Систематизация нормативно правовых актов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 22:57, курсовая работа

Описание работы

С увеличением количества законов и нормативных актов возникла проблема систематизации законодательства. Правозащитники, юристы, адвокаты, да и сами законодатели закопались в многочисленных томах нормативной литературы. Для того чтобы изучить один вопрос приходится обращаться ко множеству источников, статьи по одному вопросу разбросаны по разным нормативным актам. Как решался этот вопрос в ходе истории человечества и юриспруденции мы рассмотрим в этой работе. В разных странах великие умы решали эту проблему, в результате были разработаны разные формы и виды систематизации законодательства. И в настоящее время остается актуальной эта проблема.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и формы систематизации нормативно-правовых актов 5
2. Кодификация как форма систематизации 13
3. Инкорпорация как форма систематизации 19
4. Консолидация как форма систематизации 21
5. Проблемы систематизации: Общеправовой классификатор законодательства 26
Заключение 28
Библиография 29

Файлы: 1 файл

Оглавление11.docx

— 44.60 Кб (Скачать файл)

По-моему, классификатор и  процесс классификации нормативных  документов должны удовлетворять следующим  основным требованиям:

1. Систематизация нормативных  актов должна, с одной стороны,  основываться на правовой доктрине, и, с другой, быть доступной  для всех правоприменителей и граждан, способствовать стабильности и укреплению законности и правопорядка. Это требование диктуется, прежде всего, огромным ростом числа хозяйствующих субъектов, экономическая деятельность которых нуждается в правовой поддержке.

2. Классификатор должен  быть основан, прежде всего,  на Конституции России, а также  на важнейших кодифицированных  актах (Гражданском кодексе, Уголовном  кодексе, Таможенном кодексе и  других). Кроме того, классификатор  должен быть восприимчив к  изменениям законодательства, то  есть допускать введение новых  разделов и подразделов, а также  изменения уже существующих.

3. В целях доступности  для широкого круга пользователей,  подразделы разделов классификатора  должны сознательно дублироваться:  так, законодательство о социальной  защите военнослужащих должно  являться подразделом законодательства  об обороне, а также входить  в законодательство о социальном  страховании и социальном обеспечении.

4. В соответствии с Указом  Президента России от 6 февраля  1995 г. начата подготовительная  работа к составлению и изданию  Свода законов Российской Федерации.  Свод законов - это систематическое  собрание кодифицированных и  систематизированных актов высших  органов государственной власти. Свод должен сделать российское  законодательство более доступным  для всех правоприменителей и граждан. Начиная с электронной системы необходимо классифицировать не нормативные акты в целом, а нормы права, содержащиеся в этих актах - это позволит избежать громоздкости при составлении Свода законов.

5. Следует учитывать установленное  Конституцией Российской Федерации  и Договорами о разграничении  компетенции и предметов ведения  разграничение предметов ведения  Российской Федерации и ее субъектов. В настоящее время законодательные органы субъектов Российской Федерации разрабатывают более 4000 законопроектов по самым разным вопросам нормативно-правового регулирования. Определенные в соответствии с законом разделы классификатора должны учитывать необходимость систематизации актов, издаваемых органами власти субъектов Российской Федерации.

6. Для разработки действительно  жизнеспособного классификатора  отраслей законодательства необходимо  провести анализ законопроектной  работы Государственной Думы  Российской Федерации и других  субъектов законодательной инициативы. Кроме того, особенно в части  законодательства, направленного на  регулирование экономических отношений,  следует изучить проекты законов,  принятие которых предусмотрено  Гражданским кодексом России.

7. В соответствии со  статьей 15 (часть 4) Конституции  необходимо детально разработать  классификацию международных договоров  Российской Федерации. При этом  необходимо учитывать, что Россия  является правопреемником СССР.

8. Необходимо внимательно  изучить и взять все лучшее  из опыта классификации документов  Главного Государственно-правового  управления Президента РФ, Минюста  России, Федерального Собрания РФ, Верховного Совета РСФСР, Конституционного  Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного  Суда России. Необходимо также  изучить опыт классификации документов  в странах с развитой правовой  системой: Германии, Франции, Нидерландах,  Великобритании, США.

Заключение

Реформа законодательства является важнейшей составной частью правовой реформы, столь необходимой России. Систематизация же нормативных актов, которая актуальна для любой  развитой правовой системы, в российских условиях просто жизненно необходима.

В последние годы в России наблюдается бурное развитие законодательства. После принятия Конституции 1993 года резко активизировалась нормотворческая  деятельность на региональном уровне.

Ведомственное нормотворчество  также имеет весьма существенный объем. C 1992 года введена процедура  обязательной регистрации ведомственных  правовых актов в Министерстве юстиции  России. Только в 1995 году в Минюст России на рассмотрение поступило 400 ведомственных правовых актов, из них зарегистрировано и введено в действие 237 .

