Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 22:22, курсовая работа
Цель данной работы состоит в раскрытии социальной сущности правонарушения. Но для того, чтобы анализировать их социальную сущность, необходимо прежде всего знать, что такое правонарушение. Иначе говоря, следует охарактеризовать те общие признаки, которые свойственны всем разновидностям правонарушений (преступлений, гражданско-правовых, административных и иных проступков) и отличают их от других общественных явлений.
Специальными называются меры, направленные именно на решение проблем борьбы с правонарушениями. Они могут быть адресованы всему населению, т. е. неопределённому кругу людей, или отдельной социальной группе. Моно сказать, что специальные меры направлены на борьбу с правонарушениями в целом, с отдельными её видами и на предупреждение правонарушительного поведения отельного человека.
Это, в первую очередь, экономические меры – меры по повышению экономического благосостояния людей. Они являются материальной основой профилактики правонарушений, оказывая в то же время психологический эффект. Например, в настоящее время экономические меры активно способствуют оздоровлению нашего общества, снятию глубокой депрессии, охватившей наше общество. Сейчас нравственно-психологический климат российского общества несколько улучшился. Если в середине 90-х годов социологи фиксировали в России высокий уровень тревожности и беспокойства, то в 2002 г. Социологические опросы в России дали более обнадёживающие результаты. Меры социальной помощи и поддержки должны оказываться тем конкретным группам людей, семьям и отдельным личностям, которые в такой поддержки нуждаются. Помощь и поддержка нужна всем, кто беден, стар, выбит из жизненной колеи, кого преследуют неудачи, отчужден от нормальных связей и отношений.
Педагогические меры направлены на воспитание людей, в необходимых случаях – на исправление и перевоспитание, скажем, осужденных в местах лишения свободы. Особого внимания заслуживают подростки из неблагополучных семей, совершающие мелкие правонарушения и аморальные поступки.
Организационные меры должны реализовываться ради улучшения деятельности предприятий и учреждений, в том числе правоохранительных, повышения их эффективности в борьбе с правонарушениями в пределах их компетенции и профессиональных обязанностей.
Можно также выделить медицинские меры предупреждения правонарушений. Они необходимы применительно к лицам, страдающим психическими расстройствами и склонным к совершению правонарушений; к подросткам из неблагополучных семей, ведущих антиобщественный образ жизни; к лицам, ведущим бездомное существование.
Отдельную группу людей, нуждающихся в медицинской помощи, составляют ранее судимые, больные туберкулёзом.
Арсенал технических мер предупреждения правонарушений сейчас чрезвычайно обширен, сложилась даже особая индустрия производства соответствующих технических средств. Технические меры всеохватывающие – они могут быть применены для охраны жилищ, имущества, безопасности граждан, защиты ценных бумаг и т. д. Однако в России такие меры применяются реже, чем в западных странах, так как у нас просто не успела сложиться жизненная практика их широкого применения, люди не знают, как им пользоваться, да и просто не привыкли к ним.
На любом этапе развития общества важны духовные меры, в том числе религиозного характера, которые поднимают духовность людей и тем самым могут обеспечивать их надлежащие поведение. Не менее нужны меры, направленные на повышения уровня образования и культуры людей. В связи с этим следует подчеркнуть исключительную роль гуманитарного образования в средней школе.
Необходимо отметить, что все перечисленные меры должны применяться в совокупности, взаимно дополняя друг друга и реализуясь тогда и там, где они нужны и могут принести наибольшую пользу. Слабостью нашей системы борьбы с правонарушениями являются громкие, как и советское время, призывы к её усилению, стараясь при этом произвести минимальные денежные затраты. Пока государство не будет тратить на профилактику правонарушений достаточные материальные средства, значительных успехов быть просто не может. Останутся призывы, благие намерения, но не будет действительных результатов в обеспечении правопорядка, учитывая к тому же масштабы коррупции в правоохранительных органах. Мы сейчас занимаем одно из первых мест в мире по уровню преступности, и наша задача – изменить это положение. Но она не может быть решена без значительных материальных средств, направленных именно на профилактику правонарушений, призванную надлежащим образом наладить воспитание и обучение подрастающего поколения, организовать его досуг, обеспечить исправление осуждённых в местах лишения свободы и т. д. В виду имеются и общие и специальные меры профилактики правонарушений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В подведении итогов можно сделать следующие выводы.
Итак, правонарушение можно определить как виновное, противоправное действие (бездействие) лица, причиняющее вред обществу, государству или отдельным лицам. Систему наиболее общих, типичных и существенных признаков отдельных разновидностей правонарушений отражает состав правонарушения. К числу обязательных элементов любого состава правонарушений относятся: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона правонарушения.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, регулируемые и охраняемые правом.
Объективная сторона показывает его выражение вовне. Содержание объективной стороны составляют: противоправные деяния, его общественно вредные последствия и причинная связь между деянием и наступившими последствиями.
Субъектом правонарушения признается достигшее определенного возраста деликтоспособное, вменяемое лицо, а также социальные организации.
С субъективной стороны всякое правонарушение характеризуется наличием вины, то есть психическим отношением лица к содеянному.
