Социальная ценность государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе я постаралась рассмотреть особенности взаимоотношений государства и права. На протяжении многих веков этот вопрос волновал лучшие умы человечества. И сейчас он не потерял своей актуальности, потому что эти понятия являются важнейшими факторами общественной эволюции, непременными спутниками современного общества. От их взаимодействия зависит не только развитие , но и само выживание человечества.
Цель данной работы – рассмотреть социальную ценность государства и права и современные подходы к ней.

Файлы: 1 файл

курсовая соц ценность гос и права.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Изменение взглядов на социальную роль государства. Основные подходы к оценке современного государства и права.

 

3.1.Изменение взглядов  на социальную роль государства.

Элементы социального  государства существовали всегда, поскольку оно выполняло некоторые «общие дела», но такие элементы были часто ничтожны, незаметны. В современной литературе понятие социального государства чаще всего связывается с предоставлением социальных услуг государственное образование и стипендии студентам (далеко не во всех странах), государственная медицина (без оплаты за эти услуги со стороны больных), пособия по безработице, пенсии, особая забота об инвалидах, детях, максимальная продолжительность допустимого рабочего времени, минимально допустимый размер оплаты труда (в часах, месяцах и т.д.), обязательные дни отдыха, оплачиваемый отпуск и т.д. За счет государственного бюджета и в иных формах государство поддерживает слои населения, находящиеся в худших экономических условиях (безработных, престарелых и т.д.). В Конституции России 1993 г. названы многие из социальных услуг государства. Государство принимает меры, чтобы сгладить формы социального неравенства, хотя в условиях рыночной экономики даже социально ориентированной, ликвидировать совсем социальное неравенство невозможно. Нужно, однако, учитывать, что все эти меры осуществляются государством в конечном счете на основе того достояния, которое создано трудом народа, хотя и государство, регулируя общественные процессы, может стать важной производительной силой.

В настоящее время  считается, что государство должно взять на себя только решение вопросов, относящихся к фундаментальным нуждам людей (безопасность, инфраструктура, здравоохранение, образование народа и др.), но одновременно необходима активность граждан, их собственные усилия для обеспечения жизни и себе и своей семье. Необоснованные социальные льготы большинству или значительной части населения, не обеспеченные реально имеющимися ресурсами, как отмечалось, ведут к кризисным явлениям.

В новых конституциях европейских и некоторых   других   стран   появились   положения   о социальном партнерстве, социальной справедливости, социально-ориентированной экономике, о роли труда, об особой заботе о трудящихся и обездоленных слоях населения, о том, что частная собственность должна служить интересам общества. Принято обширное социальное законодательство (об ограничении рабочего дня, отпусках и выходных днях, о минимуме заработной платы, прожиточном минимуме, пенсиях, об образовании, здравоохранении и т.д.). Ничего этого было у капитализма Х1Х-начала XX вв. Изменилась и практика, произошло "ограничение рыночных сил и конкуренции". Суды активно ограничивают монополистическую деятельность (примеры с компанией "Майкрософт" известны),  государство устанавливает фиксированные цены на некоторые товары, тарифы на услуги. На предприятиях (в том числе частных, обычно с числом работающих более 50) созданы рабочие, заводские советы, советы предприятий, введено некоторое участие работников в акциях и распределении части прибыли частных предприятий . Говорится о "человеческих отношениях" между работодателями и работниками, и действительно в процессе производства и распределения возникают некоторые новые отношения все из них абсолютно "человеческие").

  Изменилась сама структура связей в системе: человек – коллектив – государство – общество. На первый план выдвигается поиск компромиссов и консенсуса на основе общечеловеческих ценностей. Человек объявлен высшей ценностью, благодаря современным средствам массовой информации большое значение в решении государственных дел приобрело общественное мнение, партии стали необходимым институтом в управлении делами общества. Общественные объединения (иные, чем партии), которые раньше игнорировались и которые еще в начале XX в. рассматривались судами США как "заговорщические организации", созданные для вмешательства в управление "священной" частной собственностью (речь идет о профсоюзах), стали в тех или иных формах оказывать влияние на государственную власть. Именно с различными объединениями и движениями снизу (в основном неформальными) некоторые авторы связывают теперь "третий путь" в развитии государственности и демократии. Возникают новые государственные формы (президентско-парламентарные и парламентарно-президентские республики, региональные государства, комбинированные международно-правовые и конституционно-правовые образования (наиболее яркий пример - Европейский Союз))

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Основные подходы к оценке современного государства и права.

