Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 09:49, курсовая работа
Исторический опыт свидетельствует, что коренные социально-политические изменения устройства государства, как правило, влекут за собой реформирование органов предварительного следствия. Обращение к историческому опыту их разрешения могло бы дать положительный практический эффект. Естественно, что в ходе реформирования любого государственного института накапливается определенный историко-правовой опыт, заслуживающий пристального внимания и тщательного изучения в целях его учета и возможного использования в последующих реформаторских шагах.
Введение
Глава 1. Актуальность темы
Глава 2. История возникновения Следственного комитета
Глава 3. Структура СК РФ
Глава 4. Цели и Задачи Деятельности СК РФ
4.1 Основные задачи
4.2 Полномочия
4.3 Права при осуществлении полномочий
Глава 5. Следователи СК РФ
Глава 6. Взаимоотношения с другими государственными органами
Заключение
Список использованной литературы и других источников
В силу статьи 2 постановления
ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1936 г. органы
прокуратуры и следствия
По постановлению СНК СССР от 5 ноября 1936 г. «О структуре Прокуратуры Союза ССР» в Прокуратуре СССР был учрежден следственный отдел.
В 1938 – 1939 гг. следственные подразделения
были учреждены также в органах
госбезопасности и милиции, подведомственных
в то время НКВД СССР. Следственным
аппаратом располагало и
Дальнейшее развитие следственного аппарата связано исключительно с периодическими перераспределениями функции предварительного следствия между прокуратурой и органами внутренних дел. Причем, как показывает анализ исторических предпосылок этого процесса, такое перераспределение обычно не было основано на каких-либо научных доктринах или хотя бы принципах политической целесообразности, а зависело от степени политического влияния руководителя ведомства на высшее руководство страны.
Так, в немалой степени под вилянием Генеральной прокуратуры в ходе судебной реформы 1956 – 1964 гг. было упразднено Министерство внутренних дел. Во вновь созданном ведомстве, названном Министерством охраны общественного порядка, следственного подразделения не было.
Вскоре аналогичные нормы
были закреплены и в уголовно-процессуальных
кодексах союзных республик. Так, в
пункте 7 статьи 34 Уголовно-процессуального
кодекса РСФСР 1960 г. было сказано, что
термином «следователь» должны именоваться
исключительно следователи
С этого времени объем дел, расследуемых следственными подразделениями органов прокуратуры, стал неуклонно возрастать. Так, если в 1960 г. в РСФСР следователями прокуратуры было окончено производством 184 405 уголовных дел, то в 1961 г. — 244 280, а в 1962 г. — уже 256 123.
Однако в середине 1960 г.
с усилением политического
Согласно Указу Президиума
Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963
г. в Министерстве охраны общественного
порядка (позже снова преобразованном
и переименованным в
После назначения на должность
Министра охраны общественного порядка
(позже ставшего Министром внутренних
дел) Щелокова Н.А. и еще большего
усиления влияния органов внутренних
дел наметилась тенденция к расширению
круга дел, подследственных следователям
органов внутренних дел, за счет сокращения
круга дел, отнесенных к подследственности
следователей прокуратуры. Подтвердим
сказанное статистическими
К 1990 г. в производстве следователей
органов внутренних дел находилось
свыше 90 % уголовных дел, а следователей
прокуратуры – всего 9,1 %.
С начала периода «оттепели» в 1960 годах
стала очевидной необходимость реформирования
действующей административной модели
следствия. На этой волне впервые за многие
десятилетия внимание привлекла к себе
забытая петровская вневедомственная
модель предварительного следствия. Сначала
– в кругах научной общественности, а
затем – и на уровне высшего руководства
страны.
В результате в апреле 1990 г. на I съезде народных депутатов СССР Комитету Верховного Совета СССР по законодательству и Совету Министров СССР было поручено подготовить и внести предложения о создании «союзного Следственного комитета».
После всех доработок и согласований в первом полугодии 1993 г. проект закона «О Следственном комитете Российской Федерации» был внесен на рассмотрение Верховного Совета России и одобрен в первом чтении. Однако роспуск Верховного Совета помешал принятию этого закона.
На протяжении последующего десятилетия неоднократно предпринимавшимся попыткам внести законопроекты о реформировании следственных органов неизменно мешала нестабильная политическая ситуация в стране.
Лишь в 2007 г. в условиях
относительной стабильности и консолидации
политических сил удалось принять
федеральные законы от 5 июня 2007 г. №
87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-
Глава 3. Структура СК РФ
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации"
В систему Следственного комитета входят:
1) центральный аппарат Следственного комитета;
2) главные следственные
управления и следственные
3) следственные отделы
и следственные отделения
В систему Следственного
комитета также входят научные, образовательные
(в том числе
Следственный комитет возглавляет Председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ. Председатель Следственного комитета несет персональную ответственность за выполнение стоящих перед ведомством задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.
Глава 4. Цели и Задачи Деятельности СК РФ
4.1 Основные цели
Основной установленной
законодателем целью
Основными задачами СК являются:
4.2 Полномочия СК
Следственный комитет
РФ в процессе своей деятельности
выполняет следующие
1) осуществляет в соответствии
с законодательством
2) обобщает практику применения
законодательства Российской
3) разрабатывает и представляет
в установленном порядке
4) принимает участие в
проведении по поручению
5) принимает нормативные
правовые акты по вопросам, относящимся
к установленной сфере
6) взаимодействует с
7) образовывает координационные,
совещательные,
8) осуществляет взаимодействие
со средствами массовой
9) организует прием граждан,
обеспечивает своевременное и
в полном объеме рассмотрение
обращений, принятие по ним
решений и направление ответов
в установленный
10) учреждает в соответствии
с законодательством
11) обеспечивает внедрение
в деятельность Следственного
комитета достижений науки,
12) участвует в обеспечении
исполнения гражданами
13) организует и осуществляет
в установленном порядке
4.3 Права СК при осуществлении полномочий
Так, Следственный комитет в целях реализации своих полномочий имеет право:
а) запрашивать и получать в установленном порядке на безвозмездной основе документы, материалы и информацию, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
б) привлекать в установленном порядке для выработки решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;
в) участвовать в формировании
федеральных учетов, баз данных криминалистической,
статистической и иной информации и
вести их, а также пользоваться
в установленном порядке
Иные полномочия выражаются, например, в том, что в соответствии с ФКЗ "О чрезвычайном положении" следственные органы могут выполнять также отдельные процессуальные действия в соответствии с действующим законодательством. Согласно указам Президента Следственный комитет может привлекаться к решению разных социальных и правоохранительных задач. Так, Указом Президента РФ от 26 июля 2011 г. N 988 была создана Межведомственная комиссия по противодействию экстремизму в составе руководителей некоторых ведомств, в том числе руководителя Следственного комитета РФ.
Информация о работе Следственный комитет РФ: понятие, цели и функции