Следственный комитет РФ: понятие, цели и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

Исторический опыт свидетельствует, что коренные социально-политические изменения устройства государства, как правило, влекут за собой реформирование органов предварительного следствия. Обращение к историческому опыту их разрешения могло бы дать положительный практический эффект. Естественно, что в ходе реформирования любого государственного института накапливается определенный историко-правовой опыт, заслуживающий пристального внимания и тщательного изучения в целях его учета и возможного использования в последующих реформаторских шагах.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Актуальность темы
Глава 2. История возникновения Следственного комитета
Глава 3. Структура СК РФ
Глава 4. Цели и Задачи Деятельности СК РФ
4.1 Основные задачи
4.2 Полномочия
4.3 Права при осуществлении полномочий
Глава 5. Следователи СК РФ
Глава 6. Взаимоотношения с другими государственными органами
Заключение
Список использованной литературы и других источников

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!!!!!!!!!!!.docx

— 176.39 Кб (Скачать файл)

3. Руководство деятельностью  вновь созданного следственного  органа осуществляет Президент  Российской Федерации. В развитие  положений Закона Указом Президента  Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 38 "Вопросы деятельности  Следственного комитета Российской  Федерации" были утверждены:

- Положение о Следственном комитете Российской Федерации;

- перечень соответствия специальных званий сотрудников Следственного комитета Российской Федерации классным чинам прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации и воинским званиям; перечень должностей в Следственном комитете Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение высших специальных званий;

- перечень соответствия должностей в Следственном комитете Российской Федерации, в том числе в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных или воинских званий, должностям, которые были предусмотрены в Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации, в том числе в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации.

Следственный комитет  является федеральным государственным  органом, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Деятельностью Следственного комитета руководит Президент РФ, который  также устанавливает его штатную  численность. Следственный комитет  РФ возглавляет председатель, который  назначается на должность и освобождается  от должности Советом Федерации  Федерального Собрания РФ по представлению  Президента России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 5. Следователи  СК РФ

Следователь в уголовно-процессуальном праве — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальном законодательстве.

Согласно УПК РФ следователь - самостоятельная процессуальная фигура с достаточно широкими полномочиями. Следователь оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в уголовном деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью (ч. 1 ст. 17 УПК).

Для производства качественного  полноценного, объективного и законного  следствия, предоставленных Законом  инструментов более, чем достаточно. Вспомним, что когда в российском уголовном судопроизводстве появилась фигура следователя, он назначался главой государства - императором, был наделен широкими полномочиями, несменяем, практически приравнен к судье.

Разве сейчас роль следователя  изменилась? Ведь и сегодня следователь  уполномочен не только собирать необходимые  материалы и доказательства, оценить  их, но и принять решения о прекращении  уголовного дела. Да, он поднадзорен  прокурору, его решение может  рассмотреть суд и не согласиться  с ним, но все равно он правомочен принимать решение по делу.1Но, к сожалению практически не бывает решений о прекращении уголовного дела

Уголовно-процессуальный закон  России предусматривает наличие  у следователя широкого спектра  процессуальных полномочий (ч. 2 ст. 38 УПК  РФ):

  • возбуждение уголовного дела в установленном законом порядке
  • принятие уголовного дела к своему производству или передача его руководителю следственного органа для направления по подследственности
  • направление хода расследования, принятие решений о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с уголовно-процессуалным кодексом РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа
  • дача органу дознания в установленных уголовно-процессуалным кодексом РФ случаях и порядке обязательных для исполнения письменных поручений о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении
  • обжаловать с согласия руководителя следственного органа в установленном законом порядке решения прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков.
  • иные полномочия, предусмотренные законодательством.

 

 

 

 

Глава 6. Взаимоотношения  с другими государственными органами

Следственный комитет  осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных  образований, общественными объединениями  и организациями.

Взаимодействие с общественными  объединениями и организациями  предусмотрено ст. 24 Конституции РФ. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Взаимодействие Следственного комитета Российской Федерации с общественными объединениями, организациями и средствами массовой информации является реализацией конституционного права ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы граждан.

