Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 06:54, курсовая работа
Тема курсовой работы считается довольно актуальной, так как систематизация законодательства объективно необходима в современной России, когда в условиях интенсивного правотворчества увеличивается количество нормативных правовых актов, издаваемых на федеральном и региональном уровнях. Согласно приведенным в научных публикациях данным, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации ежегодно принимает в среднем от 200 до 300 федеральных законов.
Учет осуществляется практически всеми государственными органами и юридическими лицами для удовлетворения собственных потребностей в правовой информации либо в коммерческих целях, для обеспечения правовой информацией иных субъектов.
Основной задачей учета является сбор и поддержание нормативных актов в состоянии, позволяющем оперативно находить нужную правовую информацию. Как правило, государственные органы и юридические лица нуждаются в знании действующих норм по определенной теме. Но вполне возможны ситуации, когда требуются сведения только об официальных реквизитах нормативных актов (их наименовании, дате принятия, номере акта и др.) либо тексты актов, утративших силу.
С учетом собственных информационных потребностей государственные органы, юридические лица осуществляют сбор законов Российской Федерации, актов Президента России, постановлений Правительства, нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации и других актов.
Сбор подлежащих учету актов осуществляется различными способами. Значительную их часть можно получить из официально публикуемых сборников нормативных актов.
Совокупность нормативных актов, взятых на учет, составляет информационный фонд, в котором нормативные акты хранятся в определенном порядке. Фонд, состоящий из нескольких сотен или тысяч актов, расчленяется на разделы, как правило, по правотворческим органам. Внутри раздела акты размещаются в хронологическом порядке.
Чтобы знать, какие нормативные акты действуют, какие в них внесены изменения, дополнения, в тексты актов, взятых на учет, заносятся сведения обо всех их изменениях и дополнениях, иначе говоря, они поддерживаются в контрольном состоянии.
Для быстрого нахождения нормативно-правового предписания, принятого по тому или иному вопросу (теме), создаются информационно-поисковые системы. Они могут создаваться без какой-либо современной техники, с ручным поиском. Процесс разработки такой системы включает в себя следующие этапы.
а)
Определение совокупности тематических
вопросов, по которым должны осуществляться
поиск и выдача необходимой информации.
Перечень таких вопросов фиксируется
в специальном документе (алфавитно-предметном
словнике и рубрикаторе отраслей законодательства).
В алфавитно-предметном словнике тематические
вопросы обозначаются отдельными терминами
либо сочетаниями терминов, которые располагаются
в алфавитном порядке (например, «Аванс.
Автомобильный транспорт. Авторский договор»
и др.). Рубрикатор отраслей законодательства
строится по иному принципу: тематические
вопросы формулируются в нем в виде перечня
отраслей, институтов и иных частей, на
которые подразделяется система законодательства.
б) Анализ поступивших на учет нормативных
актов с целью выявления в них тематических
вопросов, предусмотренных алфавитно-предметным
словником либо рубрикатором отраслей
законодательства. в) Фиксация выявленных
в актах тематических вопросов в специальном
журнале либо на карточках. Журнальный
учет имеет весьма ограниченные возможности.
Его применение целесообразно там, где
имеется небольшой массив нормативных
актов, а круг информационных потребностей
организации, учреждения является постоянным
в рамках достаточно узкой тематики. При
создании картотеки в специальных карточках
фиксируются реквизиты акта (наименование
органа, принявшего акт, вид, номер акта
и др.).
ГЛАВА
2. Общая характеристика
систематизации
и кодификации
законодательства
2.1. Исторический опыт систематизации и кодификации российского законодательства
Первая попытка систематизации действующих правовых норм в России была предпринята еще в XI-XII вв., в первом сборнике древнерусского права - в
Русской
Правде. Судебник 1497 г. стал предвестником
создания кодифицированного
Сперанского, следует отнести Полное собрание и особенно Свод законов
Российской Империи, который просуществовал, ежегодно обновляясь, вплоть до октября 1917 г.
Свод законов в России был издан в 1832 г. и состоял из 15 томов. В него вошло около 36 тысяч нормативных актов (указов, манифестов, циркуляров и т.д.) и извлечений из них. Свод подразделялся на 8 разделов, расположенных по предметному принципу.
Высока была техника оформления томов Свода.
