Социальная ценность государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе я постаралась рассмотреть особенности взаимоотношений государства и права. На протяжении многих веков этот вопрос волновал лучшие умы человечества. И сейчас он не потерял своей актуальности, потому что эти понятия являются важнейшими факторами общественной эволюции, непременными спутниками современного общества. От их взаимодействия зависит не только развитие , но и само выживание человечества.
Цель данной работы – рассмотреть социальную ценность государства и права и современные подходы к ней.

Файлы: 1 файл

курсовая соц ценность гос и права.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

В данной  курсовой работе  я постаралась рассмотреть особенности

взаимоотношений государства и  права. На протяжении многих веков этот вопрос волновал лучшие умы человечества. И сейчас он не потерял своей актуальности, потому что эти понятия являются важнейшими факторами  общественной эволюции, непременными спутниками современного общества. От их взаимодействия зависит не только развитие , но и само выживание человечества.

Государство и право как социальные институты существовали не всегда. Если «естественное общество» возникает вместе с появлением древнего человека (homo habelis- “человек умелый” ) около  2 млн. лет назад , а «гражданское общество» - с появлением человека современного типа ( homo sapiens - «человек разумный»)  примерно 40 тыс. лет назад , то впервые государство и право возникли в Египте не позднее 5 тысяч лет назад. Следовательно, длительное время общество обходилось без государства и права , и строило свои взаимоотношения при помощи обычаев и норм морали. Возникновение государства и права было следствием  действия закона  возрастающего  разнообразия деятельности людей, которые преследуют цели реализации своих  разнообразных потребностей. Возрастающее многообразие потребностей  и форм деятельности

требовало их интеграции и регуляции. Так, на смену примитивным формам

организации  и регуляции  жизни человека, какими были первобытное  стадо, род, племя , союз племен, приходили более совершенные и сложные. Ими стали государство и право. Поэтому с точки зрения механизма, т.е. набора правил, средств и институтов, с помощью которых организовалась и регулировалась жизнедеятельность человека  можно выделить два этапа в развитии человеческого общества:

1) общество без государства  (догосударственное общество).

2) общество с государством   (государственно организованное общество). Необходимо также отметить что, каждое  исторически конкретное общество  требует  строго  определенной  меры  социального  регулирования

общественных  отношений.

О чем свидетельствует  многообразие подходов к сущности права? Прежде всего о динамизме жизни, ее многообразии и многовариантности. Роль права существенно меняется в различных обществах и различные исторические периоды. оно обслуживает разные общества, имеющие разные цели, различные социальные структуры, разные типы цивилизаций, и не удивительно, что конкретно-историческое содержание права является бесконечно разнообразным , не теряя при этом своих главных социальных характеристик 1. Регулирование  общественных  отношений  осуществляется  путем  реализации определенных  социальных  норм:  норм  права,  норм  морали,  норм, установленных  общественными  организациями,  норм  обычаев,  норм  традиций, норм  ритуалов  и  т.д.  В  общем  плане  социальные  нормы - это правила поведения  общественного  характера,  регулирующие  взаимоотношения  людей  и деятельность  организаций  в  процессе  их  взаимодействия. Существует  точка зрения,  что  нравственные  законы  заложены  в  самой  природе  человека.

Внешне  они  проявляются  в  зависимости  от  той  или  иной  жизненной

ситуации,  в  которой  оказывается  индивид.  Другие  же  категорически

утверждают,  что  нормы  нравственности - это  требования,  обращенные  к

человеку  извне.

Видимо, нет оснований  проводить водораздел между  индивидуальным  и  социальным характером  нравственных  требований,  поскольку  в  них  органически переплетаются  элементы  того  и  другого.  Ясно  одно,  что  любая социальная  норма  имеет  общий  характер, и  в  этом  смысле  она

адресуется  не  к  конкретному  индивиду,  а  ко  всем  или к  большой  группе индивидов.  Моральные  нормы  регулируют  не  «внутренний»  мир  человека,  а отношения  между   людьми. Однако  не  следует  упускать  из  виду индивидуальные  аспекты  нравственных  требований.

Можно с полной уверенностью сказать, что мораль является как бы

прародительницей и  государства и права, и что  отвечать народным чаяниям может только то государственное устройство, в котором и право и мораль находятся в теснейшем взаимодействии.