Правонарушения делятся на проступки и преступления. Преступления отличаются максимальной степенью общественной опасности (вредности). Они посягают на наиболее значимые, существенные интересы общества, охраняемые от посягательств уголовным законодательством. Проступки отличаются меньшей степенью общественной опасности, совершаются в различных сферах общественной жизни, имеют разные объекты посягательства и правовые последствия.
Правонарушения были, есть и, по-видимому, будут. Задача правоохранительных органов вести активную последовательную борьбу с ними, однако только они не в состоянии значительно снизить масштабы их распространенности в обществе. Для этого необходимо проведение комплекса экономических, социально-политических, организационных мероприятий, направленных на укрепление экономической системы, повышение материального благосостояния, сознательности, информированности и культуры граждан, наведение порядка и стабильности в развитии общественных отношений.
Большая роль отводится правовоспитательной работе. Граждане должны быть информированы о правовых требованиях, предъявляемых к ним государством. Ведь иногда нарушение правовых предписаний связано не с антисоциальной установкой личности, а с незнанием содержания правовых актов (оформление некоторых документов, соблюдение последовательности действий и т.п.). Для устранения некоторых правонарушений важно проведение медико-биологических мероприятий против алкоголизма, наркомании.
Необходимо повысить результативность деятельности самих правоохранительных органов, улучшить их материально-техническое оснащение. Наказание за совершенное противоправное деяние должно быть как неотвратимым, так и справедливым, т.е. соответствовать тяжести содеянного и степени вины правонарушителя.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативная литература:
1. Конституция Российской Федерации. – 2008г. // «Российская газета» от 25 декабря 1993г.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях – 2008г. «Российская газета» от 31 декабря 2001.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации. – 2008г. // «Российская газета» от 31 декабря 2001.
4. Уголовный кодек Российской Федерации – 2005г. // «Собрание законодательства РФ» от 17 июня 1996.
Учебная литература:
1. Марченко М.Н. Теория государства и права. Курс лекций. – М.: Зерцало, 2000 г., 607с.
2. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2004 г., 609с.
3. Попов Л.Л. Административное право. - М.; ЮРИСТЪ, 2004., 595с.
4. Малков В.Д. Криминология, учебник – ЗАО Юстицинформ, 2004 г., 428с.
5. Суханов Е. А. Гражданское право. Том I. – М.: БЕК, 2006 г., 687с.
6. Шкатулла В. И. Основы правовых знаний. - М.: ACADEMIA, 2003., 392с.
7. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, 5-е изд., перераб.и доп./ под общ.ред. Е.Н. Сидоренко. – М: «Проспект», 2006 г., 703с.
Специальная литература:
1. Малеин Н.С. Правонарушения: понятие, причины, ответственность. – М.: Юридическая литература. 1999 г., 190с.
2. Денисов Ю.А. Общая теория правонарушения и ответственности. – Л.: Изд-во Ленинградского университета. 2000 г., 142с.
3. Кудрявцев В.Н. Закон, поступок, ответственность. – М.: Юридическая литература, 1984 г., 239с.
4. Кудрявцев В. Н. Причины правонарушения. – М.: Юридическая литература, 1976 г., 198с.
5. Кузнецова Н.Ф. Преступление и преступность. – М.: Юридическая литература 1969 г., 254с.
17
[1] УК РФ. – 2005. – ч.1 ст.14 // «Собрание законодательства РФ» от 17 июня 1996.
[2] КоАП РФ. – 2008. – ч.1 ст.2.1. // «Российская газета» от 31 декабря 2001.
[3] ТКРФ. – 2008. – ст.192. // «Российская газета» от 31 декабря 2001.
[4] Малеин Н.С. Правонарушения: понятие, причины, ответственность. – М.: Юридическая литература.1999. С. 7.
[5] Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. Учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2004. С.498.
[6]КоАП РФ. – 2008. – ст.12.9. // «Российская газета» от 31 декабря 2001.
[7] КоАП РФ. – 2008. – ч.3 ст.20.4. // «Российская газета» от 31 декабря 2001.
[8] Попов Л.Л. Административное право. - М.; ЮРИСТЪ, 2004. С.325.
[9] КоАП РФ. – 2008. – ст.7.17. // «Российская газета» от 31 декабря 2001.
[10] Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. М., 1985. С. 78.
[11] Шкатулла В. И. Основы правовых знаний. - М.: ACADEMIA, 2003. С.181.
[12] КоАП РФ. – 2008. – ст.2.7. // «Российская газета» от 31 декабря 2001.
[13] Конституция РФ. – 2008. – ст.45. // «Российская газета» от 25 декабря 1993.
[14] УК РФ. – 2005. – ст.37. // «Собрание законодательства РФ» от 17 июня 1996.
[15] УК РФ. – 2005. – ст.38. // «Собрание законодательства РФ» от 17 июня 1996.
[16] КоАП РФ. – 2008. – ст.2.1. // «Российская газета» от 31 декабря 2001.
[17] Денисов Ю.А. Общая теория правонарушения и ответственности. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1983, с. 74.
[18] УК РФ. – 2005. – ст.15. // «Собрание законодательства РФ» от 17 июня 1996.