Особенности развития России новейшего периода (начиная с 1990 года) привели к уникальной и весьма сложной ситуации в праве, которую  вкратце можно охарактеризовать следующим образом.

Развитие экономических  и других отношений в обществе значительно опережало развитие правового регулирования этих отношений: по сути принимаемые в начале 90-х  годов законы констатировали сложившуюся  к моменту их принятия ситуацию, нисколько не способствуя упорядочению последней. Достаточно вспомнить отмененный в значительной части в связи с принятием первой части Гражданского кодекса полный противоречий Закон РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности”, или Положение об акционерных обществах, утратившее силу с принятием Федерального закона “Об акционерных обществах”, определявшее акцию как ценную бумагу, удостоверяющую право собственности на долю в уставном капитале акционерного общества.

Принятие первой и второй частей нового Гражданского кодекса  России явилось первым шагом на пути приведения разрозненного и противоречивого  экономического законодательства в  единую систему. Гражданский кодекс является центром всего экономического законодательства России, однако сам  он будет действовать в полной мере после принятия и введения в  действие предусмотренных им законов, обеспечивающих его развитие и реализацию. В настоящее же время действующее  на территории России законодательство включает в себя правовые акты, принятые в сущности в разных государствах - в СССР, в РСФСР в составе Союза ССР и в Российской Федерации как независимом государстве.

Огромное количество правовых актов, принимаемых на уровне министерств  и ведомств, оказывает существенное влияние на ситуацию в таких сферах, как налогообложение, банковская деятельность, операции на валютном рынке, международные  торговые операции. Причем многочисленные инструкции, директивные письма, телеграммы, приказы и иные ведомственные  документы до сих пор остаются вне поля зрения органов, отвечающих за состояние юридической подсистемы общества. Подавляющее большинство  этих актов принимается без какой бы то ни было координации, без соблюдения правил юридической техники, нередко противоречит друг другу.

Все эти факторы влияют и на экономику, причем сложившаяся  ситуация не может быть решена путем  традиционных работ по систематизации и кодификации действующего законодательства. Большинство правовых актов по своему содержанию являются комплексными и  включают нормы, относящиеся к различным  отраслям права. Поэтому в настоящее  время даже простое составление  перечня правовых актов, обеспечивающих ту или иную область деятельности, представляется весьма сложным.

Необходима система постоянного  мониторинга состояния правовой системы, которая при нынешнем развитии систематизации и кодификации законодательства практически нереализуема.

БИБЛИОГРАФИЯ

Нормативные акты

1. Конституция Российской  Федерации 1993 года. М.: Юристъ, 2000

2. Комментарий к Конституции  Российской Федерации / Общ. ред. Ю. В. Кудрявцева. М.: Фонд "Правовая культура", 2000

Список литературы

1. Алексеев С.С. Государство  и право. М., 1996

2. Алексеев С.С. Теория  права. М.,1994

3. Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. Теория права и государства в схемах и определениях: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 1998

4. Белов А.П. Правотворческая  деятельность судов право и  судебная практика в России  и за рубежом // Право и экономика. - №7. – июль, 2000

5. Гревцов Ю.И. Правовые отношения и осуществлние права. Л., 1987

6. Жилин Г. Соотношение  права и закона //Российская юстиция. - №4. – апрель. - 2000

7. Зивс С.Л. Источники права. - М.: “Право”,1981

8. Керимов Д.А. Кодификация  и законодательная техника. М.1962.

9. Коваленко А.И. Общая  теория государства и права  (в вопросах и ответах): Учеб. пособие. М., 1996.

10. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М. 1995.

11. Лившиц Р.З Теория права. М.: Изд-во Бек, 1994

12. Медведев А.М. Правовое  регулирование действия закона  во вре¬мени // Государство и право. - 1995. - № 3. - С.69-75.

13. Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. - М.: Слово,1997

14. Общая теория права  и государства. / Под ред. В.В.Лазарева, М., Юристъ, 2000

15. Основы государства  и права. Учебное пособие / Под общей редакцией С.А. Комарова. - М.: Манускрипт, Русь-90, 1996

16. Протасов В.Н. Проблемы  теории права и государства.  М., 1998

17. Развитие кодификации  советского законодательства. М. 1968.

18. Спиридонов Л.И. Теория  государства и права. М.: Проспект, 1996.

19. Теория государства  и права. / Под ред. Н.И. Матузова, М.: Юристъ, 2001

20. Теория государства  и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, ТЕИС, 1996

21. Теория права и государства. / Под ред. проф. Г.Н. Манова. М.: Изд-во БЕК, 1996.

22. Тихомиров Ю.А. Действие  закона. М., 1992

23. Херлок Е.С. Исторический экскурс в теорию права. М., 1997.

24. Язык закона. / Под ред.  А.С.Пиголкина, М., 1990


Информация о работе Систематизация нормативно правовых актов