Социальная ценность государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе я постаралась рассмотреть особенности взаимоотношений государства и права. На протяжении многих веков этот вопрос волновал лучшие умы человечества. И сейчас он не потерял своей актуальности, потому что эти понятия являются важнейшими факторами общественной эволюции, непременными спутниками современного общества. От их взаимодействия зависит не только развитие , но и само выживание человечества.
Цель данной работы – рассмотреть социальную ценность государства и права и современные подходы к ней.

Файлы: 1 файл

курсовая соц ценность гос и права.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

На тех же правовых началах строится ответственность личности перед

государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Правовой характер взаимной ответственности государства и  личности - это

важная составная часть  объективно складывающегося в обществе права, а не

продукт волеизъявления государства. Соблюдение правовых требований -

юридическая обязанность  всех, и прежде всего государства. Этим подчеркивается неотчуждаемость естественных прав человека в правовом государстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Разделение властей.

     Основным принципом  организации и деятельности правового  государства является разделение властей. Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой - подзаконность исполнительной и судебной властей. Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции.

Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми  мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.

     Законодательная власть  обладает верховенством, поскольку она

устанавливает правовые начала государственной  и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счете правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме

правового государства обусловливает  высшую юридическую силу принимаемых  ими законов, придает общеобязательный характер нормам права, выраженным в них.

Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы ее действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.

     Исполнительная власть  в лице своих органов занимается  непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Ее деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты,

устанавливающие новые, не предусмотренные  законом, права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности.

Сдерживание исполнительной власти достигается  также посредством ее

подотчетности и ответственности  перед представительными органами

государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может

обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных  лиц в судебном порядке.

     Судебная власть призвана  охранять право, правовые устои  государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

С одной стороны, суд не может  присваивать себе функции законодательной  или исполнительной власти, с другой стороны, его важнейшей задачей является организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей.

Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором,

предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего

конституционных, как со стороны  законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

В ряде стран функцию конституционно-правового  контроля выполняют

конституционные суды. Своей  деятельностью они гарантируют  верховенство

конституции в правотворческой  деятельности законодателя. В нашей  стране такую функцию выполняет Конституционный суд Российской Федерации. В США эта функция возложена на Верховный суд, который в течение более двух веков обеспечивает неприкосновенность Конституции США и ее конструктивное развитие.

Таковы основные характеристики правового государства. В них  концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития государственно-организованного общества. Естественный прогресс человеческой жизни вносит и будет вносить новые элементы в теорию и практику строительства

правового государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    2.3. Факторы, определяющие природу и сущность государства.

Самый детальный и  тщательный теоретический анализ понятий, признаков сущности, форм, функций, аппарата государства, государственных  режимов все-таки будет недостаточным, если мы хотим составить целостное  и развернутое научное представление  о государстве. Иначе говоря, в процессе познания нельзя ограничивать себя движением только по контуру государства. Разумеется, изучение названных сторон государства просто необходимо для ответа на вопросы - что такое государство? какова его сущность? каковы его ближайшие и отдаленные перспективы? каковы тенденции и закономерности его исторического движения?

 Для ответа на  подобные вопросы, безусловно, необходимо  обратиться к факторам, лежащим  (пусть теоретически, мысленно) за  пределами, границами собственно  государства и, тем не менее, порой самым решающим образом влияющие на государство. Без обращения к такого рода факторам наше понимание государства будет и неполным, и неадекватным. Среди этих факторов, прежде всего, необходимо выделить социальный, экономический, политический, культурный.

 Социальный фактор. Здесь речь идет о социальной  структуре общества, степени ее  развитости, характере и содержании  отношений между составляющими  структуры. Например, структура рабовладельческого  общества, упрощенно говоря, проста. Она сводится в целом к двум социальным классам (рабовладельцы и рабы), отношения между которыми, как свидетельствует история, напряженны и антагонистичны. Структура тяготеет к консервации существующего положения вещей. Она не порождает социальную объективную потребность в личности, в понимании человека как ценности. Данный исторический тип общества со свойственными ему классами, социальными группами, отсутствием наций, конфликтными внутри- и межклассовыми отношениями порождает государство с открыто классовыми сущностными и функциональными характеристиками.

 Другое дело, если  обратиться к феодальному обществу. Его структура по сравнению  с рабовладельческим обществом  более сложна (например, складывается  значительное по численности  городское население), но все-таки в динамическом отношении малоподвижна. В лице представителей класса феодалов нередко соединяются власть, собственность, право. Государство как бы только постепенно отделяется, отслаивается от самого общества, сохраняя при этом явно классовые, сословные предпочтения со стороны своих форм, функций, сущности, состава государственных чиновников.

 Приведенные здесь  характеристики социальных структур  предельно схематичны. Однако и  в таком упрощенном варианте, а тем более в развитом виде  они требуют более внимательно отнестись к тем теоретическим построениям, согласно которым государство вообще появляется только на последних фазах феодального общества. Государства-полисы же с позиций этих теорий вообще не являются государствами.