Статья 1 Конституции Российской Федерации 1993 года гласит: «Российская

Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».3

Статья 7 Конституции  добавляет: «Российская Федерация - социальное

государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».4

Таким образом, мы живем  в стране, которая по Конституции  является правовым социальным государством. При этом все признают, что таковым государством Российская Федерация не является. Статьи 1 и 7 Конституции РФ носят всего лишь декларативный характер. Они указывают направление развития государственности в России. Далее мы постараемся проследить основные подходы к оценке современного государства и права.

Как уже отмечалось выше термин правовое государство состоит из 2-х частей:

           Государство – это исторически выделившееся из общества

и обусловленная его  экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также, обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

        Право – это система общих  правил поведения,

санкционированных государством и охраняемых от нарушения государством.

Идея о возможности  построения правового государства  возникла во времена

античности. Философ Платон различал 2 типа государственного устройства: в первом надо всем возвышались правители, а во втором – законы. И нужно

стремиться к  этому. Государство будет процветать, «если закон владыка над

правителями, а они  его рабы».5

Другой античный философ  Аристотель полагал, что в правильно  устроенном

государстве правят не люди, а законы, так как даже лучшие правители могут

ошибаться, они могут  быть подвержены страстям, закон же «уравновешенный разум».6

Эти идеи получили дальнейшее развитие в трудах Дж. Локка. Он писал, что до появления государства люди пребывали в естественном состоянии, что поражало у них чувство неуверенности. При образовании государства, люди отдали ему часть своих прав, чтобы государство, установив законы, охраняло их права. Локк выдвинул теорию «разделения властей».

В основе современных  концепций правового государства  лежали идеи французского правоведа Монтескье и немецкого философа Канта. Кант выдвинул «категорический императив», согласно которому каждый человек обладает абсолютной ценностью и не должен быть инструментом в чьих-либо намерениях. Государство должно опираться на право и согласовывать с ним все свои действия. По определению  Канта « право есть совокупность условий, при котором  произвол одного лица совместим с

произволом другого  с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям относятся: наличие принудительного осуществления законом, гарантируемый статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общество перед законом, разрешение споров в судебном порядке».7

Он выделяет при этом 3 ветви власти как идеальную организацию  государства.

Сейчас государственные  деятели и правоведы говорят  о построение правового государства, как о цели, к которой надо стремиться. Наиболее экономически развитые страны как США, Франция, Англия ближе всех к построению правового государства. Но и там не решены многие проблемы: существуют нарушения прав личности, дискриминация отдельных социальных групп. В этих странах разный принцип государственного устройства, своя модель разделения властей. Поэтому, правовое государство – это только идея, концепция, стимул, к которому нужно стремиться.

На основании идей политико-правовой линии можно сформулировать основные признаки правового государства:

-        господство права во всех сферах  общественной жизни, связанность

законом самого государства, всех его органов, должностных лиц, граждан;

-        «разделение властей», наличие эффективных  форм контроля за

осуществлением закона;

-        незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства,  их

охрана и гарантии;

-        взаимная ответственность государства  и личности.

Таким образом, правовое государство – это демократическое  государство, где обеспечивается господство права, верховенство законов, равенство всех граждан перед законом и судом, где признаются и гарантируются права и свободы личности, и где в основу организации государственной власти положен принцип «разделения властей».