К сожалению, общественная деятельность Общественного совета не сформулирована в задачах Следственного комитета, хотя одной из целей Общественного  совета при Следственном комитете является защита прав и свобод граждан. Однако в задачах Следственного комитета не отмечено, что обеспечение согласования общественно значимых интересов  граждан Российской Федерации, общественных, правозащитных, религиозных и иных организаций, органов государственной  власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов в сфере деятельности Следственного  комитета, защиты прав и свобод граждан  Российской Федерации, демократических  принципов развития гражданского общества в Российской Федерации является ключевым для разработки мер формирования государственной политики в сфере  исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

Так как в соответствии со ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Первые шаги Следственного  комитета РФ обозначили необходимость  решения базовых задач, сопряженных  с проблемами кадрового характера, правоприменения, разрешения правовых коллизий.

ст. 49 Конституции РФ гласит, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого, а ст. 51 закрепляет положение о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Вышеперечисленные нормы  являются основополагающими для  осуществления следственных действий, исключающих нарушения прав и  свобод человека, а также гарантируют  соблюдение принципов гуманности, в  отношении обвиняемых и подозреваемых. Конституционные нормы имеют  верховенство на всей территории страны и являются основой для последующего нормотворчества в рассматриваемой  области.

Место Конституции РФ в системе правовых основ деятельности Следственного комитета исторически важна. Данный правовой акт имеет высшую юридическую силу в Российской Федерации.

Как писал В. Рохлин, заслуженный  юрист Российской Федерации, почетный работник прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, имеющий опыт практической работы (2,5 года - следователем, 8,5 лет - прокурором района и почти 14 лет - начальником  следственного отдела областной  прокуратуры), а затем, вот уже 31 год, научной и преподавательской  работы, при чем не порывая связи  с практикой:

“Следователь - исключительно  важный и ответственный участник уголовного судопроизводства. У него сложные задачи и достаточно большие  полномочия. Его должность требует  не только знания разных разделов юриспруденции, но и обостренного чувства справедливости, умения понимать психологию человека, чтобы правильно понимать и оценивать  те или иные побуждения и поступки. Чтобы быть следователем, надо иметь  призвание и желание ответственно исполнять эти исключительно  важные обязанности”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы и других источников:

Нормативные правовые акты

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации"
  2. Федеральный закон РФ от 5 июня 2007 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в УПК РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ».
  3. Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2010 г. N 1182 "Вопросы Следственного комитета Российской Федерации"
  4. Указ Президента Российской Федерации от 14 января 2011 г. N 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации"

Судебная практика

  1. Пресс-релиз от 01.11.2010г. – Мошенничество. Пресс-служба Серпуховского городского суда Московской области.

Литература и  Интернет-ресурсы

  1. См.: Григорьев В.Н., Победкин А.В., Калинин В.Н. Процессуальная регламентация предварительного расследования в результате реформы // Государство и право. - М.: Наука, 2008, № 6. - С. 48-58.
  2. Л.В. Головко. Дознание и предварительное следствие в уголовном процессе Франции. М.: Фирма «СПАРК», 1995. -130 с.
  3. Основные черты правовой системы США // «Россия и Америка в XXI веке» - Электронный научный журнал ИСКРАН , №3, 2007
  4. В. Рохлин, следователь: положение и полномочия //Законность, 2005, N 10
  5. А.Хинштейн, Подоплека войны Следственного комитета и Генпрокуратуры – “Особая буква”
  6. Официальный сайт СК: http://www.sledcom.ru/
  7. http://serpuhov.mo.sudrf.ru/modules.php?name=press_dep&op=1&did=67

Размещено на Allbest.ru

 

Графическая структура СК2

1 В. Рохлин, Следователь: положение и полномочия // Законность, 2005, N 10

2 официальный сайт: http://www.sledcom.ru/


Информация о работе Следственный комитет РФ: понятие, цели и функции