Актуальность рассмотрения данной темы можно определить так. Право по своим свойствам — такой социальный феномен, который вызван потребностью внести в социальную жизнь нормативные начала, организованность и порядок, основанные на началах социальной свободы, активности, ответственности, и потому по своей природе оно сопротивляется произволу и беззаконию. И вовсе не случайно во все исторические эпохи реакционные политические режимы на деле неизменно выступали в качестве противников права и законности. Именно как .явление, противостоящее произволу и беззаконию и в то же время обеспечивающее простор

для упорядоченной социальной свободы и активности, право само по себе —

занимает высокозначимое место в социальной жизни, выступает  как фактор

социального прогресса. При этом, понятно, собственная ценность права прямо обусловлена его социальной природой и весьма существенно зависит от этапа развития общества, стадии цивилизации, характера политического режима и соответственно от стадии его «гуманитарного восхождения» — движения от права сильного к праву гражданского общества.

Цель данной работы –  рассмотреть социальную ценность государства и права и современные

подходы к ней.

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и соотношение государства и права.

 

1.1. Понятие и сущность государства.

С древнейших времен людей  интересовал вопрос, что такое государство и право и как они соотносятся  друг с другом. Интересовал, прежде всего, потому, что государство и право  как и в древнем и в современном мире, так или иначе, касаются каждого человека.

Что же такое государство? Есть два значения этого слова, во-первых,

страны, т.е. политико-географического  образования, во-вторых, организации

политической власти, системы институтов власти. По мере развития государство развивалось и такое понятие как право. Под термином «право» понимается обоснованная, оправданная, свобода или возможность поведения, которая признается в обществе. Это краткие формулировки государства и права. Дальше постараемся рассмотреть каждый из пунктов, и как они между собой соотносятся.

Понятие "государство" связанно с двумя более широкими понятиями - "общество и власть".

     Общество - это общность людей на определенной  территории,

характеризующаяся экономическим  и духовным единством и целостностью организации жизни. Главная черта общества заключается в том, что оно представляет собой систему разумных существ, т.е. "особый самостоятельный социальный организм, охватывающий все население на той или иной территории.

Выделяются две разновидности  общества:

1. неразвитые общества, т.е. общества с еще не сложившимися, не

утвердившимися экономическими, политическими, социальными, духовными отношениями, институтами.

2.  развитые общества, т.е. с уже сложившимися, сформировавшимися

отношениями, и институтами.

Существенно деление  общества и на такие две группы:

a)   общества, в которых  необходимые единство и организованность достигаются в основном за счет внутренних экономических и духовных факторов (демократические общества);

б)  общества, в которых необходимые единство и организованность достигаются в основном в результате использования действующей внешней силы – власти (недемократические общества (с авторитарной и тоталитарной властью)).

Из этого вытекает значение понятия власть.

     Власть - это  отношение господства и подчинения, при которых воля и

действия одних лиц (властвующих) доминируют над волей и действием других лиц (подвластных).

Власть призвана служить  обществу, обеспечивать его целостность, служить

личности, обеспечивать и охранять права и свободы  граждан.

Есть две разновидности  власти:

1.   естественная  власть – в семье, в обществах  по интересам;

2.   власть, которая  «навязывается», выступает как внешняя  сила – в партиях,

в общественных объединениях и т.д.

Само по себе возникновение  государства выражает вхождение  человеческого

общества в цивилизацию, т.е. обретение им качеств саморегулирующейся системы, развивающейся на своей собственной основе. Важнейшей особенностью, характеризующей государство в условиях цивилизации, движение к свободе – постепенно утверждающаяся автономия личности, экономическая свобода, основанная на частной собственности, участие личности в управлении обществом (народовластие в тех или иных формах).

По мере совершенствования  цивилизации, роста и упрочения  демократии

государство превращается  из простого, из «просто» организации  политической власти, из примитивного, «варварского» принудительно-репрессивного образования в политическое общество, организованное, где власть функционирует в комплексе со всеми институтами власти, государства в соответствии с принципом разделения властей.

