Заключение 28
Библиография 29
3) будучи итогом
4) кодификация рассчитана
на создание более устойчивых,
стабильных норм, рассчитанных на
длительный срок их действия.
Эффективность
5) предмет кодификации
обычно определяется в
6) акт кодификации всегда
значителен по объему, имеет сложную
структуру. Это своеобразный
Кодификация – это наиболее сложная и совершенная форма систематизации законодательства, имеющая правотворческий характер.
Обычно в юридической литературе и практике различают несколько видов кодификации.
1. Первый вид - это всеобщая
кодификация, под которой
2. Отраслевая кодификация,
охватывающая законодательство
той или иной отрасли (
3. Специальная (комплексная) кодификация – это издание актов, регулирующих тот или иной правовой институт (например, таможенный кодекс, кодекс торгового мореплавания, кодекс об административных правонарушениях, и т.д.) .
Три основные виды кодификационных актов:
1.Основы законодательства
– это нормативно – правовой
акт, устанавливающий
2. Кодекс – наиболее
распространённый вид
Кодифицированные акты носят различное наименова¬ние - "кодексы", "уставы", "положения", просто "зако¬ны".
Особый характер в федеративном государстве принад¬лежит кодифицированным актам федерального уровня. В них содержатся исходные и общие положения, имеющие значение для всего федеративного государства. В респуб¬ликах же и других субъектах Федерации принимаются, акты в соответствии с их компетенцией на основании фе¬деральных кодексов, других федеральных законов.
Кодексы относятся к наиболее высокому уровню зако¬нодательства. Каждый кодекс - это как бы самостоятель¬ное, развитое юридическое "хозяйство", в котором долж¬но быть "все", что необходимо для юридического регули¬рования той или иной группы отношений, - и общие принципы, и регулятивные институты всех основных раз¬новидностей данных отношений, и правоохранительные нормы, и т.д. Причем весь этот нормативный материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован.
Существенное значение в каждом кодексе (кодифици¬рованном акте) имеют "общая часть" или "общие положе¬ния", где закрепляются Исходные принципы и нормы, общие начала и "дух" данной ветви законодательства.
Основную роль в системе законодательства играют от¬раслевые кодексы, т.е. кодифицированные акты, возглав¬ляющие соответствующую отрасль законодательства. Эти кодексы собирают в единый фокус, сводят воедино основ¬ное содержание той или иной законодательной отрасли. Все другие законы, иные нормативные акты данной отрас¬ли как бы подстраиваются к отраслевому кодексу. В части первой ГК РФ прямо сказано: "Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответст¬вовать настоящему Кодексу" (п. 2 ст. 3).
3. Устав, положение –
это кодификационные акты
На основании наличия кодифицированного акта формируется та или иная законодательная отрасль. Однако наличие кодифицированного акта как одного из критериев отрасли законодательства не нужно понимать узко. Это не обязательно основы законодательства или кодексы, может быть и группа кодифицированных актов, которые в совокупности определяют отрасль (так обстоит дело, например, в законодательстве об охране природы). Но один кодифицированный акт или несколько необходимы для признания конкретной группы норм отраслью законодательства. Отсюда, разумеется, не следует, что до принятия кодифицированного акта об отрасли вообще нельзя говорить. Развитие и становление отрасли – процесс длительный, многоплановый, его признаками являются нацеленность группы правовых норм на регулирование определенных общественных отношений (предмет), использование своеобразного сочетания известных процессов и средств правового регулирования (метод). Принятие кодифицированного акта или нескольких актов завершают процесс образования отрасли.
Совокупность правовых норм признается отраслью законодательства по мере осуществления кодификации. Обоснование новой отрасли, отыскание ее предмета и метода – задача науки, а переход от научных рекомендаций к реализации, проведение кодификации – удел практики.