Американский исследователь  общественной жизни в России А. Валенский, пришел к выводу: «В России право отвергалось по разным причинам: во имя самодержавия или анархии, во имя Христа или Маркса, во имя высших духовных ценностей или материального равенства».8

На протяжении 70 лет  принцип правового государства  отвергался советской

властью. Только в 1988 году, в решениях 19 Всесоюзной партконференции, было записано, что перед Россией стоит цель – построение правового государства. Казалось, что достигнуть этого можно без особых усилий и быстро, но на практике мы видим, что растет правовой нигилизм, правовое бескультурье. Было принято много законов, соответствующих международным нормам права, но это привело к хаосу в стране. Например, право проводить митинги и демонстрации приводит к побоищам и жертвам, противоречит правам других людей на отдых и свободное передвижение в местах их проведения. Свобода торговли привела к нарушению прав потребителей, к антисанитарии, возрастанию угрозы здоровья

покупателей. Отказ от уголовного преследования потребителей наркотиков,

вылился в рост преступности.

Становится очевидно, что невозможно построить правовое государство без

решения продовольственной  и жилищной проблем и преодоления  материальной необеспеченности отдельных граждан. Экономический кризис сводит на «нет» все политические права.

В России на протяжении длительного  времени отсутствовало понятие  права.

Поэтому сейчас, когда  говорят о правовом государстве, имеют в виду не одно и тоже. Для кого-то это анархия, для кого-то торжество права, а для кого-то

нравственное начало (совесть, честность).

Наиболее остро в  России стоит вопрос о разделении властей. Это тормозит ход экономических реформ, возникает «война законов», это ослабевает механизм верховенства закона и его исполнения. Противоборство властей приводит к коррупции.

В России долгое время  шла борьба между властными структурами  за выбор между президентской и парламентской республикой. Борьба завершилась октябрьскими событиями, что едва не привело к гражданской войне. Все это дискредитировало саму идею построения правового государства. Многие хотят установления любой власти, лишь бы был порядок.

Кое-что уже делается. Созданы некоторые гарантии прав человека от произвола чиновников. Действует закон «об обжаловании в суде действий, нарушающих права и свободы граждан». Если ваши права ущемлены, вы можете пожаловаться в суд на все органы власти и управления.

Формирование нового законодательства, совершенствование  и пересмотр старого – означает формирование новой правовой системы.

Приняты многие законодательные акты, создающие основы для развития демократии в нашей стране. Это Декларация о суверенитете, Закон о Президенте РФ,   закон о гражданстве, Декларация прав и свобод гражданина, закон о собственности, о статусе судей, о печати.

Большой шаг на пути установления правового государства в России –

установление политического  и идеологического плюрализма, многопартийности.

Низкая правовая культура населения является тормозом на пути построения

правового государства. Правовая культура – большая сила. Американский юрист Л.Фридмен приводит такой пример: он представляет правовую структуру в виде некой машины,  тогда правовая культура – то  и тот, кто решает включить или выключить машину и определяет, как она будет использована».9

Правовая культура включает в себя: совершенное законодательство, отношения людей к закону, высокое правосознание населения. Ничего сейчас в России из вышеперечисленного НЕТ!

В последние годы в  русле реформаторских процессов  произошли серьезные

изменения в научных  взглядах на государство и право.

Концептуальные положения  и пути формирования правового государства  излагаются в трудах сегодняшних исследователей права и государства:  С.С. Алексеева, В.Н. Хропанюка, В.Н. Кудрявцева и др.

По В.Н.  Хропанюку  правовое государство - "это такая форма организации и

деятельности  государственной  власти,  которая строится на взаимоотношениях с индивидами и различными  объединениями на основе норм права".

Теперь рассмотрим основные характеристики правового  государства. В.Н.

Хропанюк различает экономическую, социальную и нравственную основу правового

государства. "Экономической  основой правового государства  являются

производственные отношения,  базирующиеся  на многоукладности,  на различных формах  собственности (государственной,  коллективной, арендной, частной, акционерной,  кооперативной и др.) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически." В  правовом государстве  собственником должен быть производитель и потребитель материальных благ. Правовое начало же государственности реализуется  только  при наличии свободы и самостоятельности собственности, которые обеспечивает право".10 Социальную основу  правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан... В центре внимания... находится человек, его права, свободы и интересы.  Правовое государство это и  социальное государство". (Но далеко не обязательно, на мой взгляд, и не всегда).

Информация о работе Социальная ценность государства и права