Исторический процесс  идет от несовершенного, неразвитого государства,

выступающего обычно как диктаторская государственная  власть, к развитому государству, где регулируются народовластие, экономическая свобода, свобода личности.

Вместе с этой основной закономерностью в развитии государства, может быть отличен и ряд других:

·     «уход» государства  от экономики, все большее его  отделение от

хозяйственной жизни, от выполнения функций собственника;

·     развитие конституции, институтов и правовых механизмов, сдерживающих политическую власть, вводящих ее в четко очерченные рамки, в строгий правовой режим;

·     все большее  преобладание республиканской формы  правления;

·     эволюция в формах и методах деятельности государственных органов, их

все большее подчинение закону, нравственным, гуманным началам.

Развитие государства  в любую эпоху неотделимо от развития (иногда

противоречиво) всего  общества, его экономики, культуры, морали, духовной

жизни. В передовых  демократических странах  в области  политико-

государственной жизни  все большее значение приобретают такие тенденции:

-  государство все больше становится «государством человека», в

котором человек, его  неотъемлемые права и свободы, нравственно-духовные,

гуманитарные основы его бытия выдвигаются на первое место;

-  все общество, а не только государство ,  выступает в качестве

правового;

-  утверждаются и все более развиваются институты либеральной

демократии – парламентариум, свободные выборы, муниципальное  самоуправлении ;

-  усиливается в условиях невмешательства государства в экономику, в

частноправовые отношения социальная ориентация, в его деятельности;

-  возвышается независимое правосудие, обеспечивается через него

всесторонняя защита человека, его прав и свобод.

Таким образом, можно  сделать следующий вывод: Государство  – это

политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая социальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций, способная делать свой веления обязательными для населения всей страны,  государство – продукт истории, выстраданной человечеством, ее опыта, ее ошибок. По мере развития истории позитивный потенциал государства все более и более раскрывается. Поэтому, в условия демократии совершенствование и укрепление государства во всем комплексе его институтов – единственное, естественное и оптимальное направление, по которому должна идти политическая жизнь современного общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Понятие права и  его основные функции.

Развитие государства, его совершенствование и укрепление, осуществляется ,

так, чтобы во всем комплексе  его институтов все более реализовывались  начала демократии, экономическая свобода, свобода личности – это закономерный процесс, отвечающий нуждам человечества.

Очень часто в нашей  жизни мы встречаемся со словом «право», прекрасно

представляя себе, когда  речь идет о моральном или юридическом  праве.

Юридические права –  это права четко определенные, записанные в законе,

устойчивые, защищаемые особенными государственными органами.

Право по своим свойствам - такой социальный феномен, который вызван потребностью внести в социальную жизнь нормативные начала, организованность и порядок , основанные на началах социальной свободы, активности, ответственности по этому по своей природе оно сопротивляется произволу и беззаконию. И вовсе не случайно во все исторические эпохи реакционные политические режимы на деле неизменно выступали в качестве противников права и законности. Именно как явление противостоящее произволу и беззаконию и в то же время обеспечивающее простор для для упорядоченной социальной свободы и активности, право само по себе занимает высокозначимое место в социальной жизни, выступает как фактор социального прогресса. При этом понятно, собственная ценность права прямо обусловлена его социальной природой и весьма существенно зависит от этапа развития общества, стадии цивилизации, характера политического режима и соответственно от стадии его «гуманитарного восхождения» - движения от права сильного к праву гражданского общества.2Под термином «право» понимается обоснованная, оправданная, свобода или

возможность поведения, которая признается в обществе. Есть еще и другие

значения этого слова: 

1) в смысле обычных  прав – свободы или

возможности поведения, основанной на обычаях, т.е. нормах, вошедших в привычку.

2)  в смысле моральных прав – свободы или возможности поведения,

основанной на принципах  добра и справедливости.

 3)  в смысле корпоративных прав – свободы или возможности поведения,

основанной на уставных и иных положениях, которые действуют  внутри

общественных, негосударственных объединениях, организаций, партий.

  4) в юридическом смысле – свободы или возможности поведения, называемой субъективным правом, основанной на законе, иных официальных источниках.

Но и в юридическом  смысл «право» имеет два значения:

1. субъективное юридическое право – свобода и возможность субъекта,

Информация о работе Социальная ценность государства и права