Правовая система России с самого начала должна создаваться не как совокупность разрозненных актов по узким вопросам, а как научно обоснованная и взаимоувязанная система кодификационных актов, которые должны быть базой, основой системы законодательства страны. Кодификация способствует усилению стабильности законодательства, созданию четкой, базирующейся на научном фундаменте системы нормативных актов, обеспечивает оптимальную скоординированность между действующими нормами, является основой для создания в законодательстве укрупненных нормативных блоков. Она позволяет решить две взаимосвязанные задачи - совершенствовать и содержание, и форму законодательства. В перспективе кодификационные акты призваны быть основой правотворческой и в первую очередь законодательной деятельности. Множественность и фрагментарность законов, их узкая тематика - это существенный недостаток законодательства, и он будет становиться все более очевидным по мере развития и усложнения правовой системы, углубления правового регулирования. Правда, необходимость быстро, оперативно заполнять пустоты, пробелы в действующем регулировании, потребность законодательного обеспечения рыночных реформ, дальнейшей демократизации общественной жизни, динамика социальных преобразований объективно побуждают законодателя принимать отдельные акты по сравнительно узким темам, частным вопросам. В результате нормативный массив интенсивно растет, а кроме этого, возникает больше возможностей для создания пробелов, несогласованностей и противоречий в действующем регулировании.
В перспективе издание
кодификационных актов должно превратиться
в основную форму законотворчества.
Не следует растаскивать наше законодательное
хозяйство по отдельным кускам, мельчить
нормативные акты. Основной путь преодоления
множественности нормативных
3. Инкорпорация как форма
Инкорпорация представляет
собой, в принципе, постоянную деятельность
государственных и иных органов
с целью поддерживать законодательство
в действующем (контрольном) состоянии,
обеспечивать его доступность и
обозримость, снабжать самый широкий
круг субъектов достоверной
Особенность инкорпорации состоит в том, что какие-либо изменения в содержание помещаемых в сборники актов обычно не вносятся и содержание правового регулирования по существу не меняется. Именно это свойство инкорпорации - сохранение неизменным содержания нормативного регулирования - отличает ее от кодификации и консолидации.
Вместе с тем форма
изложения содержания нормативных
актов иногда претерпевает определенные,
иногда довольно существенные изменения,
поскольку инкорпорация не сводится
к простому воспроизведению актов
в их первоначальной редакции. Обычно
в сборниках действующих
Инкорпорация представляет собой объединения в сборнике или собрание действующих нормативно – правовых актов в определённом порядке (алфавитном, хронологическом, предметном и т.д.) без изменения содержания.
Внешняя форма нормативного акта в процессе инкорпорации меняться может и даже должна. Нельзя, например, поместить в собрание действующих актов текст нормы без внесения в него изменений, последовавших после ее издания. Нельзя не исключить из нее пункты, имевшие временные действия или потерявшие силу вследствие иных причин, и т.д.
В результате инкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства:
1. При внешней обработке нормативно – правовые акты располагаются в определённом порядке: алфавитном, хронологическом или предметном, то есть достигается их внешняя упорядоченность.
2. Содержание нормативно – правовых актов, включаемых в инкорпоративные сборники или собрания законодательства, по существу не изменяются.
Деление инкорпорации на отдельные виды можно производить по различным основаниям. В зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний законодательства инкорпорация делится на официальную, официозную (полуофициальную) и неофициальную.
Официальная инкорпорация - утверждение собраний нормативных актов органами их издавшими (например, собрание законов, издаваемые парламентами). Официальные инкорпорации – это упорядочение правовых норм путём издания компетентными органами сборников действующих нормативно - правовых актов. По своей юридической природе акт официальной инкорпорации является формой опубликования действующих нормативно – правовых актов в обработанном и упорядоченном виде. Официальная инкорпорация осуществляется от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа (органов), который утверждает либо иным способом официально одобряет подготовленное Собрание (Свод). Такое Собрание (Свод) носит официальный характер, т. е. оно приравнивается к официальным источникам опубликования помещенных в Собрании нормативных актов и на его материалы можно ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности, в договорах, жалобах и заявлениях граждан, направляемых в правоохранительные или иные государственные органы. Официальное Собрание законодательства имеет приоритет перед ранее изданными публикациями нормативных актов, поскольку оно включает в себя акты в их действующей редакции. Примером официальной инкорпорации может служить, например, изданный в 80-х гг. Свод законов РСФСР.
Подготовка официальных
Собраний (Сводов) обычно сопровождается
большой подготовительной работой.
В процессе его составления выявляются
и признаются утратившими силу устаревшие,
фактически не действующие, противоречащие
позднейшему законодательству нормативные
акты либо их отдельные части, в другие
акты, частично противоречащие позднейшему
законодательству, вносятся необходимые
изменения. Принимается ряд новых
законов и иных нормативных актов,
устраняющих имеющиеся в
Информация о работе Систематизация нормативно правовых актов