Систематизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 06:54, курсовая работа

Описание работы

Тема курсовой работы считается довольно актуальной, так как систематизация законодательства объективно необходима в современной России, когда в условиях интенсивного правотворчества увеличивается количество нормативных правовых актов, издаваемых на федеральном и региональном уровнях. Согласно приведенным в научных публикациях данным, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации ежегодно принимает в среднем от 200 до 300 федеральных законов.

Файлы: 1 файл

Систематизация и кодификация.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ  
 

     Тема  курсовой работы считается довольно актуальной, так как систематизация законодательства объективно необходима в современной России, когда в условиях интенсивного правотворчества увеличивается количество нормативных правовых актов, издаваемых на федеральном и региональном уровнях. Согласно приведенным в научных публикациях данным, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации ежегодно принимает в среднем от 200 до 300 федеральных законов.

       Принятие большого количества  новых законодательных актов обусловлено осуществляемыми в стране реформами, затрагивающими многие сферы государственной и общественной жизни, которые невозможны без адекватных изменений в правовом регулировании. Однако при несоблюдении требования о признании утратившими силу ранее действовавших нормативных правовых актов, регулирующих те же общественные отношения, что и вновь принятые акты, остается большое количество формально не отмененных, но фактически не действующих актов.

     Для устранения имеющихся недостатков современного отечественного законодательства требуется его систематизации, то есть деятельность государственных органов и иных организаций по упорядочению массива нормативных правовых актов, приведению их в единую, согласованную систему. Систематизация служит важным средством для правильного уяснения смысла правовых норм и надлежащего их применения на практике, является эффективным способом обеспечения широкого круга субъектов права необходимой правовой информацией. Вместе с тем, систематизация законодательства играет существенную роль в правотворческой деятельности, поскольку осуществляется с целью совершенствования действующего законодательства. Системное расположение нормативных правовых актов дает возможность правотворческим органам выявлять имеющиеся в законодательстве пробелы и противоречия и принимать меры для их устранения. Систематизация обеспечивает большую стабильность законодательства и способствует укреплению режима конституционной законности.

     Целью работы является комплексное теоретическое исследование различных видов систематизации нормативных правовых актов Российской Федерации.

     Исходя  из поставленной цели, определены следующие  задачи:

     – анализ основных видов нормативно-правовых актов;

     -охарактеризовать систематизацию  и кодификацию законодательства;

       – рассмотрение основных этапов систематизации законодательства.

     Объектом  исследования являются общественные отношения, связанные с осуществлением систематизации российского законодательства на федеральном и региональном уровня. Предмет исследования составляют нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность государственных органов и иных организаций по упорядочению и совершенствованию отечественного законодательства, устанавливающие принципы и процедуры его систематизации, определяющие особенности осуществления инкорпорации, консолидации и кодификации законодательства, являющихся основными формами систематизации, а также ведения учета и классификации правовых актов как обеспечивающих видов деятельности для трех названных форм систематизации.

     Методологическая  база исследования опирается на принципы объективности, научности и историзма. Работа основана на применении общенаучных  и специально-исторических методов  исследования.

      Структура и содержание работы  определяются целями, задачами и логикой исследования. Курсовая  работа состоит из введения, трех глав,  заключения и списка использованной литературы. 
 
 
 

ГЛАВА 1. Основные виды нормативно-правовых актов 
 

     1.1. Нормативные акты: понятие и виды 

    Нормативный правовой акт - это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

    Нормативные акты издаются органами, обладающими  нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.

    Нормативный акт занимает особое место в системе  правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права (подробнее в других главах учебника).

    По  юридической силе все нормативные  акты подразделяются на две большие  группы: законы и подзаконные акты.

    Виды  законов:

    1) Конституция (закон законов) - основополагающий  учредительный политико-правовой  акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

    2) федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным  и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);

    3) федеральные законы - это акты  текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);

    4) законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

    Виды  подзаконных актов:

    1) указы Президента РФ - высшие по  юридической силе подзаконные нормативные акты;

    2) постановления Правительства РФ - акты исполнительного органа  государства, наделенного широкой  компетенцией по управлению общественными  процессами;

    3) приказы, инструкции, положения министерств,  ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

    4) решения и постановления местных  органов государственной власти;

    5) решения, распоряжения, постановления  местных органов государственного управления;

    6) нормативные акты муниципальных  органов;

    7) локальные нормативные акты - это  нормативные предписания, принятые  на уровне конкретного предприятия,  учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового  распорядка).

    В зависимости от особенностей правового  положения субъекта правотворчества  все нормативные акты подразделяются на:

    нормативные акты государственных органов;

    нормативные акты иных социальных структур (муниципальных  органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);

    нормативные акты совместного характера (государственных  органов и иных социальных структур);

    нормативные акты, принятые на референдуме.

    В зависимости от сферы действия нормативные  акты делят на:

    общефедеральные;

    нормативные акты субъектов Российской Федерации;

    нормативные акты органов местного самоуправления;

    локальные нормативные акты.

    В зависимости от срока действия нормативные  акты классифицируют на:

    нормативные акты неопределенно длительного  действия;

    временные нормативные акты.

    Таким образом, в зависимости от юридической  силы все нормативные акты группируются в определенную систему, в которой  каждый из актов занимает свое место  и играет свою роль (схема 1).

Схема 1 

             ┌─────────────────────────────────────────┐

             │          ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ         │

             │          (по  юридической силе)          │

             └──────────────────┬──────────────────────┘

                                │

                                │

┌─────────────────────────┐     │     ┌──────────────────────────┐

│         Законы          ├─────┴─────┤     Подзаконные акты     │

└────────────┬────────────┘           └─────────────┬────────────┘

             │                                      │

             │                                      │

  ┌──────────┴──────────┐               ┌───────────┴──────────┐

  │     Конституция     │               │   Указы Президента   │

  └──────────┬──────────┘               └───────────┬──────────┘

  ┌──────────┴──────────┐               ┌───────────┴──────────┐

  │     Федеральный     │               │    Постановления     │

  │конституционный  закон│               │    Правительства     │

  └──────────┬──────────┘               └───────────┬──────────┘

  ┌──────────┴──────────┐               ┌───────────┴──────────┐

  │   Федеральный закон  │               │ Инструкции, приказы  │

  │                     │               │министерств и ведомств│

  └──────────┬──────────┘               └───────────┬──────────┘

  ┌──────────┴──────────┐               ┌───────────┴──────────┐

  │   Закон субъекта    │               │Акты местных органов  │

  │      Федерации      │               │государственной власти│

  └─────────────────────┘               └───────────┬──────────┘

                                        ┌───────────┴──────────┐

                                        │ Акты местных органов │

                                        │   государственного   │

                                        │      управления      │

                                        └───────────┬──────────┘

                                        ┌───────────┴──────────┐

                                        │  Акты муниципальных  │

                                        │       органов        │

                                        └───────────┬──────────┘

                                        ┌───────────┴──────────┐

                                        │      Локальные       │

                                        │   нормативные акты   │

                                        └──────────────────────┘ 

     1.2. Учет нормативных актов 

     Учет  законодательства и иных нормативных  актов представляет собой деятельность по их сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов, взятых на учет.

Информация о работе Систематизация