 Современные общественные  системы, некоторые из которых определяют как индустриальные, постиндустриальные, не знают социальных классов (в их марксистском и не только в марксистском понимании). Их социальная структура чрезвычайно подвижна, включает в себя такие явления, как народ, нация, народность. Разумеется, велика роль личности, межличностных отношений, индивидуальных и групповых интересов. Такого рода особенности современных развитых социальных структур уже не позволяют характеризовать природу и сущность государства как исключительно классового явления.

 Экономический фактор. У общества есть и экономического  свойства потребности в государстве  как властвующего и управляющего  института власти. Характер и  содержание, мотивация индивидуального  и общественного труда, формы  собственности, степень научно-технической оснащенности общественного производства, способы распределения произведенных материальных благ не только образуют материально-экономическую основу государства, но и нередко решающим образом определяют возможности и содержание функций государства, реальность его суверенитета, структуру государственного аппарата. Сам тип экономической системы может отвести государству роль только "ночного сторожа" или считать государственную собственность единственной или доминирующей. Экономические кризисы или деградация экономики могут привести не только к негативным последствиям в тех или иных сторонах государства (например, государственный режим, государственный аппарат), но и полностью подорвать всякое доверие к государству со стороны общества. Экономический фактор во всех его формах и проявлениях влияет на государство, на властвующих и управляющих, прежде всего через их сознание, их понимание реальных экономических процессов.

 Политический фактор. Государство - насквозь политический  институт. Однако политика не сводится к государству. Она включает также политическое сознание, партии, политические процессы и ценности, нормы, политические идеологии, политические отношения. Политический фактор в своем содержании, формах проявления всегда противоречив. Например, политические партии не только могут изменить вектор функций государства, повлиять на форму государства или даже навязать ее обществу, но и в определенных исторических условиях подчинить фактически государство своим узкопартийным интересам, создав своеобразный властвующий институт "партия - государство". Велико воздействие на государство, его функциональные институциональные стороны политических идеологий, которые, как известно, могут иметь самую различную направленность - от крайне реакционной, националистической до демократической. Политические процессы как составляющая фактора могут принять предельно радикальные выражения - волнения, восстания, революции - что, разумеется, может привести и приводит не просто к принципиальным переменам во всех характеристиках государства, но и порой к его разрушению.

 Культурный фактор. Государство можно рассматривать  и понимать как явление культуры  в целом, а не только политической. При всей многозначности понятия  культуры, ее деления на материальную  и духовную она не может быть сведена к книгам, музеям, театрам и т.д. Одной из центральных идей культуры является идея достоинства личности, понимания человека как высшей ценности. Именно в этой своей части культура ориентирует государство в его формах, деятельности, принципах властвования и управления, организации государственного аппарата на человека, его материальное благополучие, безопасность, духовное развитие.

 Помимо названных  факторов, естественно, существуют  и другие. Например, моральный, национальный, религиозный. В наши дни нельзя не учитывать процессы глобализации. Из истории известны примеры, когда религиозный фактор в виде религиозных войн, реформаций самым решающим образом определял судьбы государства во всех его проявлениях, на разных стадиях его исторического движения вплоть до образования теократических государств. Достаточно обратиться к истории становления и распространения христианства и ислама.

 Формирование наций  породило громадной важности  и сложности исторический процесс  становления национальных государств (например, Европа ХIХ в.). Многие авторы справедливо отмечают нарастание в наши дни национальных процессов и их неразрывной связи с образованием и распадом государств. И действительно, политический опыт последнего десятилетия Европы и Азии подтверждает эту мысль.

 Современные процессы  глобализации - проблемы понятия,  признаков при самых различных  пониманиях глобализации и отношениях  к ней - нельзя не учитывать  при рассмотрении и сущности  государства. В контексте глобализации (помимо ее экономической, информационной, культурной, научно-технической, эстетической составляющих) наблюдается своего рода стандартизация, универсализация, например, элементов формы правления государства, принципов властвования и управления, понимания суверенитета, согласования налоговых систем и др. Без учета данного фактора нельзя верно оценить и понять ряд важнейших перемен и процессов, которые переживают современные государства.

 Еще раз отметим,  что факторный анализ подтверждает  важное методологическое и теоретическое  положение - подлинно научный теоретический портрет государства не может быть создан, если это создание (познание) будет замкнуто только на самом государстве. Однако здесь необходимо отметить еще один существенный с теоретической точки зрения момент. Оценивая и классифицируя данные факторы, не следует гипертрофировать роль того или иного фактора, отводить ему роль решающего даже с оговоркой "в конечном счете". Так, роль экономических форм может быть снижена политическим, моральным и даже религиозным факторами. А роль религиозного фактора может быть погашена культурными и политическими формами и средствами. Другими словами, нет какого-то одного главного, ведущего фактора, т.е., в конечном счете, экономического, или политического, или иного детерминизма.

 Факторный анализ показывает, что общество во всех формах и сферах его жизни не однолинейно, не монотонно, но с неизбежностью и объективно противоречиво, а это определяет и противоречивую природу государства в целом, его сущностных, содержательных, формальных и функциональных сторон.

Информация о работе Социальная ценность государства и права