В советский период также осуществлялись обширные работы по упорядочению действующего законодательства. В 1929-1932 гг. была проведена работа по подготовке Свода законов СССР, но она, к сожалению, не была доведена до конца, учитывая явно недостаточное внимание и попросту пренебрежительное отношение к праву и законности в тот период, когда начал формироваться культ личности Сталина.
В 60-70-х гг. были изданы Систематическое Собрание законодательства
СССР и соответствующие собрания в союзных республиках. На их базе были подготовлены Свод законов СССР (II томов) и Свод законов РСФСР (8 томов).
Свод законов РСФСР был издан в 1986-1988 гг. и включал в себя действующие законодательные акты и важнейшие постановления Правительства Российской Федерации общенормативного характера. Все помещаемые в Свод акты располагались по предметному признаку и группировались в 5 разделов, которые делились соответственно на главы, параграфы, пункты и подпункты.
Положительной чертой Свода было то, что он был издан на съемных листах, позволяющих оперативно заменять текст акта, который признан утратившим силу или в который внесены те или иные изменения и дополнения.
Как
известно, период издания Свода законов
РСФСР, а именно вторая половина 80-х
гг., характеризуется коренной ломкой
социально-экономических и политических
отношений в России, потребовавшей кардинальных
изменений в законодательстве. Поэтому
содержание Свода быстро устаревало, постепенно
прекратилось издание дополнений к нему
и ныне он превратился в исторический
памятник, непосредственно не влияющий
на развитие законодательства и правоприменительную
практику. Кроме того, Свод страдал существенными
недостатками, среди которых главный –
это его неполнота. В тома Свода включались
не все действующие законодательные и
нормативные правительственные решения.
2.2. Понятие и характерные черты систематизации законодательства
Рассмотрим различные определения понятия "систематизация законодательства", которые даются в юридической литературе, и выделим характерные черты и основные задачи данного вида юридической деятельности.
Систематизация законодательства:
Таким образом, можно выделить следующие существенные признаки систематизации законодательства:
Итак, цель систематизации – создание системы законодательства. Системность законодательства заложена в самой природе нормативно-правовых актов, источников права, правовых норм. Рассмотрим, какими свойствами должна обладать данная система
В
общетеоретическом и
"Система законодательства – совокупность нормативно-правовых актов, в которых объективизируются внутренние содержательные и структурные характеристики права".5 Однако, это не просто совокупность нормативно-правовых актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и скоординированности её основных компонентов.6 Не следует смешивать два взаимосвязанных понятия "система права" и "система законодательства", которые соотносятся как содержание и форма. Этой проблеме посвящено большое количество литературы, в данной работе рассматривается система законодательства как результат научно обоснованной целенаправленной деятельности по систематизации законодательства.
Системный подход7 позволяет выделить основные задачи, направления и требования к проведению систематизации законодательства:
В зависимости от того, на что направлена деятельность по упорядочению законодательства: на совершенствование содержания новых нормативных актов или совершенствование форм изложения норм без изменения содержания выделяют следующие виды (формы) систематизаций: внутренняя и внешняя.8
Обычно в понятие систематизации законодательства включаются четыре самостоятельных формы правовой деятельности9:
Также
выделяют общие и отраслевые формы
систематизации.10 В первом случае
проводят упорядочение нормативных актов
однородных по значению или юридической
силе. Во втором случае – нормативных
актов по отдельным отраслям хозяйства
или права.
2.3. Формы систематизации законодательства
Консолидацию можно рассматривать как своеобразный вид правотворчества11 (принимается компетентным правотворческим органом и имеет все официальные реквизиты), особенность которого заключается в том, что новый укрупненный акт не меняет содержание правового регулирования, не вносит изменений и новелл в действующее законодательство.
В процессе подготовки консолидированного акта все нормы прежних актов располагаются в определенной логической последовательности, разрабатывается общая структура будущего акта. Осуществляется определенная редакционная правка, чисто внешняя обработка предписаний с тем расчетом, чтобы все они излагались единым стилем, использовалась унифицированная терминология. Устраняются противоречия, повторения, неоправданные длинноты, исправляется устаревшая терминология, нормы близкого содержания объединяются в одну статью (пункт). Поэтому консолидацию, ряд авторов12,13, рассматривают как форму систематизации, выполняющую вспомогательную роль, не имеющую самостоятельного значения, как этап в переходе от инкорпорации к кодификации, наиболее совершенную форму инкорпорации. Однако они, по мнению А.С. Пиголкина14, представляют собой качественно различные приёмы систематизации нормативных актов (Приложение №3).