Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 06:54, курсовая работа
Тема курсовой работы считается довольно актуальной, так как систематизация законодательства объективно необходима в современной России, когда в условиях интенсивного правотворчества увеличивается количество нормативных правовых актов, издаваемых на федеральном и региональном уровнях. Согласно приведенным в научных публикациях данным, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации ежегодно принимает в среднем от 200 до 300 федеральных законов.
ВВЕДЕНИЕ
Тема курсовой работы считается довольно актуальной, так как систематизация законодательства объективно необходима в современной России, когда в условиях интенсивного правотворчества увеличивается количество нормативных правовых актов, издаваемых на федеральном и региональном уровнях. Согласно приведенным в научных публикациях данным, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации ежегодно принимает в среднем от 200 до 300 федеральных законов.
Принятие большого количества новых законодательных актов обусловлено осуществляемыми в стране реформами, затрагивающими многие сферы государственной и общественной жизни, которые невозможны без адекватных изменений в правовом регулировании. Однако при несоблюдении требования о признании утратившими силу ранее действовавших нормативных правовых актов, регулирующих те же общественные отношения, что и вновь принятые акты, остается большое количество формально не отмененных, но фактически не действующих актов.
Для устранения имеющихся недостатков современного отечественного законодательства требуется его систематизации, то есть деятельность государственных органов и иных организаций по упорядочению массива нормативных правовых актов, приведению их в единую, согласованную систему. Систематизация служит важным средством для правильного уяснения смысла правовых норм и надлежащего их применения на практике, является эффективным способом обеспечения широкого круга субъектов права необходимой правовой информацией. Вместе с тем, систематизация законодательства играет существенную роль в правотворческой деятельности, поскольку осуществляется с целью совершенствования действующего законодательства. Системное расположение нормативных правовых актов дает возможность правотворческим органам выявлять имеющиеся в законодательстве пробелы и противоречия и принимать меры для их устранения. Систематизация обеспечивает большую стабильность законодательства и способствует укреплению режима конституционной законности.
Целью работы является комплексное теоретическое исследование различных видов систематизации нормативных правовых актов Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
– анализ основных видов нормативно-правовых актов;
-охарактеризовать систематизацию и кодификацию законодательства;
– рассмотрение основных этапов систематизации законодательства.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с осуществлением систематизации российского законодательства на федеральном и региональном уровня. Предмет исследования составляют нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность государственных органов и иных организаций по упорядочению и совершенствованию отечественного законодательства, устанавливающие принципы и процедуры его систематизации, определяющие особенности осуществления инкорпорации, консолидации и кодификации законодательства, являющихся основными формами систематизации, а также ведения учета и классификации правовых актов как обеспечивающих видов деятельности для трех названных форм систематизации.
Методологическая база исследования опирается на принципы объективности, научности и историзма. Работа основана на применении общенаучных и специально-исторических методов исследования.
Структура и содержание работы
определяются целями, задачами и логикой
исследования. Курсовая работа состоит
из введения, трех глав, заключения
и списка использованной литературы.
ГЛАВА
1. Основные виды нормативно-правовых
актов
1.1.
Нормативные акты: понятие и виды
Нормативный правовой акт - это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.
Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.
Нормативный акт занимает особое место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права (подробнее в других главах учебника).
По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.
Виды законов:
1)
Конституция (закон законов) - основополагающий
учредительный политико-
2)
федеральные конституционные
3) федеральные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);
4) законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).
Виды подзаконных актов:
1) указы Президента РФ - высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;
2)
постановления Правительства РФ
- акты исполнительного органа
государства, наделенного
3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;
4)
решения и постановления
5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
6)
нормативные акты
7)
локальные нормативные акты - это
нормативные предписания,
В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:
нормативные акты государственных органов;
нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);
нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);
нормативные акты, принятые на референдуме.
В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:
общефедеральные;
нормативные акты субъектов Российской Федерации;
нормативные акты органов местного самоуправления;
локальные нормативные акты.
В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на:
нормативные акты неопределенно длительного действия;
временные нормативные акты.
Таким образом, в зависимости от юридической силы все нормативные акты группируются в определенную систему, в которой каждый из актов занимает свое место и играет свою роль (схема 1).
Схема 1
┌─────────────────────────────
│ ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ │
│ (по юридической силе) │
└──────────────────┬──────────
┌─────────────────────────┐
│ Законы ├─────┴─────┤ Подзаконные акты │
└────────────┬────────────┘
│
│
┌──────────┴──────────┐
│ Конституция │ │ Указы Президента │
└──────────┬──────────┘
┌──────────┴──────────┐
│ Федеральный │ │ Постановления │
│конституционный закон│ │ Правительства │
└──────────┬──────────┘
┌──────────┴──────────┐
│
Федеральный закон │
│ │ │министерств и ведомств│
└──────────┬──────────┘
┌──────────┴──────────┐
│ Закон субъекта │ │Акты местных органов │
│ Федерации │ │государственной власти│
└─────────────────────┘
┌───────────┴──────────┐
└───────────┬──────────┘
1.2. Учет нормативных актов
Учет законодательства и иных нормативных актов представляет собой деятельность по их сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии, а также по созданию поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов, взятых на учет.